Золотая пара русского авангарда

Русский авангард

Эссе


Татьяна Шмидт

Давно меня интересует история русского авангарда  начала  20 века – этого феномена русского искусства, судьбы художников, ставших  впоследствии знаменитыми, имена которых  теперь известны многим, а работы стоят на аукционах баснословные деньги.

А как же все начиналось?


БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ.

Сто два года назад в 1910 году в Москве открылась выставка с необычным названием  «Бубновый валет».
Эпатажное название, не правда ли?   Организаторами выставки стали московские художники-футуристы: Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, его жена Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов и другие.  Ядром этого общества стали художники Машков, Фальк, Рождественский, Кончаловский. Туда же был приглашен и Казимир Малевич – тогда еще не автор знаменитого «Черного квадрата». «Бубновый Валет» распался в 1917 году.

Сюжеты картин были своеобразными. Эта выставка была неплохая оплеуха общественному вкусу, она наделала много шума. В числе выставленных работ были картины Михаила Ларионова «Провинциальная франтиха» и  «Прогулка в провинциальном городе»,  героями   которых  стали чопорные мещане. А картину Натальи Гончаровой «Бог плодородия» полиция потребовала вообще  снять с выставки.

Кто же были они – эти ревнители  нового искусства? Какие идеи выдвигали в своем творчестве? Ведь борьба между  старым классическим и новым искусством уже тогда была нешуточной.




ЗОЛОТАЯ ПАРА РУССКОГО АВАНГАРДА

Глава 1.

МИХАИЛ ЛАРИОНОВ

Очень яркой, колоритной  фигурой  русского авангарда был  Михаил Ларионов. Он родился в 1881 году в Тирасполе в семье полкового врача. Отец его происходил родом из  архангельских поморов, мать была южанка. Детство  до 10 лет прошло у Михаила в доме бабушки под Тирасполем. Она очень любила внука, и в зрелом возрасте художник с нежностью вспоминал рубашечки с вишенками, которые  бабушка вышивала ему.

 Вокруг дома  был большой сад,  который спускался  к реке. Все благоухало и  цвело здесь весной – и  чудная сирень, и белые акации, и розы.  Ларионов  любил приезжать  сюда   и работал  с упоением  – писал этюды.  Летом   в саду  бабушка варила  в медном  большом тазу чудесное  вишневое варенье,  а  Михаил, вдохновленный природой, с наслаждением вдыхая запах цветов,  работал  и  написал лучшие  работы, такие, как его «Акация весной», которая продолжает чаровать нас  уже в век компьютерных технологий.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества  он учился у мастеров живописи: Валентина Серова,  Исаака Левитана и Константина Коровина  и на протяжении учебы три раза исключался за несогласие с учебными методами. В училище он познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей его женой. И  всю долгую жизнь  - целые 60 лет  они  будут вместе, их  будет связывать любовь  к искусству и земная любовь…
Хотя и он был грешен.
 У этого художника была кипучая натура, он любил жизнь во всех ее проявлениях.

В 25 лет он едет  вместе с Дягилевым в Париж, где их картины с Натальей Гончаровой будут выставляться в знаменитом Осеннем салоне, затем  они с женой  посещают Лондон, серьезно и много работают. В 1907 году Ларионов становится членом Общества свободной эстетики (было тогда и такое), там знакомится с человеком неуемной энергии Давидом Бурлюком и участвует в различных выставках.

 Михаил Ларионов  становится одним из  главных организаторов  общества «Бубновый валет», но и  тут вскоре у него возникают разногласия  - его товарищи были поклонники Сезанна, а он создавал новое искусство в своем стиле. Одной из таких работ была картина  «Трамвай. Городская улица» 1911 года. Казалось бы –  обычный урбанистический пейзаж, но все движется в нем  и качается в нем - и дома, и трамвай, и конечно люди.

   В  1912 году  Михаил Ларионов  организует выставку «Ослиный хвост»   (после раскола « Бубнового валета»)   - это был вызов консервативной  публике и намек на скандал в Париже в Салоне  в 1910 году, когда противники нового искусства  попытались выдать за шедевр авангардной живописи холст, размалеванный  хвостом осла…

В начале своего творчества Ларионов и Гончарова увлеклись примитивным народным искусством, идущим из глубины веков. Они открыли для себя новое в том,  что лежало на поверхности, рядом,  и не  было  востребовано в дворянской культуре. Ларионов первым организовал выставку  русского лубка  в 1913 году (всего ему удалось собрать 600 образцов лубков).

Затем  Ларионов  работает  в  стиле  лучизм, созданном им и его женой - известной художницей Натальей Гончаровой.  Это был первый вариант беспредметной живописи! Целые потоки света и цвета на холсте,  вместо изображения  предметов, красочный хаос, стихия красочных пятен.

Ими был создан Манифест,  подписанный  10  художниками, в котором  провозглашалось новое искусство. Вот некоторые положения из этого манифеста.

«Будущее за нами.
 Довольно бумажных  пощечин,  даваемых  рукой младенца! 

Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы и всё нивелирующего.
Выдвигаемый нами лучистый стиль имеет в виду пространственные формы  и условно изображается цветной линией.

Да здравствует  созданный нами лучистый стиль!
Нам не нужна популяризация – все равно наше искусство займет в жизни свое место – это дело времени.
Когда художественный трон свободен, мы  садимся  на него  -  и  будем царствовать - пока не придет на смену нам царственный заместитель».


Ларионов был первым  во всем – он одним из первых попал в Третьяковку со своей картиной «Прогулка в провинциальном городе» 1907 года, а потом резко повернул и ушел к футуристам, и даже пытался создать футуристический театр – «Футу». 
 Он не только изобрел лучизм, но и написал книгу с изложением его теории. И сюжеты его картин стали качаться, ломаться и исчезли совсем.

 Вокруг его имени ходили легенды. На него писали пародии и шаржи  - Ларионов любил эпатировать публику. Это был московский бунтарь.  Очевидцы рассказывали, что иногда  во время бурного диспута на художественную тему он,  яростный спорщик  и апостол  русского авангарда,  кричал:
- Вы – ослы современности!  - и  бросал  в публику стулья. Его доставляли в участок, штрафовали, потом разбирались  и отпускали, а на другой день писали фельетоны в газетах об этом скандале. Художник платил штраф и успокаивался,  но ненадолго.

 В то же время  у него в уютной  мастерской любили собираться художники и поэты. Это был талантливейший, добрый и честный человек. В нем была какая-то сказочная молодецкая удаль, хотя  внешность Михаил Ларионов имел самую обыкновенную – это был высокий лобастый молодой человек, светлоглазый, светловолосый, казалось, с виду ничем не примечательный. 

Однажды, художники готовились  к  очередной   выставке, в зале было очень жарко, на одной из стен работал обыкновенный электрический вентилятор. Ларионов бросил на него взгляд, загадочно улыбнулся,  а на вопросы товарищей: как сделать  побольше  шума  в обществе предстоящей выставкой,  не отвечал, только заметил, загадочно улыбаясь:
- Нужен шум? Так он будет!
 
Он выбрал стену в выставочном зале  с электрическим вентилятором, которую раньше никто из художников не брал.  Выдумка его была гениальна  и наделала много шума в обществе -  Ларионов  прибил на стену косу жены, картонку из-под шляпы,  вырезки из газет, географическую карту и другие предметы, а потом включил вентилятор. И все ожило,  задвигалось, зашевелились волосы косы – эффект был потрясающий!

 

Работы художника тоже характеризуют его. Вот одна из них – «Ссора в кабачке» 1911 года.  Двое выводят  гражданина в подпитии, а четвертый уже спит  с трубкой во рту за  столом с графином вина и стаканом  с крепкой жидкостью.

А вот другая, не менее эпатажная картина Ларионова «Кацапская Венера» 1912 года,  на которой на переднем плане лежит  на ложе обнаженная женщина в красной косынке с торчащими в разные стороны сосками большой груди. У женщины крупные обветренные руки и покатые плечи, пышные объемные бедра и до середины икры  загорелые ноги. Женщина эта с угольно – черными бровями и алым ртом, позиционируется художником, как  эталон мужицкой красотки.  Фигура женщины залита теплым светом, и вся картина написана в теплых тонах.

Позднее Ларионов  пишет цветистые композиции, экспонирует свои картины в Париже в галерее Поля Гийома. Затем оформляет  целый ряд замечательных спектаклей на темы русских сказок с музыкой Прокофьева и Лядова, сотрудничая с Дягилевым.

До первой мировой войны  Михаил Ларионов – центральная фигура русского авангарда.   В 1914 году Ларионова призывают в армию, он служит прапорщиком, участвует в боях в Восточной Пруссии, получает контузию, и его демобилизуют в 1915 году.

От русского лубка и иконы он прошел свой путь в  живописи. Он хотел быть верным самому себе,  но это не всегда получалось. Вскоре  в 1915 году  Ларионов с Гончаровой принимают приглашение С. П. Дягилева работать в его  антрепризе, и они уезжают в Лозанну, а с  1917 года окончательно поселяются в Париже. И жизнь их разделилась на  до и после России…

С отъездом за границу новаторский период творчества художника закончился, хотя он много работал, как живописец, тонкий график,  прекрасный  иллюстратор, сценограф.
Но в основном  с  1917 года  Ларионов  работает,  как  театральный  художник – он соединил свою судьбу с  дягилевскими  балетными постановками. На  сцене у него тоже все двигалось: например, избушка Бабы-Яги брела по сцене на курьих ножках, он же изобрел  и  движущиеся кулисы.

 А   живопись его  стала  бесплотной и неосязаемой: он писал девушек в саду,  но это был лишь намек на девушек, и сад был призрачен, как сон…
И даже театральным декорациям Ларионов старался придать воздушную легкость и «бестелесность».


И  живопись Мастера  стала похожа  на  звук -  может потому,  что долгие годы он работал в балете и  «насквозь пропитался» музыкой?  Со временем   живопись   Ларионова  стала тайной,  которую надо разгадывать…
  Он писал свои картины:  такие,  как «Солнечный день», « Прогулка», Женщина и море», и никогда не стоял на месте, а шел вперед, отталкиваясь от только что созданного.
 
За  границей  Ларионов много работал, дружил с  французскими художниками, особенно  с  Модильяни  и  Пабло Пикассо и конечно мечтал и   надеялся  вернуться в Россию…

Но после 1938 года, когда возвращение становится невозможным, он  с женой принимает французское подданство. Их  семейным гнездом в Париже стала двухкомнатная квартира, одну из комнат  которой   занимали картины и их общий архив.

  Жизнь их здесь была наполнена трудом. Надо было много работать, чтобы выжить на чужбине. Забота о хлебе насущном отнимала много времени у обоих.  И конечно оба тосковали по родине…



На счету Ларионова было много выставок за границей,   в   Париже  супруги  прожили  много  лет    рука  об руку,  и  все это время поддерживали друг друга, хотя  Ларионов долгие годы имел любовницу. И долгие годы  их брак  с Натальей Гончаровой был гражданским  (свои отношения они узаконили  лишь в 50-е годы).

 Любовницей Ларионова  была тоже русская  эмигрантка  Александра Томилова. Она была моложе Ларионова на 19 лет.  Он женился на ней через год после смерти Натальи Гончаровой.

Михаила Ларионова  не стало в 1964 году – он пережил  Гончарову  на два года,  и второй жене досталось по завещанию все их наследство, в  том  числе и картины.
Томилова оказалась единственной законной наследницей картин не только Ларионова,  но и Гончаровой.

 Но парижские их  картины все-таки вернулись в Россию и находятся в Третьяковской галерее в соответствии с волей Ларионова и Гончаровой по завещанию Томиловой.


Прах Михаила Ларионова покоится на кладбище Иври  в Париже, а  в истории русского и мирового искусства талантливейший и разносторонний художник  Михаил Ларионов  навсегда останется одним из отцов  русского авангарда вместе с  Казимиром  Малевичем и   Василием  Кандинским.


Рецензии
Весьма интересная и полезная информация. Изложена доступным языком и потому легко читается. У меня возник вопрос по следующему поводу. Вы, Татьяна, написали: "В 1912 году Михаил Ларионов организует выставку «Ослиный хвост» (после раскола « Бубнового валета»). Но раньше Вы указали, что "Бубновый валет" распался в 1917 году. Почему возникла нестыковка в датах?
И, безусловно, я не могла не обратить внимание на фразу: "И конечно оба тосковали по родине…". Это так близко каждому, кто оказался оторванным от родины. Когда в стране происходят эпохальные события, определяющие путь её развития по объективным ли причинам или по воле личности, стоящей во главе государства, то страдают миллионы простых граждан.
Большое спасибо, Татьяна, за то новое, что я сейчас узнала из Вашего очерка.
С уважением,

Алла Валько   04.05.2021 00:00     Заявить о нарушении
Это эссе, наверное, одно из лучших у меня. Писала с большой любовью к этим художникам. Я не старалась дать только информацию. Я рассказывала об их судьбах. А раскол был, но движение оставалось.
Рада, что Вас заинтересовало мое произведение. Над каждым эссе работаю долго и скрупулезно. Сейчас тоже работаю над очередным. Но напишу пока не скоро. Но это будет одна из главных моих работ. В этом я уверена.
Спасибо Вам за внимательное чтение и отклик, Алла.
Всего самого доброго!
С теплом душевным.

Татьяна Шмидт   04.05.2021 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.