Золотая пара русского авангарда. Гл. 2
НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА
Имя Натальи Гончаровой неразрывно связано с именем Ларионова. Может потому, что в их судьбах было много общего? Оба были ровесниками, оба в десятилетнем возрасте с родителями переселились в Москву, оба поступили учиться в училище живописи, ваяния и зодчества, оба были безмерно увлечены искусством, наконец, оба без устали работали и создавали новое в своем творчестве.
Она родилась в деревне Тульской губернии 4 июня 1881года, недалеко от Ясной Поляны в семье московского архитектора Сергея Гончарова. Дед ее был племянником Ланской – той самой пушкинской Натали Гончаровой. Как все-таки взаимосвязано в судьбах русских художников!
Мастерство ее быстро росло, а неутомимости в работе можно было позавидовать. Она рано начала участвовать в различных выставках в России и за рубежом. Они с мужем стали лидерами неопримитивизма.
Характер Наталья имела с детства решительный, твердый и росла очень трудолюбивой девочкой. Она любила все живое вокруг, восхищала будущую художницу красота и тихая прелесть русской природы, привлекал ее внимание и сельский труд, народные промыслы: нарядные вышитые петухами полотенца, кружева сельских женщин-умелиц, резные наличники крестьянских домов.
Рисовать Гончарова начала рано, в Московском училище живописи училась сначала в скульптурном классе у Трубецкого, потом в живописном - у Константина Коровина. В училище в 1900 году она знакомится с Ларионовым, становится его женой и полностью разделяет его взгляды на искусство. Тут все у них сошлось! Не правда ли?
Она много без устали работает, гуляет по Москве – ей нравятся старые улочки и переулки, и молодая художница пишет московские дворики, улочки и светелки, весенние пейзажи и рисует цветы.
Она очень любила цветы, а из времен года – весну – ей нравилось весеннее обновление природы. Но часто и самые прозаические предметы получали вторую жизнь на ее холсте: старая шляпа, метла или кочан капусты - и всё это выглядело на холсте празднично, ярко.
В юности она была под впечатлением творчества Поля Гогена, Сезанна, на нее оказали влияние и русское народное искусство: лубок, иконопись и так называемый примитив. В начале пути она оттолкнулась от этого и пошла дальше.
Вместе с мужем Наталья Гончарова активно участвовала в выставке «Бубновый валет», а потом - «Ослиный хвост». Она становится кумиром для части передовой молодежи, курсистки ей подражают в одежде. Она, как и когда-то писательница Жорж Санд, любила носить мужскую одежду, хотя имела безупречный вкус и умела одеться изысканно и женственно. Ее туалеты входили в моду.
Ее картины тоже немного шокировали, как знаменитая « Женщина с папиросой» 1910 года, написанная в зелено – желтых тонах, эта женщина с оголенной грудью.
А вот натюрморты покоряли своей теплотой и сочными тонами.
В эти годы Наталья Гончарова очень много пишет, отталкиваясь от примитивного искусства, изображая такие родные с детства сцены из народной жизни. Это ее известные картины «Бабы с граблями», « Стрижка овец», «Хоровод», « Мальчик с петухом» и другие – яркие, динамичные и такие декоративные, как написанная в 1912 году картина «Евреи. Шабаш»
Покоряет теплотой и мягкой задумчивой лиричностью ее «Московская зима», 1910 года, проданная в прошлом году на аукционе за огромные деньги… Ее работы сейчас, пожалуй, самые дорогие. Они великолепны!
В 2007 году картина художницы «Сбор яблок» 1909 г. была продана на аукционе в Англии за почти пять миллионов фунтов стерлингов (более 10 млн. долларов), а в 2010 году ее картина «Испанка» 1916 года продана за 10 миллионов 216 тысяч долларов!
Но вернемся в далекие годы, когда эти картины писались художницей.
* * *
Некоторое время Гончарова увлекается кубофутуризмом, а потом вместе с Ларионовым создает новое художественное направление в живописи – лучизм. В это время она иллюстрирует книги футуристов Велимира Хлебникова и А. Крученых «Мирсконца, «Взорваль», «Игра в аду». Война потрясает ее своей кровавой жесткостью и 1914 году художница создает большие литографии « Мистические образы войны», которые поражают своей силой.
А затем Гончарова переезжает с мужем во Францию и работает у великого антрепренера Сергея Дягилева одним из ведущих художников вместе с мужем в балетных постановках. Великий Дягилев соединил балет с живописью - русским авангардом. Эти постановки стали примером, классическим образцом - «Золотой петушок» Римского – Корсакова, « Жар-птица» Стравинского и произведения других композиторов.
И с тех пор ее жизнь Наталии Гончаровой стала тоже до и после России…
Так уж сложилось у них с мужем…
В 1917 году супруги обосновались в Париже и жили там до конца жизни. До 1929 год они сотрудничают с Сергеем Дягилевым, а после его смерти до 40 – годов Гончарова тоже в основном, как и муж, работает в театре, сотрудничает с русским балетом в Монте-Карло труппы Иды Рубинштейн.
Одновременно она пишет картины, иллюстрирует книги и постоянно участвует в выставках. Но с 30 годов живет в забвении, новый всплеск интереса к ее творчеству возникает в послевоенные годы. Лишь в 65 и 69 годах ее выставки прошли в Москве в музее Маяковского.
В Париже супруги живут скромно, все это время много работают, их крепко связывало искусство и общие взгляды на него.
Гончарова всегда любила только своего мужа и была верна ему, и как-то сказала о нем Марине Цветаевой, которая бывала у нее, так: « Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я - его…»
Были ли они счастливы в Париже? Я думаю, счастье оба находили в работе. Эту золотую пару русского авангарда искусство связывало больше, чем любовь…
Это был творческий союз, единение двух больших художников.
Я смотрю на старую фотографию, где они в мастерской на улице Висконти 13. Оба уже пожилые, она в длинном фартуке, закрывающем колени, с кистью в натруженных маленьких руках возле мольберта. Боже, какая прекрасная пара!
В 62 году талантливейшей художницы не стало. Ларионов пережил ее всего на полтора года…
Другая женщина не смогла заменить ее – его Натали…
Свидетельство о публикации №212020701075
Меня потрясло, как высоко ценится искусство художницы в настоящее время. Цены на её картины кажутся мне запредельными. И снова у меня возник вопрос: почему одни художники оказываются в забвении, а творчество других со временем вызывает всё больший интерес?
Раньше я вообще не слышала о такой художнице, как Наталья Гончарова, которая к тому же была чуть ли не законодателем моды. Если когда-нибудь мне случится увидеть её картины на художественных выставках, то я присмотрюсь к ним очень внимательно.
Спасибо Вам!
Алла Валько 04.05.2021 22:58 Заявить о нарушении
А насчет Вашего вопроса я думаю так: настоящий талант со временем обязательно вызовет интерес.
Спасибо большое, Алла!
Я очень ценю Ваше мнение.
Успехов Вам во всём.
Татьяна Шмидт 05.05.2021 18:40 Заявить о нарушении