Эссе 61. Горький сахар

"Как аукнется - так и откликнется" или по-другому: "Какой голос подашь вначале, такой за тобой и закрепится". Народная мудрость, она ведь годами, столетиями выкристаллизовывалась, но одни ею пользуются, а другие о ней и не слышали. А может быть, и слышали, но считают, что это не про них и не для них. И, как следствие, возникают различные коллизии, не очень приятные как раз для них.
Вернусь к Вадику Почекутову и армейским сборам, после пятого курса института. Вообще-то Вадик всегда пожизни был несколько аморфный. Но когда он находился в институте в своей группе, то эта аморфность у небольшого количества людей не вызывала особого внимания и желания как-то сыграть на ней. Но когда Вадик попал на сборы, где его окружение составляли более сотни озлобленных парней, нет, не явно озлобленных, а подсознательно, ведь им ограничили свободу, заставив их носить военную форму, поместив их в ограниченное забором пространство, Вадик стал еще более аморфным и где-то даже безвольным. Он полностью подчинился ситуации и той агрессивной мужской студенческой среде и плыл, как по волнам, по принципу: "куда вынесет". Ну, а та, упомянутая мною агрессивная среда, тут как тут и стала забавляться и развлекаться, как может. И вот вам пример: по программе сборов отцы-командиры запланировали ночной марш-бросок на пять или десять километров.
Я точно уже и не помню, так как сам-то я в нем не участвовал, но в числе нескольких знал о нем и предупредил, кого считал нужным. Ну, а кто будет предупреждать Вадика? Конечно же никто его не предупреждал. Но еще с вечера, после того как Вадик заснул, ему поменяли местами портянку и полотенце. Сделал это тот представитель агрессивной среды, который знал о предстоящем ночном марш-броске. Ну кто в суматохе в чем разбирается? Буквально автоматически выполняет все действия, душа-то спит еще. Вот и наш Вадик, после сигнала подъема машинально намотал на ногу вместо портянки полотенце, а портянку повесил на шею и бегом к умывальникам поплелся. А портянки у Вадика, надо сказать, источали "аромат" совсем не Chanel N 5 и не GIO. Вадик ничего не замечал и не чувствовал. Он умывался. Вокруг собралась толпа, не уходили и ждали финала даже те, кто уже умылся - сарафанное радио сработало, и все знали, что будет хохма с Вадиком. И хохма состоялась: Вадик умылся и начал вытирать лицо портянкой,видно, почувствовал специфический запах пота ног и стал внимательно рассматривать то, чем он только что вытирал лицо. Взрыв хохота был такой, что в деревне Плотниково залаяли собаки во дворах, а в умывальник прибежали даже офицеры, чтобы узнать о причине, ведь на дворе была ночь. На Вадика жалко было смотреть. Он стоял обиженный, только и сказал: "Гады".
Над Бадри Липартия тоже потешались за его горячность, но в то же время и уважали эту горячность, и вряд ли кто-то устроил бы ему подобную шутку.

Но была и другая реакция на факт нахождения на сборах, и столовая была местом ее проявления. Возникали мелочные разборки, когда "мало" в миску наливали супа, когда кусок мяса в супе был маленький или вместо мяса был так называемый лен (это такое сухожилие у коров вдоль позвоночника). Честно скажу, что за своим столом я попросил разводящего (разливающего первое, делящего мясо, делящего второе), чтобы мне в первое мясо не клали вообще, разве что этот лен, от которого все равно все отказывались. И за нашим столом эти разборки прекратились. Не подумайте, что я вегетарианец, просто противно было слушать нытье и скуление "обделенного", и, что характерно, нытик брал тот кусочек мяса, от которого я отказался. Нет, наверное, я не буду называть его фамилию - тот случай не имел огласки на всю роту и купирован он был тоже в пределах нашего стола.

Но вот случай со скандалом по поводу кусочка сахара.

Он был и чуть не закончился жалобой заведующему кафедрой полковнику Федорову. Процесс кормления студентов происходит так: дежурные по столовой ставят на стол отделения на десять человек кастрюлю с первым, кастрюлю со вторым, чайник с чаем и в миске тридцать кусочков сахара, по три кусочка на брата. В тот злополучный день все шло в обычном порядке: съели первое, разложили по мискам второе, а некоторые припивали второе сладким чаем, они сразу же наливали себе в кружку чай, брали свои три кусочка сахара и бросали их в кружку. И вот тут, в размеренное бряканье ложек и чавканье вплелся нудно-жалостливый и даже можно сказать плачущий голос Филькова: "Ну сколько можно? Ну раз-два, но каждый день воруют сахар. Все, пойду к Федорову жаловаться". И тут встал Феликс Ан, крупный, серьезный и симпатичный парень корейской наружности из Ташкента. Феликс вообще-то парень спокойный, но тут он взял три свои кусочка сахара, подошел и швырнул их Филькову: "На, подавись. Только не ной и не канючь на всю роту". И опять, внимание, Фильков взял тот сахар и положил себе в кружку, будто бы это Феликс украл его сахар и вернул неожиданно ему. После этого инцидента и сахар больше никто не брал чужой.

Конечно, заканчивать эссе на минорной ноте не принято, но я вынужден высказаться. Пять лет до этого мы ходили вместе на лекции, с кем-то в рестораны, с кем-то приятельствовали, но и предположить не могли, что кто-то из нас громко и мерзко чавкает, кто-то начнет ныть и канючить из-за размера кусочка мяса в супе (он все равно был там символический), а кто-то поднимет вой из-за кусочка сахара.
Ну и тем более мы не могли предположить, что среди нас есть такой, кто сможет взять чужой кусок сахара и, не подавившись, проглотить его, а потом не иметь смелости признаться. На зоне подобное поведение называют очень образно "крысятничество", и за это уличенного в крысятничестве однозначно "опускают". Жестокий и безжалостный принцип, но он делал свое дело - там крысятничество было нонсенс.

Вот как на духу скажу, что я мог бы брать чей-то сахар и прятать его, чтобы потом отдать, ну, к примеру, у того же Аркашки Бляхера или у Марика Голубкова, скорее у Марика, он понимал всегда юмор и сам юморил с удовольствием. Но у меня не было такой возможности и права, после случая с мясом, и к тому же я не пил и не пью сейчас чай с сахаром. А на сборах мой сахар ребята делили по очереди.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=61#a61
21 сентября 2011г.


Рецензии