Золотая пара русского авангарда. Гл. 2

Глава  2.

НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА


Имя  Натальи Гончаровой   неразрывно связано  с именем  Ларионова. Может потому, что в их судьбах было много общего?  Оба были ровесниками, оба  в десятилетнем возрасте с родителями переселились в Москву,  оба поступили учиться в  училище живописи,  ваяния и зодчества, оба были безмерно увлечены искусством, наконец, оба без устали работали и создавали новое в своем творчестве.

Она родилась в деревне   Тульской губернии  4  июня 1881года, недалеко от Ясной Поляны в семье московского архитектора Сергея Гончарова. Дед ее был племянником Ланской – той самой пушкинской Натали Гончаровой.  Как все-таки  взаимосвязано в судьбах русских художников!

Мастерство ее быстро росло, а неутомимости в работе можно было позавидовать. Она рано начала участвовать в различных выставках в России и за  рубежом. Они с мужем стали лидерами неопримитивизма.

 Характер Наталья имела с детства решительный, твердый и росла очень  трудолюбивой девочкой.  Она любила все живое вокруг, восхищала будущую художницу  красота  и тихая прелесть русской природы, привлекал ее внимание и сельский труд, народные промыслы:  нарядные вышитые петухами полотенца, кружева сельских женщин-умелиц, резные наличники  крестьянских  домов.

Рисовать  Гончарова  начала  рано,  в   Московском училище живописи училась  сначала в скульптурном классе у  Трубецкого, потом в живописном  -  у Константина Коровина. В училище в 1900 году она знакомится с  Ларионовым, становится его женой и полностью разделяет его взгляды на искусство. Тут все у них сошлось! Не правда ли? 

Она много  без устали работает, гуляет по Москве – ей нравятся старые улочки и переулки,  и молодая художница   пишет московские дворики, улочки и светелки,  весенние пейзажи и рисует цветы. 
 Она очень любила цветы, а из времен года – весну – ей нравилось весеннее обновление природы.  Но часто и самые прозаические предметы получали вторую жизнь на ее холсте: старая шляпа,  метла или кочан капусты -  и всё это выглядело на холсте празднично, ярко.

В юности она была под впечатлением творчества Поля Гогена, Сезанна, на нее оказали влияние и русское народное искусство: лубок, иконопись  и так называемый примитив. В начале пути она оттолкнулась от этого и пошла  дальше.

 Вместе с мужем  Наталья Гончарова  активно участвовала в выставке «Бубновый валет», а потом  - «Ослиный хвост». Она становится кумиром для части передовой молодежи,  курсистки ей подражают в одежде. Она,  как и когда-то  писательница Жорж Санд,  любила носить мужскую одежду, хотя имела  безупречный  вкус и умела одеться изысканно  и женственно. Ее туалеты входили в моду.

Ее картины тоже немного шокировали, как   знаменитая « Женщина с папиросой» 1910 года, написанная в  зелено – желтых тонах, эта женщина с оголенной  грудью.
 А вот натюрморты покоряли своей теплотой и сочными тонами.

В эти годы Наталья Гончарова  очень много пишет, отталкиваясь от примитивного искусства, изображая  такие родные с детства сцены из народной жизни. Это ее известные картины «Бабы с граблями», « Стрижка овец», «Хоровод», « Мальчик с петухом» и другие – яркие,  динамичные и  такие декоративные, как  написанная в 1912 году картина «Евреи. Шабаш»
Покоряет теплотой и мягкой задумчивой лиричностью ее  «Московская зима»,  1910 года,  проданная  в прошлом году на аукционе за огромные деньги…  Ее работы сейчас, пожалуй, самые дорогие. Они великолепны!

 В 2007 году картина художницы «Сбор яблок» 1909 г. была продана на аукционе в Англии  за почти пять миллионов фунтов стерлингов  (более  10 млн.  долларов),  а в 2010 году ее картина «Испанка» 1916 года продана  за 10 миллионов  216 тысяч долларов!
Но вернемся в  далекие годы, когда эти  картины писались художницей.


* * *


Некоторое время Гончарова увлекается кубофутуризмом,  а потом  вместе с Ларионовым  создает новое художественное направление в  живописи – лучизм. В это время она иллюстрирует книги футуристов Велимира Хлебникова и  А. Крученых   «Мирсконца, «Взорваль»,  «Игра в аду».  Война потрясает ее  своей кровавой жесткостью и  1914 году художница создает большие литографии « Мистические образы войны», которые поражают  своей силой.

А затем  Гончарова  переезжает с мужем во Францию и работает   у  великого антрепренера  Сергея Дягилева   одним из ведущих художников вместе с мужем в  балетных постановках.   Великий Дягилев соединил балет с  живописью -  русским авангардом. Эти постановки стали примером, классическим  образцом  - «Золотой петушок» Римского – Корсакова, « Жар-птица» Стравинского и  произведения других  композиторов.

 И с тех пор ее жизнь Наталии Гончаровой  стала тоже до и после России…
Так уж сложилось у них с мужем…
В 1917 году супруги  обосновались в Париже и жили там  до конца жизни.  До 1929 год они сотрудничают с  Сергеем Дягилевым, а после его смерти  до 40 –   годов  Гончарова тоже в основном, как и муж,   работает в театре, сотрудничает с русским балетом в  Монте-Карло    труппы Иды Рубинштейн.

 Одновременно она пишет картины,  иллюстрирует книги и постоянно участвует в  выставках. Но с 30 годов живет в забвении, новый   всплеск интереса к ее творчеству возникает в послевоенные годы.  Лишь  в  65 и 69 годах  ее выставки прошли в Москве в музее Маяковского.

В Париже супруги  живут скромно,  все это время  много работают, их   крепко связывало искусство и общие взгляды на него.

Гончарова   всегда любила только своего мужа и  была верна ему, и как-то сказала   о нем  Марине Цветаевой,  которая бывала у нее,  так: « Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я  - его…»

 Были ли они счастливы в Париже? Я думаю, счастье оба находили в работе. Эту золотую пару русского авангарда  искусство связывало больше, чем любовь…
Это был  творческий союз,  единение двух больших художников.

Я смотрю на старую фотографию, где они в мастерской на улице Висконти 13. Оба уже пожилые, она в длинном фартуке, закрывающем колени, с кистью в  натруженных маленьких руках  возле мольберта. Боже, какая прекрасная пара!
В 62 году  талантливейшей художницы не стало. Ларионов пережил ее  всего  на полтора года…
Другая женщина не смогла заменить ее – его Натали…


Рецензии
Ещё когда я читала первую часть Вашей дилогии, Татьяна, об этой замечательной паре русских авангардистов, я поразилась полному совпадению имени и фамилии художницы с теми же данными жены Пушкина Натальи Гончаровой. Из этой главы я узнала, что это совпадение было далеко не случайным.
Меня потрясло, как высоко ценится искусство художницы в настоящее время. Цены на её картины кажутся мне запредельными. И снова у меня возник вопрос: почему одни художники оказываются в забвении, а творчество других со временем вызывает всё больший интерес?
Раньше я вообще не слышала о такой художнице, как Наталья Гончарова, которая к тому же была чуть ли не законодателем моды. Если когда-нибудь мне случится увидеть её картины на художественных выставках, то я присмотрюсь к ним очень внимательно.
Спасибо Вам!

Алла Валько   04.05.2021 22:58     Заявить о нарушении
Картины Натальи Гончаровой превосходны. Посмотрите хотя бы картину "Московская зима" и поймете, как прекрасно ее творчество.
А насчет Вашего вопроса я думаю так: настоящий талант со временем обязательно вызовет интерес.
Спасибо большое, Алла!
Я очень ценю Ваше мнение.
Успехов Вам во всём.

Татьяна Шмидт   05.05.2021 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.