Армянский город у донских струй
16 июля 1778 г. архимандрит Петр Маркосов из Бахчисарая обратился от имени и по поручению крымских армян к императрице Екатерине Второй с прошением. В этом обращении говорилось “об избавлении всех армян от угрожаемого ига и бедствия принятием в вечное подданство Всероссийской империи”. Выполняя дипломатическое поручение Екатерины Великой, выдающийся полководец А.Суворов, мать которого, как известно, была армянкой, в августе - сентябре 1778 г. организовал “великое переселение” армян на пустынные, еще не обжитые берега южного Дона, недавно перешедшие в руки русских. В 1779 г. высочайшей грамотой российской императрицы близ крепости Св. Димитрия Ростовского основывается город Нахичевань-на-Дону.
Екатерина Великая повелевала:
“Божиею поспешествующею Милостию Мы, Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская…
Вернейшему Нашему архимандриту Петру Маркосову и всему обществу Крымских Христиан Армянского закона всякого звания, всем вообще и каждому особо Наше Императорское милостивое слово.
Благонамеренне всеобщее предприятие ваше да благословит десница Вышнего. Мы, рассмотрев посланное к Нам от вас из Бахчисарая от 16 июля прошедшего года, общее и на доброй воле основанное прошение об избавлении всех вас от угрожаемого ига и бедствия, принятием в вечное подданство Всероссийской Империи, соизволяем Мы не токмо принять всех вас под Всемилостивейший Наш покров и яко любезнейших чад успокоив под оным доставить жизнь только благоденственную, колико желание смертных и беспрестанное Наше о том попечение простираться могут; следуя сему соизволяем пользоваться вам в Государстве Нашем не токмо всеми теми правами и преимуществами, каковыми все подданные Наши от Нас и Предков Наших издревле наслаждаются, но сверх того указали Мы:
Первое. При настоящем переселении вашем в Азовскую Губернию перевесть из Крыма на иждивении Нашем все то имущество ваше, которое только перевезено быть может; что из определенной от Нас суммы уже и исполнено.
Второе. Для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской Губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Димитрия Ростовского, как границы оной с Донским войском утверждены, оставляя из нее на крепостной выгон земли три тысячи десятин, да для рыбных ловель тамошним обывателям четвертую часть реки Дона, из того, сколько оной реки в даче той округи состоит, в вех от устья реки Темерника, а в случае недостатка для селений ваших там земли, и в Округе крепости Азовской, где против тех дач ваших рыбные ловли, Всемилостивейше жалуем вечно в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну Нашу податей.
Третье. По разделении на классы Государственных податей и служб, какого бы звания оные ни были, на десять лет, а по прошествии оного времени имеют платить в казну Нашу ежегодно купечество, с капиталов с рубля по одному проценту, цеховые, также и мещанство, с двора по два рубля, а уездные поселяне, и именно земледельцы, коим полагается для каждого до тридцати десятин, будут взносить с каждой десятины в год по пяти копеек; не имущие же снабдены будут из казны Нашей не только продовольствием на первый год, но и на посев земли всякого звания хлебными семенами, скотом и всем к заведению домоводственному принадлежащем, с возвратом за все оное в казну через десять лет, а на построение им домов, лес и прочие припасы отпустятся из казны безденежно; имущественные же на отведенных им землях имеют строить дома, лавки, анбары, фабрики и все, что сами пожелают, из собственного своего иждивения, пользуясь всеобще навсегда от всяких постоев свободую, кроме тех случаев, когда воинские команды мимо селений ваших проходить должны; от отдачи же на войска рекрут увольняетесь вы вечно, разве кто сам в службу Нашу пожелает.
Четвертое. Архимандриту Петру Маркосову по смерть его Всемилостивейше препоручаем паству всех сих вышедших с ним из Крыма Армян, и позволяем им строить церкви и колокольни с вольным отправлением в оных по законам их всех церковных чиноположений, и состоять Архимандриту и Армянским Священникам в единственной власти Армянского Патриарха, находящегося в Араратском Патриаршем монастыре.
Пятое. По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичевана и с дачею на выгон оного двенадцати тысяч десятин, повелеваем учредить Магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям выбираемыми из вас же по жребию начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованьем по штату Азовской Губернии и быть под апелляциею Наместнического Правления, в городе же и в деревнях для защиты во всех нужных случаях определятся особые начальники из Российских, коим в судопроизводство сих поселян не мешаясь, быть токмо охранителями и их заступать.
Впрочем по вступлении каждого в избираемый им род Государственных жителей позволяем пользоваться вечно и потомственно всем тем, чем по общим Нашим узаконениям каждый род Государственных жителей пользуется, как-то: свободною торговлею вне и внутри Государства, и для вящей выгоды оные позволяется строить из собственного вашего иждивения купеческие мореходные суда, разводить нужные и полезные фабрики, заводы и фруктовые сады, по разведении которых всякие виноградные вина в селениях ваших малыми мерами, вывозимые ж во внутренние России города бочками продавать можете, Французскую же водку делать каждому, но не вывозить внутрь России, словом: всякого звания промыслы распространять по собственной воле и достатку каждого и всем тем под Самодержавным Нашим Скипетром и защитою законов наслаждаться.
Все сии преимущества жалуя Мы торжественно и потомственно всему обществу на вечные времена, для вящей силы своеручно подписали и Государственною Нашею печатью укрепить повелели. Дана в Престольном Нашем граде Санктпетербурге лета от Рождества Христова 1779 Ноября 14 дня, Государствования Нашего осьмнадцатого года”.
Выдающийся армянский духовный деятель Иосиф Аргутинский (Овсеп Аргутян) также принимал непосредственное участие в переселении армян из Крыма и образовании на Дону Новой Нахичевани. В начале 1780 г. он принимает армянских делегатов от переселенцев и оказывает содействие в решении и согласовании основных вопросов переселения, обращаясь в различные государственные учреждения, вплоть до императрицы. 4 ноября 1780 г. Аргутинский прибывает на Дон, где его с большими почестями встречают переселенцы и комендант крепости Св. Димитрия Ростовского, генерал-майор С. Гурьев. После молебна в крепостной церкви Аргутинский осматривает поселение. Став свидетелем невыносимых тягот и лишений переселенцев (многие, особенно женщины и дети, погибли в долгом из Крыма пути из-за холодов, недостатка провианта и болезней), он старается утешить и обнадежить добравшихся на Дон людей. 21 апреля 1781 г. состоялось торжество, посвященное основанию города Нахичевана. Аргутян выступил в деревянной церкви Богородицы, где он зачитал послание Католикоса Симеона, с поздравлением по поводу основания города. Затем он благословил землю и воду нового места жительства, миропомазав фундаментальные камни четырех углов города, закладка которых сопровождалась крестным ходом. В течение двадцати последующих лет начальник армянской епархии в России архиепископ Иосиф Аргутинский принимал активное участие в становлении Нор-Нахичевана.
Такова вкратце история формирования на прилегающих к дельте реки землях армянской колонии, состоящей, помимо города Нахичевань-на-Дону, также из пяти окрестных селений (Чалтырь, Большие и Малые Салы, Топты, Несветай).
К сведению, слово "нор" по-армянски значит "новый", а Нор-Нахичеван, т.е. Новый Нахичеван был назван так, потому что в сердце исторической Армении, на берегу реки Аракс, был первый древний Нахичеван (по-арм.: "место первого схода, поселения"; согласно легенде, Ной спустился с Арарата именно к этому месту после отступления вод Всемирного потопа) - тысячелетний город, подаренный русскими большевиками Азербайджану (из-за его нефтяной "притягательности") в начале 20-х годов при советизации Закавказья и поныне существующий как административный центр азербайджанской Нахичеванской автономии.
Традиционно советская русская и армянская историография преподносили факт образования колонии на донских берегах исключительно как “акт доброй воли России” по переселению и “избавлению” крымских армян от турецко-татарского ига. Это верно, но не совсем однозначно – главными мотивами все же были вышеуказанные цели российской внешней политики на Востоке и желание России иметь на своих южных границах трудолюбивый и преданный русским оседлый народ, способный призвать к жизни бескрайние степи, создать здесь производство, заняться возделыванием плодородных, но пустующих земель. И мудрая русская императрица немецких кровей Екатерина Великая не ошиблась – очень скоро армяне превратили Южный Дон в развитой сельскохозяйственный район, создали мелкие и довольно крупные производственные предприятия, кустарные мастерские, занялись прибыльной торговлей с Закавказьем, Персией, Индией, Европой, и уже через полвека Новая Нахичевань прослыла одним из самых оживленных торговых и культурных центров Юга России. Фактически, после петербургской и московской армянских колоний донская прославилась также своей активной и бурной общественной и культурной жизнью. Нахичевань-на-Дону дала армянскому народу таких выдающихся и ярких деятелей литературы, искусства, культуры прошлого, как Рафаэл Патканян, Микаэл Налбандян, Мартирос Сарьян, Мариэтта Шагинян и др. А видных деятелей-новонахичеванцев в других сферах жизни и не перечесть – они скромно и беззаветно служили и по сей день служат на благо России и Армении…
Благодаря развитию торговли и ремесел, а также городского благоустройства Нор-Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание также видных русских и европейских путешественников и ученых XVIII-XIX вв. (де Барт, С.Паллас, Н.Раевский, И.Безбородко, А.Демидов, де Гелль и др.). Они отмечали не только многолюдность, оригинальность образа жизни и быта населения, его большую, чем у жителей южнорусских городов способность к торговой деятельности, хорошую планировку города и армянских селений, но и высокий художественный уровень их сооружений. Застраивали город не только армяне – выдающиеся российские архитекторы проектировали и строили в Нахичеване общественные здания, дома, церкви. И Нахичеван представал перед путешественниками как город очень необычный, с непередаваемым колоритом. Город, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. Таким он, например, предстал перед А.С. Пушкиным, когда он вместе с генералом Раевским в 1820 г. был проездом на Кавказ. В своих воспоминаниях об этом путешествии Раевский оставил и такие строки: “На другой стороне крепости (Св. Дмитрия) есть другой форштадт, или город по имени Нахичевань, населенный армянами. Город этот многолюдный и в торговом отношении очень богатый. Здесь и жизнь, и строения, черты лица и одеяние населения — все своеобразно”. А вот как писал об армянском поселении в своей книге “Путешествие в Южную Россию…” А. Демидов: “Город замечательный по своей наружности, свидетельствующий… о господствующей здесь торговой деятельности... Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами...”
По приводимым в литературе многочисленным фактам и материалам, в первые годы основания Нор-Нахичевана и окрестных армянских сел магистрат очень зорко следил за нравственностью населения и подвергал “за прелюбодеяния” тяжелым телесным наказаниям как мужчин, так и женщин. Преступность в Нахичеване в то время тоже была редкостью – в одной из докладных таганрогскому градоначальнику от 23 июня 1823 г. отмечалось, что “в течение последних 10 лет в округе Нахичевана никем из жителей ни одного убийства не учинено”. Отцы города стали придавать большое значение также образованию, культурно-просветительной работе. И результаты не заставили себя ждать – не прошло и ста лет с переселения армян с Крыма на Дон, как Нахичевань-на-Дону, состоящая изначально из малообразованного населения, превратилась, без преувеличения, в город европейской культуры. Армяне побогаче и поамбициознее, конечно, не ограничивались местными образовательными заведениями и посылали своих отпрысков учиться в Петербург и Москву, а порою и в Европу. Дети и внуки “аборигенных” новонахичеванцев возвращались из дальних краев, привозя с собой культуру и знания, новые взгляды и веяния. И в то же время город сохранял некий “восточный колорит”, национальную неповторимую самобытность.
Переселение крымских армян на территорию Российской империи отразилось на многих сторонах их жизни. С первых же дней своего переезда они не только вынуждены были осваивать русский язык, вводить его в повседневный обиход, терять в некоторой степени национальные привычки и обычаи, но и видоизменять личные имена и фамилии на русский лад, более удобный при общении с окружающим их “титульным” народом. Окончание “ян” заменялось на “ов” и “ев”. Берберяны становились Берберовыми, Костаняны — Кастанаевыми, Алавердяны — Алавердовыми, Багдыкьянцы — Багдыковыми и т. д. Существуют многочисленные примеры перевода армянских имен и названий на русские. Например, Ованеса на Ивана, Мкртыча на Никиту, Гукаса на Лукьяна. Появились широко известные нахичеванские фамилии в русской транскрипции – Зариевы, Искендеровы, Генчоглуевы, Шапошниковы, Черновы, Хазизовы, Эзековы, Эскидаровы, Султановы и т. д. Подобные “метаморфозы” легко объяснимы – ведь без такого “обрусения” сложно было получение на территории империи права на открытие торговых, промышленных, ремесленных заведений, поступление на государственную службу.
С момента своего основания Нор-Нахичеван непрерывно рос и развивался. Так, если население города в 1811 г. составляло 4 тысячи человек, то в 1914 г. – около 50 тысяч. К концу XIX в. появилось электрическое освещение, водопровод. В Нахичеване строились церкви: Кафедральный собор Григория Просветителя, св. Никогоса, св. Успения, св. Георгия, св. Теодороса, св. Вознесения, св. Иоанна Предтечи. Все эти церкви планомерно были уничтожены в годы советской власти. По свидетельствам старожилов города и специалистов, это были неповторимые по своей красоте культовые сооружения, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, хачкары (крест-камни), вывезенные предками из Ани и Крыма.
Нахичевань-на-Дону постепенно становилась интернациональным городом, в котором мирно уживались с армянами русские, украинцы, евреи, немцы, татары, осетины, грузины, айсоры; на окраинах нередко оседали цыганские таборы.
Если в 1897 г. армянское население здесь составляло 72%, то в 1914 уже 40%. Нор-Нахичеван рос и развивался, все больше появлялось смешанных браков – армяне роднились с русскими, украинцами и др.
Донские армяне, долгое время сохраняя в мировоззрении и в быту чисто армянские “начала”, были законопослушными и “смирными” гражданами Российского государства, что не мешало им занимать активную жизненную и общественно-политическую позицию в рамках верности существующему режиму. Так, в Нахичевани-на-Дону были созданы Церковное попечительство о бедных армянах города, Союз армянских учителей, Нахичевано-Ростовский Армянский комитет, Армянское благотворительное общество, Общество попечения о детях-армянах, Армянское женское благотворительное общество, Общество содействия воспитанию детей дошкольного возраста, Армянское общество любителей драматического искусства. После Октябрьской революции все эти общественные организации, деятельность которых в основном была направлена на поддержание малоимущих или неимущих слоев, преследовала исключительно культурно-общественные и гуманитарные цели, как ни странно для революционной “рабоче-крестьянской власти”, были закрыты! В Нор-Нахичеване до революции действовали духовная семинария, готовившая священников и учителей для армянских церковно-приходских школ. Существовали армянские школы, гимназии и училища: Женская гимназия Гогоян, школа Сармакешевой, школа Чубарова, женское училище Сандухтян, женское училище Рипсимеан, мужские училища Амбарцумян и Торосян, ремесленное училище при церкви св. Успения, армянский педагогический техникум для подготовки учителей в армянских школах. Таким образом, к началу ХХ в. новонахичеванские армяне были достаточно образованны. Увы, под различными предлогами все армянские школы к 1940 году были закрыты.
В Нахичевани-на-Дону издавалось множество газет и журналов, в том числе и на армянском языке, которые после 1917 г. были также все закрыты. В Нахичеване, в Сурб-Хаче была создана первая типография на Юге России. Много доброго и светлого оставили после себя предки донских армян.
Армяне Дона всегда помнили и чувствовали доброе расположение русских, в частности казаков. И 18 сентября 1894 г. в знак глубокой благодарности армянским населением совместно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине Великой. Этот памятник был символом единения и взаимопонимания двух единоверных народов на донской земле. Но, к сожалению, это заметное произведение искусства было снесено большевиками, и на месте, где стояла с гордой осанкой Екатерина Вторая, в самом сердце армянского города был установлен памятник Карлу Марксу!
…Историки и краеведы Дона выделяют два периода в развитии Нор-Нахичевана. Первый период – со дня основания и до 1860 года, когда город, заселенный преимущественно армянами, пользовался особыми правами, льготами и играл немаловажную роль в экономическом развитии всего Юга России, и второй период – с 1860 года, когда начался бурный экономический рост соседнего “русского” Ростова. Прокладка через Ростов железной дороги позволила этому городу стать важным торговым центром и крупным железнодорожным узлом Юга России. Сыграло свою роль в “падении престижа” Нор-Нахичевана и то, что в 60-х годах XIX столетия армянский магистрат потерял ряд своих важнейших функций. В одном из сохранившихся документов того времени – “секретном донесении шефу жандармов” – некий ростовский подполковник полиции раздраженно информирует, что “город Нахичевань управляется армянским магистратом, руководствующимся древним римским судебником, и, не имея русской полиции, составляет как бы особое государство... Ссылаясь на высочайшее дарование грамоты и превратно толкуя изложенные в оных привилегии, нахичеванское общество упорно сопротивляется введению общественного управления и русской полиции...” Городовое положение 1870 г., введенное в Нор-Нахичеване спустя год, окончательно лишило город самостоятельности, причислив его к ряду обычных российских городов, и армянский магистрат прекратил свое существование. Другим ударом по “автономии” донских армян было привлечение армянского мужского населения призывного возраста к отбыванию воинской повинности. Таким образом, все предоставленные Екатериной Второй привилегии армянам-выходцам из Крыма отошли в область преданий.
Однако справедливости ради следует отметить, что “культурная автономия” Нор-Нахичевана сохранялась еще очень долго – это был российский город с присущим только ему национальным армянским колоритом. “Русская власть” не вмешивалась в армянские культурные дела, в традиции и обычаи, в образ жизни по-прежнему компактно проживающих армян и тем самым оставалась неповторимая самобытность донских армян.
Нор-Нахичеван официально слился с Ростовом лишь в 1929 г. в качестве Пролетарского района города Ростова-на-Дону, в котором и пребывает до наших дней. ( Казалось, с падением советской власти и “диктатуры пролетариата” новым, демократическим российским властям можно было бы восстановить историческое название армянского города и переименовать городской район в Нахичеванский).
Поселению армян на Дону уже более 230 лет. Вклад наших российских соотечественников в развитие армянской и русской культуры, искусства, науки велик. А имена – самые блестящие: выдающийся педагог-просветитель А.Аламдарян, писатели Р.Патканян, М.Налбандян, М.Шагинян, художники М.Сарьян, Г.Шилтян, А.Арцатпанян, литературовед и искусствовед А.Дживелегов, Католикос Всех Армян Геворг VI Чорекчян, архитекторы М.Григорян и О.Халпахчян, профессор медицины А.Кечек, видные государственные деятели А.Мясникян и С.Лукашин (Срабионян), видные военачальники Галаджев, В.Тамручи и многие другие – в самых различных сферах научной, культурной и общественно-политической жизни Армении и России. В них – словно слившиеся воды Дона и Аракса…
Для нынешнего поколения донских армян Россия по-прежнему является их родиной, и окружающая доминирующая русская среда и смешанные браки привели, увы, к определенной утрате национальной самоидентичности...
…Нельзя сказать, что судьба донских армян особо уникальна: армянские колонии (общины) сформировались, как известно, во многих концах света в силу роковых исторических реалий, вынуждавших население коренной Армении (в том числе того же Анийского царства, откуда родом все новонахичеванские армяне) спасаться от кровожадных захватчиков и жить за пределами своей Родины. Однако донские армяне, приобщившись к другим родственным культурам, смогли по мере возможности сохранить самобытность, обычаи и нравы даже несмотря на явный “прессинг” советских лет. Нигде на просторах постсоветского пространства не спутать колорит “нор-нахичеванца” с обликом армянина из других краев – ни по манере общения, ни по языку – тому “сгустку диалектов”, который понятен, кстати, даже далеко не каждому нашему соотечественнику. И в этом прелесть и своеобразие той “разновидности” армян, коих именуем до сих пор донскими армянами.
Как славно звучит исконно армянское название исконно армянского города Нор-Нахичеван, гармонично слившегося с русским Ростовом!
* * *
Свидетельство о публикации №212020600856