Пастухи - часть 1

Настали не самые лучшие времена для народа Исры: продолжительная засуха, периодические набеги степных кочевников и деспотичный наместник, - все это привело к тому, что одни люди покидали страну в поиске лучшего места жительства, другие, потеряв работу, были вынуждены искать любые способы заработка.

 

Эллаим был 60 лет от роду и служил первосвященником в столице Исры Ершаламе. Он имел большие владения, несколько тысяч овец, обширные пастбища и несколько сотен наемных работников… В народе его почитали за пророка, приходили за советами и благославениями. Каждый день помощники Эллаима готовили бесплатные обеды для нищих, больных, вдов и сирот.

 

В первый день месяца кассар, Эллаим по своему обычаю должен был отправиться на поклонение на святую гору Фасуд, что в провинции Назран. Ежегодно тысячи паломников со всей Исры стекались к подножию Фасуда, принося угодные Единому Богу жертвы и молитвы. Обязанностью первосвященника было контролировать соблюдение необходимых обрядов и таинств, которые выполняли священнослужители со всех провинций Исры.

В этот раз поход к Фасуду для Эллаима был особенным. Еще накануне во время поста он принял решение, что не вернется в Ершалам, пока Бог не пошлет дожди, а еще более всего, он будет усердно молиться, чтобы вернулся народ Исры на родные земли, объединился против набежчиков и оккупантов и отвернулся от чужих богов.

 

*** *** ***

 

За неделю до отправления в паломничество, Эллаим приказал своим управителям найти пастухов для его разросшейся отары овец.

Управители быстро нашли работников – из-за голода множество людей, желали получить работу хотя бы за ежедневную похлебку.

Это были четверо юношей от 18 до 25 лет, довольно крепкие на вид, несмотря на периодическое недоедание последних дней. Один из них – бывший торговец, раньше имел свою лавку, где продавал виноград и пресные лепешки с запеченным мясом внутри.

Второй парень – бывший охотник при царском дворе, он потерял должность, когда местного царя заменил наместник оккупантов.

Третий юноша – сын богатого землевладельца, который жил на границе Исры и был слабо защищен от набегов кочевников, в результате чего потерял все, в том числе и свою жизнь…

Четвертый был самый младший юноша, который не знал своего отца (тот погиб, когда мальчику было всего 2 года), он жил с мамой-вдовой и как мог старался ей помочь.

Эллаим одобрил выбор управляющих, озвучил работникам их обязанности и сказал, что не знает, когда вернется, но по возвращении щедро одарит всех за добрую работу.

 

*** *** ***

 

В первый день месяца кассар, первосвященник со своими помощниками выдвинулся в путь. А работники вышли на свои места работы.

 

Рабочим место это можно было назвать постольку поскольку, ибо пасти овец приходилось весь сезон (это почти полгода) на обширной территории от реки Суррон на юге до озера Гениссар на севере. Практически каждый день пастухам нужно было перемещаться вслед за отарой, переходя на новые пастбища, ночевать в палатке или просто под открытым небом, отгонять шакалов и волков, пересчитывать овец и искать пропавших, уметь находить воду в иссушенном от долгой засухи краю.

 

*** *** ***

 

Прошел месяц изнурительного труда. Ни у кого из нанятых пастухов не было опыта подобной работы, и каждая мелочь давалась с боем. Примерно в это время юношам пришлось разделиться, так как в одном месте всей отаре постоянно не хватало травы (растения итак с трудом пробивались сквозь потрескавшуюся окаменелую почву, и приобретали желтоватый цвет и вялый вид).

Бывший торговец, а его звали Арсвил, пошел в сторону Керлуокских гор, на высокие пастбища, даже отсюда было видно, что снеговые шапки на вершинах еще не растаяли, а это значит в ущельях всегда будет и вода, и прохлада, и дрова для костра.

Охотник по имени Чинтан пошел в сторону лесного массива Калтыкан, на западе Исры. Он знал, что в лесу всегда можно что-то подстрелить и работать на сытый желудок, с дровами в лесу никогда нет проблем, а прохлада чащи спасет от изнурительной жары.

Сын землевладельца Сидхар повел свою часть отары к озеру Гениссар, у него с детства была мечта повидать эти чистые голубые воды, к тому же, там можно не бояться засухи.

Самый юный пастух Керум вышел в необъятную исрианскую степь.

 

*** *** ***

 

Прошло три месяца, каждый из пастухов достиг своей цели и расположился лагерем, периодически передвигая его вслед движению овец.

Арсвил взобрался на уровень пойменных лугов и наслаждался чистым воздухом, свежей и прохладной ледниковой водой и общением с горными жителями. Как оказалось, засуха привела сюда многих людей из городов, также тут скрывались отряды сопротивления оккупантам. Однажды к Арсвилу подошел старейшина деревни, в которой он покупал вино и хлеб и завел такой разговор:

- Послушай. земляк. Я вижу у тебя огромная отара овец, и ты совсем без охраны, а тут места неспокойные. Кроме того, насколько мне известно, твой хозяин вернется как только пойдут дожди, а их. судя по всему, нескоро нужно ожидать. Вот, что я тебе предлагаю, в наших горах много золота и драгоценных камней, но людям на них нечего купить, а ты бы мог сделать хороший бизнес – продавать мясо овец, и шкуры, и шерсть, и молоко их, и сам бы обогатился. А когда придет твой хозяин, ты купишь ему на часть вырученных денег лучших овец и останешься в наваре.

- А что ты хочешь за это? – спросил Арсвил

- Мы могли бы предоставить тебе защиту, а ты будешь давать нам десятую часть от прибыли.

- Это заманчивое предложение и я соглашусь на него, за пять процентов от прибыли…

- Восемь процентов и по рукам.

- Договорились!

И началась ежедневная торговля, благо у Арсвила это было в крови. Он соорудил лавку и стал продавать запеченную баранину в лавашах, а также шкуры, шерсть и молоко. Драгоценности ручейком потекли в его карманы.

 

*** *** ***

 

Калтыканский лес славился своими кедрами. Ровные, как мачты стволы поднимались до 30 метров в высоту, а пышные кроны не давали солнечным лучам проникать в чащу, из-за чего в лесу всегда было темно и прохладно. Из этих кедров строили корабли и самые лучшие здания в Исре, а из смолы делали благовония и лекарства.

Чинтану раньше доводилось бывать в этих местах вместе с царскими охотниками и он знал, что в лесу множество дичи, поймать которую, ему – профессиональному охотнику – не составило бы труда.

Буквально на следующий день Чинтан столкнулся с двумя трудностями: первая заключалась в том, что овцы упорно не шли в лес, видимо боясь хищников, а вторая – хищников, желающих поживиться баранинкой, в лесу и вправду было очень много. Но Чинтан не хотел уходить от леса, где каждый день отстреливал из лука птиц и жирных земляных каплоудов, и где была спасительная прохлада. Выход из положения он увидел в том, чтобы нарубить молодых кедров и сделать из них загон для овец, а самому на время прочесать ближайшую территорию леса и очистить ее от шакалоидов и вульферов (основных поедателей беспмощных овечек).

На работу ушел целый месяц, Чинтан очень устал, т.к. днем рубил кедры, таскал их к поляне, обтесывал и втыкал в твердую землю, а также присматривал за овцами, а ночью отгонял обнаглевшее зверье от отары. Еще он прокопал неглубокий, но длинный канал от ближайшего лесного ручья до загона, чтобы овцы всегда могли напиться в его отсутствие. Наконец, загон был построен, юный охотник завел овец внутрь ограды, закрыл тяжелую калитку и радостный от предчувствия будущей охоты, отправился в гущу леса.

Казалось, сам Господь благословлял Чинтана, каждый день он убивал не меньше пяти вульферов и шакалоидов. Но вместе с тем охотничий азарт уводил его все дальше в лес. Примерно через две недели непрерывного выслеживания он решил, что достаточно хорошо распугал хищников для того, чтобы вернуться назад к загону. И тут он понял, что заблудился… Ориентироваться по солнцу не было возможности, потому что солнечные лучи не пробивались сквозь густые кроны кедров, а влезть на верхушку дерева было непосильной задачей.

Пришлось довериться своему чутью и мхам, растущим на южной стороне деревьев, но мхи встречались нечасто и не были точным указателем, поэтому, когда Чинтан вышел из лесу, прошло уже 22 дня с тех пор, как он покинул загон. Теперь он шел вдоль кромки леса в направлении, где оставил отару. По ровной местности продвигаться было легче и, спустя еще четыре дня, он увидел частокол своего сооружения.

Над загоном с мерзким криком носились несколько сотен кричеров – птиц-падальщиков. Чувствуя неладное, Чинтан бросился к калитке, отворил ее и отпрянул от зловонного запаха, ударившего в нос… Вся поляна была усеяна трупами овец, которых раздирали птицы. Охотник с криком стал бегать между тушами овец, бросать камнями в кричеров, но это было бесполезно, птицы подлетали вверх, а потом снова садились и выклевывали большие куски плоти из боков трупов. Только сейчас Чинтан заметил, что на поляне не было ни кустика зелени (если бы он был профессиональным пастухом, то знал бы, что той травы, которая была на огороженной поляне, овцам хватило бы максимум на 10 дней). Более того, он увидел, что канал абсолютно сух… Чинтан выбежал из загона и пошел вдоль русла прорытого им ручья, пока не набрел на огромный старый кедр, лежащий поперек канала. Дерево лишило овец воды, а травы у них было недостаточно, чтобы дождаться заблудившегося охотника. Юноша сел на поваленный ствол, обхватил голову руками и задумался: «Как теперь показаться на глаза первосвященнику?» Ответ пришел сам по себе: «Иди назад в Ершалам и устраивайся на работу к наместнику. Если успеешь заработать денег на компенсацию ущерба – хорошо, а не успеешь… а кто меня будет искать у наместника во дворце?»

Чинтан собрал свои скромные пожитки и отправился в столицу Исры.

 

*** *** ***

 

Местность возле озера Гениссар была холмистая, покрытая высушенным зноем ковылем. Когда Сидхар взошел на самый высокий холм и увидел раскинувшуюся перед ним водную гладь, его сердце затрепетало от радости. Восходящее солнце оставило на ровной, как зеркало поверхности золотисто-розовую дорожку, у берега, в просветах между зарослями камыша, плавали грациозные бокомуры.

Сидхар погнал отару к воде. Не дожидаясь, пока овцы спустятся, он побежал с криками вниз, находу сбрасывая одежду. Брызги воды взметнулись вверх, когда тело юноши с шумом погрузилось в воду, с гоготом разлетелись испуганные бокомуры. Сын землевладельца прожил всю жизнь в степи, далеко от больших водоемов, но страха утонуть у него не было, плавать он научился в 10 лет в речушке, что протекала через их поселение. Там же он научился удить рыбу, наживлять маленьких оранжевых капикуров на острый костяной крючок,  забрасывать удилище на пять-шесть метров от берега и терпеливо ждать поклевки.

Вдоволь наплескавшись, Сидхар вышел на берег, взял свои пропитавшиеся потом вещи, и начал стирать. Овцы растянулись вдоль берега цепочкой и с жадностью пили воду, помахивая хвостами. Немного отжав одежду, парень натянул ее на себя, прохладная ткань приятно облегла тело.

На холме показалась вереница людей, они были одеты в серые хитоны, изрядно пообтрепанные и грязные от пыли. Лица мужчин заросли густыми бородами, у некоторых борода спускалась ниже груди. Были с ними также женщины и дети, но гораздо меньше. Сидхар насчитал всего около 50 человек. Путники спустились чуть поодаль к озеру, зашли чуть ли не по пояс в воду и стали жадно пить. Один бородач лет 40 увидел Сидхара и направился к нему. Подойдя почти вплотную, поздоровался и спросил:

- Что ты тут делаешь, сын мой?

- Пасу овец, господина моего.

Мужчина посмотрел на овец, продолжавших пить из озера, он смотрел и шевелил губами, как будто пересчитывал их, потом улыбнулся и сказал:

- Парень, ты веришь в Единого Бога?

- Да, конечно, как и отец мой, и отец моего отца…

- А знаешь, где нужно поклоняться Господу?

- Ну-у-у… В Ершаламе, в главном храме…

- Вот… Так все думают, а в Писаниях разве что-то об этом сказано?

- Не могу сказать, я конечно читал Писания много раз, но не обращал на это внимание. Разве это так важно?

- Это одна из самых важных вещей в нашей вере. Народ обманывают священники и из-за этого нас постигла такая кара: засуха, набеги, оккупация.

- Да вы что?! А я работаю на первосвященника… неужели и он обманщик? А в народе его чтут…

- Где в народе? В Ершаламе может и чтут, потому что он там видный вельможа, имеет огромные владения, прислугу, даже может себе позволить заниматься благотворительностью. Но за воротами столицы он никто!

- Простите, а где же нужно поклоняться Единому?

- Здесь, на холмах Гениссара. Помнишь в книге пророка Инкиара сказано: «Благославенна ты, земля гениссарская, ибо в тебе воды живые, спасительные. Возлюбил я холмы твои и низины и любуется их красотой око Мое». Парень, тебе нужно учиться, следуй за нами и познаешь истину.

- А в чем истина?

- В том, что Единый создал этот мир для удовольствия своего и нашего. Жизнь человеческая очень коротка и нужно успеть насладиться ею.

- А как же «возлюби ближнего»?

- Элементарно. Когда ты доволен – и ближний твой доволен, все довольны и Бог радуется.

Здорово! А что нужно, чтобы следовать за вами?

- Нужно отречься от учения первосвященников и принести в жертву несколько овечек, для умилостивления Господа за твое заблуждение.

- Но это не мои овцы…

- Ты прав. Это овцы Бога, а первосвященник противник Бога. Даже то, что ты пасешь отару противника Единого уже грех.

Сидхар не на шутку испугался.

- Что же мне делать? Я не хочу идти против Бога!

- Оставайся с нами.

 

Бородач повернулся лицом к своим и махнул рукой ближнему мужчине, тот поспешно подбежал. Собеседник Сидхара шепнул что-то на ухо пришедшему, тот довольно ухмыльнулся, глядя на юношу и сказал:

- Будет исполнено, Айрам.

Бородатый снова повернулся к парню и с улыбкой сказал:

- Да, забыл представиться, меня зовут Айрам.

 

Зарезали сразу трех овец. Огон уже был разожжен, над ним соорудили из камней мангал и баранину облизывали яркие языки пламени, аромат дыма, смешанный с запахом поджаренного мяса дразнил обоняние оголодавших людей, все уселись вокруг костра и ждали своей порции.

Арам снимал с костра прожаренные куски баранины и в первую очередь раздавал их приближенным к нему мужчинам, женщины и дети получили небольшие костлявые куски всамую последнюю очередь.

Уже стемнело, когда последние порции были розданы, костер почти угас, лишь ветер время от времени поднимал снопы искр и пепел над головами собравшихся. Начали укладываться спать, ложились прямо на траву у подножия холма. У костра заняли место Арам и его приближенные мужчины. Сидхар взял лук со стрелами и отправился присматривать за отарой.

Уже было далеко заполночь, юноша задремал на своем посту и увидел сон. Голос звал его из темноты:

- Сидхар, Сидхар! Чтоты делаешь?

- Кто ты, Господи? – испугался во сне парень.

- Я Посланный Богом сказать тебе, что ты увлекся словами предателя закона Божьего.

- Да, мне сказали эти добрые люди, что Эллаим обманщик и я отрекся от него…

- Нет, Сидхар, ты не понял, именно эти люди и обманули тебя.

- Как же так? Ведь они говорили отрывок из Писания…

- Ты думаешь в Писании всего один отрывок? Этим людям нужны лишь твои овцы, а не твое спасение. А Эллаим сейчас постится и молится о всем народе Исры.

- Что же я наделал?! – ужаснулся юноша

- Сидхар, ты должен идти в долину Юмм, найти там пророка Сидза и учиться у него. Сделай это сейчас же, Сам Господь нуждается в этом.

- Но какая польза будет от меня Богу? Я ведь даже не знаю Писаний, купился на такой обман… Кроме того, со мной овцы Эллаима…
- Бери овец и иди. Если будешь скромен и мудр, Бог откроет тебе твое предназначение.
 
продолжение следует


Рецензии
Блин, длинно. Но интересно. Скинул на флэшку, на работе почитаю и оставлю комент на второй части ;)

Максим Рябов 2   26.02.2012 21:42     Заявить о нарушении
Ох, не говорите ,Максим, сам перечитывал и думал "блин, длинно, я ж такое длинное никогда не пишу", словом будем считать, что это у меня прозаический переносыш на фоне остальных недоносышей )))

Митя Соболев   26.02.2012 22:30   Заявить о нарушении
Дмитрий, неважно длинно или коротко, главное, чтобы было интересно. В таком случае длинная вещь даже предпочтительнее: дольше получаешь удовольствие. Идеал в этом плане - романы Р.Сабатини. В своё время я не мог уснуть, пока его "Морского ястреба" не дочитал.

Максим Рябов 2   27.02.2012 10:02   Заявить о нарушении
неее, идеал в єтом плане Библия - 14 лет читаю ужо )))

Митя Соболев   27.02.2012 12:07   Заявить о нарушении
Ну, против Библии не попрёшь, книга книг, как никак.

Максим Рябов 2   27.02.2012 12:44   Заявить о нарушении