Эссе 54. Приметы

Первые курсы института очень важны в становлении студента. Именно на первом курсе бывшие школьники расстаются со своей школьной моделью поведения и осваивают новую модель, для них, точнее для многих из них, ранее не знакомую. У студентов-первокурсников происходит резкий рывок в развитии духовно-нравственной культуры. Четко начинают выстраиваться в ряд главные аспекты обучения: информационный, мотивационный, операционный. И хорошо, когда студент рано начинает ощущать эти аспекты и воплощать их. Вот как раз духовность и есть способность студента сознательно я подчеркиваю, сознательно, управлять собой и своим поведением. Духовность не много, не мало, а одна из главных характеристик студента как личности, как человека. И те студенты, которые осваивали управление собой и своим поведением с учетом тех трех аспектов, повторюсь, информационного, мотивационного, операционного, становились в будущем хорошими специалистами в своих областях деятельности.

Например, могу назвать нескольких выпускников 1972 года: Виктор Кубасов, Владимир Файнзильберг и Саша Сальмайер, да и много других. А вот те студенты, которые быстро научились распознавать духовные характеристики окружающих, да еще и с учетом тех же трех аспектов, в студенчестве становились лидерами, официальными, либо неофициальными в группах, на курсе, а в дальнейшей жизни, как правило, хорошими организаторами.
Как пример могу назвать Ваграма Агаджаняна, Алексея Краснова.
Правда, про них с полной ответственностью можно сказать, что и специалисты они классные.
И последний штрих моего псевдонаучного размышлизма-вступления: в институте студенты проходят не обучение. Я бы разделил этот процесс на два: со стороны преподавателей это - преподавание, а со стороны студентов - учение, самообучение. И прекрасно, когда эти два потока сливаются в один; и очень плохо, когда весь период пребывания студента в вузе идут параллельно.

Что, устали? Я тоже устал от такого напряжения умственной деятельности. Но все вышеизложенное и объясняет то, о чем будет сказано ниже.
Как бы ни развивался уровень духовно-нравственной культуры, практически ни один студент не прошел мимо примет и ритуалов. Ну, скажите, какой студент позволит себе наступить на канализационный люк во время сессии? Да никакой. Честно скажу, я до сих пор стараюсь их обойти или перешагнуть. Я писал ранее в эссе "Фармакология", что мы с Ваграмом за день до экзамена обязательно ходили в баню, и это было у нас ритуалом, а студенческая примета запрещала перед экзаменом не только мыться, но и расчесываться.
Но не только мы с Ваграмом и верили в приметы, и опровергали их своими ритуалами. Вот две подружки, я тоже ранее писал о них в эссе "3 таблетки аминазина", Нагорнова Надя и Андроханова Наталья, тоже и верили в приметы, и опровергали их.

Про черную кошку я даже говорить не буду.
Конечно же считалась стопроцентной примета, удача ждала подружек, если, выходя из дома на экзамен, они первым встречали мужчину. Ну, а если еще и мачо?!
И конечно же ни в коем случае нельзя забывать зачетку, а то удачи не будет. Но вот ситуация, когда я, еще не став студентом, забыл экзаменационную книжку на экзамен по физике и получил в результате пятерку (см эссе "Как я стал студентом"), может не рассматриваться, так как это было еще до того, как я узнал про приметы. Но вот история, которая случилась у Нади с Наташей. Девчонки знали акушерство хорошо, посещали лекции, писали конспекты и все равно усердно готовились к экзамену. Вечером, перед экзаменом, проверили пятаки в своих зачетках, все было на месте. Утром, не позавтракав, но в нарушение приметы, навели соответствующий марафет, хотя что там было наводить - девчонки были и сами хороши. Вышли из квартиры, а навстречу по лестнице сосед поднимается, не мачо, но мужик. Наташа подмигнула Наде, мол, все ОК.

Пришли на кафедру, и тут у Нади в голове как молния: "Зачетка на подоконнике!" И чуть не заплакала. Наташа тоже хотела не идти на экзамен в знак солидарности, но Надя убедила ее идти и сдавать, но дождаться Надю с зачеткой. Как она практически всю дорогу бежала домой, Надя и сейчас вспомнить не может. Рассказывает, что только одна фраза и вертелась в голове: "Не сойдет с рук, ой не сойдет!". Насколько бы легче было Наде, если бы она прочитала молитву: "Ангел мой, иди со мной, ты впереди - я за тобой! Сделай так, чтобы я сдала экзамен!", но она была "комсомолка, спортсменка и просто красавица!", в Бога не верила и молитву эту не знала. Тем не менее сдала на отлично. Наташа дождалась Надю и призналась ей, что ругала ее на чем свет стоит.
Это тоже студенческая примета, если близкий будет ругать - все пройдет как по маслу.
Недолго Надя верила и в примету, что ночь перед экзаменом нужно посвятить повторению. До летней сессии по окончании первого курса. Перед экзаменом по биологии они с Наташей прозанимались до утра. И если Наташа хоть бы хны, то Надежда уже в институте на кафедре стала засыпать; каких трудов стоило Наташе будить ее! Она Надю и щипала, и шлепала по щекам, пока кто-то не дал ей булавку, и Наташа ткнула Наде в мягкое место той булавкой. От вопля Нади даже лаборантки выскочили в коридор посмотреть, что там творится. Надя, проснувшись таким образом, пошла и получила отлично. Наташа чуть не плакала и просила прощения, ей было жалко Надю, что сделала ей больно. Но та и не думала сердиться и с удовольствием пошла с группой на радостях после экзамена в кинотеатр "Москва" на индийский фильм "Любовь в Симле". Надя была счастлива — фильм был двухсерийный, и она отлично выспалась.

Вроде бы урок на всю оставшуюся студенческую жизнь, но нет. Ох, уж эта Наталья, вот уж неутомимая и активная! Она опять уговорила Надю учить всю ночь политэкономию. И что? В пять утра уснули обе. Да так крепко, что спали до полудня. Проснулись вместе, ну, конечно, спали, как убитые, семь часов, вот и выспались. Быстро собрались, на еду времени просто не было (хоть эта примета была соблюдена) и, переругиваясь по тихому, побежали на кафедру. Экзамен закончился. Нашли преподавателя и, чуть не бухнувшись ему в ножки, стали уговаривать принять экзамен. Что они ему там наговорили, одному Богу известно. Настроение у преподавателя было хорошим, и он согласился при условии, что обе претендуют на отлично. А что им не претендовать - выспались. И ведь обе получили отлично.

Лапшин И.А., а это был он, нормальный мужик и экзаменом был доволен и наговорил еще и кучу комплиментов девчонкам. И уж тут они взяли друг с друга слово, что перед экзаменом будут спать!
Но вот одной примете Надя была верна все годы студенчества. И она ее ни разу не подвела. Надя никогда о ней никому не говорила, только вот через сорок лет доверила вашему покорному слуге. А примета такая: если утром перед экзаменом ей в голову приходила какая-либо шутка или, как сейчас говорят, "прикол", она знала: чувство юмора с ней, и все будет хорошо. Как же сердились девчонки, когда она вдруг ни с того ни с сего хохотнет перед экзаменом. Нет, даже НАСНАНЕсткам она ни слова не сказала. Вот выдержка!!! По гистологии у Надежды все время были проблемы. Она не умела рисовать. А с нее требовали то амебу нарисовать, то таракана какого-то. К тому же у Нади сперли учебник Елисеева по гистологии, библиотечный. Такой противный был этот Анатолий Георгиевич Михеев. Она и учебник с ним связала. Нет, спер не он, но он виноват, и все. И вот идти к нему на экзамен. Надя расстроилась сначала, а потом вспомнила, что у ребят студентов тоже была традиция: каждый год после сессии бить Михеева.

Вспомнив, Надя рассмеялась и в конечном итоге получила у Михеева, ну, пусть не "отлично", но "хорошо" тоже хорошо.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=54#a54
2 сентября 2011г.


Рецензии