Мудрец

Сказка.               
   

Произошло это в неопределенно-давние времена, когда люди жили в мире и согласии с природой и между собой. Важным в их жизни было понять мир, в котором они живут, и сделать его прекрасней. Помочь тем, кто нуждается в помощи.  И всем вместе стать мудрее и благороднее.

В лесу на большой поляне раскинулось поселение людей. Вечер. Вокруг костра сидят члены одной семьи: папа Сворг, мама Энни, брат Гивор и сестричка Ану. Им нравится смотреть на огонь, слушать треск хвороста и просто помолчать каждый о своем.
Обведя всех  ласковым и счастливым взглядом, мама Энни нарушает тишину первой:
- Родные мои, у нас скоро в семье появится малыш. Давайте назовем его Мудр.
Отец удивился:

- Жена, ведь так не называют младенцев. Как – то не скромно. Но раз ты так решила, будем его звать Мудриком.
Брат с сестрой рады этой новости и обсуждают её между собой.
- Слушай, сестренка, у нас с тобой скоро будет братик!
- Да! Знаешь, Гивор, это счастье! Еще и потому, что скоро придет зима. Наш посёлок вновь занесёт снегом, а мы будем откапывать наши дома. Мама будет с маленьким и нам не помощница. Зато, по нашим законам, к нам будут приходить соседи и помогать нам. Вот будет весело!

- Ты знаешь, Ану, что я очень люблю зиму, но согласись, что очень трудно Маленькому Народцу справляться со снегом, чтобы выжить.
- Ты прав, брат, летом нам легче живется. А скажи, пожалуйста, за нашим и тем лесом тоже кто-нибудь живет?
- Нет, сестра, таких как мы больше вообще нигде нет! Это я знаю точно от старейшин, я их спрашивал об этом.

- Как это «вообще»? А там, откуда всходит солнце или там, куда оно уходит спать?
- Грустно, но это так, мы ТАКИЕ одни.
- Ещё как грустно! Я иногда мечтаю залезть вон на тот кедр и сверху оглядеться по сторонам!
- Какие глупые мечты, Ану. Залезть на могучий кедр у тебя не хватит сил.  Давай, лучше поиграем с медвежатами.


Дети убежали, а их родители ещё долго сидели у догорающего костра. Они слышали их разговор и были горды разумным сыном и фантазёршей дочкой. Они очень любили своих детей и были счастливы появлению ещё одного ребенка.


Время проходит быстро. Говорят, что оно «летит» или «бежит». Вот так, как-то незаметно, прошло пять лет. Мало что изменилось в семье Сворга и Энни. Ребятишки заняты своими, а родители своими делами.  Да, что это я? – Большие изменения произошли в этой семье! У них подрастает сынишка Мудрик, совсем уж и не маленький, наоборот, больше обычного. В поселении только о нем и говорят,  откуда бы взяться такому крупному ребенку, тут что-то не так!

 
А счастливые родители привыкли к своему богатырю, смеются над его силой не по годам, дают ему добрые советы.
- Сынок, Мудрик!- говорит ему отец. - Пожалуйста, во время игр с ровесниками, будь осторожен и не забывай о своей силе. Помни, что ты сильнее самого сильного мужчины в поселении. Ты сильнее нашего домашнего медведя. Помни об этом, хорошо?


Мама  же приготовила обед и зовёт сынишку к столу:
- Иди, дорогой, перекуси сейчас, ведь позже мы все за одним столом не поместимся.
- Мама! – отвечает ей Мудрик. - Я не по годам взрослый и понимаю, что не похож на других. Мне уже не войти в свой дом, у меня нет даже нормальной кровати. Папа! Давай начнем строить мне дом, а то зимой я просто замерзну от холода.
- Мудрик, ты прав. Я давно уже все обдумал. Завтра же с утра все пойдем в лес, заготовим бревен. Потом их распилим на доски и общими усилиями к зиме построим прекрасный большой дом для тебя.


Сказано – сделано! Все мужчины их поселения дружно трудились несколько дней. Работа им  была в радость, потому и звучали песни и шутки – прибаутки целыми днями. Мудрик тоже работал как взрослый мужчина.


Как-то в минуту отдыха, уединившись, Мудрик рассматривал травинки, букашек, бабочек. Его удивлял тот другой мир, он его изучал и восхищался им. Тот мир был также разумен и полезен, как и  мир людей. В своих раздумьях он был где-то очень далеко. Вернуться на землю его заставил Голос:
- Мудрик! Тебе всего пять лет, а разумен ты как двадцатилетний юноша. Тебе сила дана богатырская. А зачем  тебе это дано ты не знаешь.
- Кто Ты? Я Тебя слышу, но не вижу,- удивился мальчик.
- Я ТОТ, Кто все это создал. Меня ты не видишь, но видишь плоды помыслов Моих.
- Я узнал Тебя! Я знаю Тебя! Научи, как мне жить дальше, укажи мне цель, к которой стремиться.
- Не сейчас, чуть позже, иди на Восход солнца полжизни, а потом поверни назад и до конца дней своих иди на Запад. Рождается  человек вместе с восходом солнца, а умирает на его закате. Ищи дорогу свою собственную, но в пути помогай тем, кто просит о помощи. Никогда не делай зла и всегда помни о тех, кому ты обязан жизнью.
- Спасибо Тебе за науку. Твоих слов не забуду никогда, - с волнением ответил Мудрик.
- Расти и взрослей, малыш!  Удачи тебе в пути.


Голос пропал, а Мудрик сидел, как зачарованный. Он не был уверен, что это всё было наяву. Всё так невероятно! Время отдыха закончилось, и он снова присоединился к лесорубам.


Время! Время! Ты творишь чудеса! Ещё пролетели годы, и повзрослевший Мудрик засобирался в дорогу. Родные ему люди не могли понять, чего ему не сидится дома. Но он помнил о том Голосе в лесу, который звал его в дорогу.

- Родные мои! Мне пора идти навстречу Солнцу. Нужно познать мир, набраться ума, а потом вернуться домой. Не грустите. Так надо!- прощаясь, сказал Мудрик.
- Никто и никогда не покидал наших мест, нашей тенистой поляны, ты первый. Легкого тебе пути! Пусть ясен будет твой ум,- напутствовал его отец.
- Пусть сердце твое будет восторженным! Возвращайся назад, сынок, а мы всегда будем ждать тебя,- со слезами на глазах провожала его мама.
- Братец! Обязательно поднимись на самый высокий кедр и посмотри на мир с высоты,- попросила сестра.
- Мне тоже хочется повидать мир, но кто поддержит родителей? Счастливого тебе пути, брат! – прощаясь, сказал старший из братьев.
- До скорой встречи!- провожали его жители поселка.
- Я обязательно вернусь,- пообещал Мудрик.


По дороге Мудрик все время размышлял о том, как  жалко  было покидать родной дом.  Но стремление к путешествию было сильнее всего на свете. Он был уверен в себе. Живя среди природы, он научился у нее всему, чтобы не затеряться в дремучем лесу. Он знал, чем питаться и лечиться, как ориентироваться, чтобы не сбиться с пути. Он шел на Восток. Ночью спал на земле. Днем же он шел и шел вперед. Много дней и много ночей прошло с тех пор, как он покинул свой дом.


Однажды утром его разбудил звон колокольчика.
- Кто здесь?- спросил Мудрик.
- Наклонись пониже и ты увидишь меня, - отозвался гном.
- Здравствуйте, я – Мудр! А как тебя зовут?- сказал юноша.
- Доброе утро! И кто же тебе сказал, что ты мудр? Меня же не зовут, я сам прихожу, когда хочу.
- Мне никто не говорил, что я мудрый. Это мое имя.  Правда, все называют меня Мудриком, - чуточку обидевшись, ответил он.
- Извини, не знал, что так называют детей. Моё же имя – гном Флёр. Я живу среди цветов, ухаживаю за ними, потому меня так и зовут – Флёр. А еще я немного ведун. Умею читать мысли людей и могу давать умные советы. Вот тебе, например, сейчас срочно нужен букет, - торжественно произнес гном.

- Ты так думаешь? – удивился Мудрик.
- Уверен! Возьми от меня в дар этот букет и иди вдоль речки до красивой деревни. Войди в любой дом и одари хозяйку цветами. А там увидишь, что будет. Прощай! – сказал и исчез.
- Спасибо и до встречи! Надеюсь, - только и успел произнести юноша.


Прислушался Мудрик к совету гнома и отправился в путь. Вскоре появилась перед ним деревня. Подошел к большому и очень красивому дому. Остановился в изумлении. Растерялся даже. Изумление его было так велико, что он не заметил появление хозяйки дома.
- Мир тебе, юноша! Входи в мой дом. Будь в нем хозяином и гостем. Что же ты стоишь? Назови своё имя, расскажи, откуда пришел к нам.
- Мир дому твоему, девушка! Лучше ты мне скажи, куда я пришел. Не мираж ли это? Родители нарекли меня Мудр, но ощущаю себя здесь полным  невежей.


- Мудр! Какой великолепный букет у тебя в руках! Разве ты невежа, если знаешь о нашем обычае дарить женщинам цветы. Признайся, их тебе дал гном Флёр.
- Это так. Скажите, откуда у вас  такая красота?
- В наших краях так много цветов, что и жизнь приспосабливаем к ним. Красоту цветов используем во всем, строим ли дом или шьем себе одежду. Мы понимаем язык цветов, птиц, животных, мы умеем с ними общаться. А ты, видно, издалека. Извини, кажется, сюда кто-то идет.


Действительно, в дом вошли двое мужчин.
- Знакомьтесь! Это мой муж Вик и наш сын Виан, меня же зовут Раима.
- Добрый день! Мое имя Мудр, я пришел из страны Маленького Народца, что живет на лесной поляне. Простите, вы сказали, что этот рослый юноша ваш сын?  Невероятно, но вы с мужем, словно ровесники с ним.
- А сколько тебе лет и почему ты сказал, что родом из страны Маленького Народца? Ты же настоящий богатырь!- спросил Виан.
- Мне 10 лет по нашему календарю. Население моей страны ростом не выше моего пояса. Я среди них один такой,- ответил Мудр.
- Что заставило тебя покинуть родные места? Твоя сила облегчила бы жизнь твоему роду? Как же так вышло, что ты один отправился в столь дальнее путешествие? – засыпал его вопросами отец Вик.
- У меня есть история. Если вам  интересно, я её расскажу,- ответил Мудр.
- Да-да! Мы слушаем тебя.


- Мама рассказывала, что когда я еще был младенцем, она услышала Голос с небес. Он сказал, что я буду расти очень быстро, стану большим и сильным. И еще Голос сказал, что я должен буду повести Маленький Народец в другие края, где много солнца, на свет Божественный.
 

Шли годы,  я рос и учился жить на лесной поляне. Родители и  мы, дети, занимались с утра до вечера сбором трав, ягод, грибов, орехов. Запасались всем, что пригодится в долгие зимние месяцы. Уже в пять лет я был и выше и сильнее многих земляков. Мне нужно было построить новый большой дом.  Все мужчины приняли в этом участие. А я, во время передышки, сидя в сторонке от других, сам услышал Голос, обращенный ко мне. Он велел мне искать свою дорогу в жизни, учиться добру и приносить добро другим. Я был еще ребенком, но запомнил все. Вокруг меня ничего не менялось. Я же стал быстро взрослеть и развиваться. Сейчас мне всего десять лет, но кто в это поверит? Недавно  Голос вновь посетил меня. Он сказал, что пришло мое время отправляться в путь. Долго я шел сюда и, кажется, мне повезло.


- Чудеса, да и только! Славен народ, воспитавший такого богатыря! По обычаям Больших Людей, а так зовется наш народ, мы устроим пир на весь мир,- сказала  Раима, сияя от счастья.

Собрались в гости все. Было удивительно красиво и весело. Угощения были изысканными. А песням и танцам не было конца. По домам разошлись уже глубокой ночью. Мудрик очень подружился с хозяйским сыном Вианом. Они много рассказывали друг другу о себе. Но главный вопрос еще не был задан. Уже почти на рассвете Мудрик все же спросил о том, что так волновало его.
- Виан, скажи, ты знаешь, где встает солнце? Чтобы увидеть его восход, нужно ли залезать на верхушку самого высокого кедра?
- Не смеши, дружище! Никуда мы не полезем, а пойдем по земле. Собирайся!


Обнявшись, друзья пошли  по лесной тропинке на берег моря. Расположились поудобнее и стали ждать. Ночь на исходе, занимается заря. Очень медленно, разбрызгивая яркие лучи по всему небосводу, поднимается огромное светило. Вместе с ним просыпается лес и его обитатели. Чем выше солнце над горизонтом, тем громче звуки окружающего мира. Мудрик словно окаменел от живого чуда. Ему, живущему в полумраке леса, не хватало слов и чувств, чтобы высказаться. Он был потрясен!


- Я сюда приведу своих земляков! – только и смог сказать Мудрик.
- А мы тебе поможем! – ответил ему Виан.


Еще долго они сидели на берегу. В головах у них рождался план переселения. Появилось много вариантов, но решили обратиться к отцу Виана. Вернулись домой. Теперь уже всей семьей стали обдумывать как лучше и быстрее помочь Мудрику.

- Юноши! Ваши замыслы великолепны. Люди не должны жить в полумраке. Места здесь хватит всем. Но ведь путь дальний и трудный. Как его осуществить? – размышлял Вик.
-  С постройки повозок, больших и красивых. Они облегчат и сократят путь, - как всегда логично высказалась Раима.


Её предложение было принято с одобрением. Теперь необходимо было продумать детали строительства. Лучше Вика этого не смог бы сделать никто. Работа предстояла не только большая, но и творческая.  Когда за дело берутся настоящие мужчины, все возможно. Целый год трудились от зари до заката. Пришло время, и последняя повозка была готова. Мудрик был бесконечно рад окончанию работ, а ещё больше радовался возвращению домой. Он так скучал по родным ему людям.


- Друзья, все готово! Спасибо огромное вам, Большие Люди, за гостеприимство, за труд, за науку жить в мире светлом и счастливом. Спасибо за то, что научили понимать красоту и гармонию. Спасибо за понимание! Я расскажу о вас своим землякам.  Счастья и благоденствия вашим семьям! До встречи!- на прощание сказал Мудрик.


Дорога домой! Она лучшая из дорог. Ты не замечаешь расстояния, ты о нем просто не думаешь! Вот и наш герой едет, распевая свои любимые песни. Он впереди целого обоза. Лошади легко тянут свой  груз.  А Мудрик в мыслях о скорой встрече с домом, чуть не проехал мимо жилища гнома Флёра.

- Уважаемый Флёр, ты где? Спишь, что ли? ... Так и есть – спит в ландышах! Вставай, дорогой, а то совсем не проснешься, - стал будить гнома Мудрик.
- Ты прав, приятель. Но поверь мне, что ничего нет прекраснее на свете аромата лесного ландыша. Спасибо, что вспомнил обо мне. О! Да ты не один. Ты едешь домой! А это что за красота? Твои повозки похожи на застывшие цветы! Удачного тебе пути. Правда, говорят, что в наших лесах появился Злой Люд. Они разбойничают на дорогах. Будь внимательнее, сынок. Спеши! – напутствовал его гном.

- Спасибо! До скорой встречи. Назад я вернусь со своим Маленьким Народцем, - попрощался Мудрик.



Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Едет наш герой на родину. Но, что произошло, чего мы не увидели? Мудр  сидит один возле разбитых повозок, израненный и растерзанный.
- Как же так? Одни мечтали, другие строили, а кто-то все уничтожил. Разве так поступают люди? – размышлял вслух юноша с чистой душой.
- Они не были похожи на диких животных. Все у них было как у меня, но что-то было другое. Что? – Взгляд! Именно взгляд, их глаза! Упаси Боже, еще раз на них посмотреть! Бедный мой народец, неужели он так и не увидит восхода солнца? Жаль трудов Больших Людей и той красоты, что они сотворили. Я глубоко несчастен, но я жив. Сердце мне говорит, что сдаваться ещё рано. Надо идти домой и начинать сначала.



Возвращению Мудрика были рады настолько, что сразу не обратили внимания на его внешний вид. Для них это было неважно, ведь он долго путешествовал. В дороге возможно всё. А когда он стал рассказывать, что же с ним приключилось, вопросам не было конца.

- Сынок, это не похоже на правду. Никто и никогда у нас на поляне  даже не слышал о тех людях, о ком ты рассказываешь, - удивился отец.
- Если так прекрасны Большие Люди, тогда почему ты избит и оборван? – с горечью в голосе спросила его мама.
- Братец, ты не был на вершине кедра? – не унималась сестра.
- Ты, брат, чего – то не договариваешь, - догадался Гивор.



- Родные мои! Я не хотел тревожить вас плохими вестями. Кто же мог знать, что где-то обитают Злые Люди? Они хуже самых диких зверей. У них все как у людей, но нет главного – сердца! Они ничего не создают, они только все рушат! Они отбирают и убивают. Им никого не жаль!

Мудр замолчал. Он уже не был тем мальчишкой Мудриком, который покинул дом год назад. Это был уже взрослый мужчина. Он познал не только радость, но и горечь поражения. Он думал о судьбе своего Маленького Народца.



- Скажи, сынок, значит ли это, что нам теперь на Восток путь закрыт?
- И мы никогда не покинем этих мест полумрака?
- Я никогда не увижу чуда восхода солнца?
- Неужели уже ничего нельзя изменить?
   Эти и многие другие вопросы задавали ему родные и близкие люди. Долго молчал Мудр, прежде чем ответил:
- Всё можно и нужно изменить! Мы сами построим повозки. Мы научимся защищать себя. И только тогда мы отправимся в путь.



Чтобы мечта сбылась, надо очень постараться. Мудр со своим народцем много трудились, день за днем. Немало трудностей пришлось преодолеть, многому учиться заново. Всё же пришел час, когда всё было готово. Повозки не были так красивы, но ничто не могло их удержать, ведь впереди  была страна  Мечты. Они не одни, у них есть защитник и вождь - Мудр!


Пронеслись годы, как один день. Все трудности далеко позади. На высоком берегу Ласкового моря стоит чудо поселок. Дома в нем светлы и живописны, множество цветов, щебечут птицы.
 Под могучим кедром сидит Мудр. Он вспоминает  прошлое.  Приятные воспоминания вызывают у него улыбку. Его давно уже называют Мудрецом, он это заслужил всей своей жизнью. Его земляки  счастливы. Многие породнились с Большими Людьми и у них растут ребятишки. Теперь это новый народ – Счастливый!


- Я пригласил вас сюда, чтобы сообщить что-то очень важное. Вчера, как только опустела набережная, я остался в одиночестве наблюдать за приливом. И вновь, как и много лет назад, я услышал Голос:
- Мудрец! Ты уже многое сделал для своего народа. Да и сам ты хозяин большого дома, у тебя уже бегают внуки. Самое время подумать о путешествии на Запад. Иди! Никто не упрекнет тебя ни в чем. Новый путь будет тебе интересен. Ты познакомишься с  Гармоничным народом, они удивят тебя своим образом мыслей и укладом жизни. Они покорят тебя своими познаниями и талантами. Этот свободный народ творец и созидатель. У них нет врагов, потому что у них есть Оберег. Спеши, Мудрец!


- Мне нужен ваш совет. Что вы думаете об этом? – обратился он к своим родным и близким.

- Я совсем уже старик, но понимаю, что ты, сын, должен исполнить волю Голоса. Мы знаем, что с его благословения наш народ изменил судьбу. Иди, сынок, удачи тебе в пути! – напутствовал отец.
- Сынок, ты стал для нас главой, и мы проводим тебя с почестями, - сказала старушка мать.
- Благодаря тебе появился Счастливый народ. Соединились два рода. Это значит, что мы стали мудрее, успешнее и сильнее вдвое, - сказала Раима, мать его друга.
- Жаль расставаться с тобой, дружище! Но ты вернешься, я это знаю. Ты поведаешь нам о других землях и других людях. Ты будешь в пути помогать тем, кто слабее. Они ждут тебя, Мудрец, -  прощаясь, сказал Вик.
- Брат! За нас не волнуйся. Мы сумеем постоять за себя, ведь всё еще блуждает по горам и лесам Злой Люд. Мы знаем, как защитить себя, - обещал ему брат Гивор.
- Возьми с собой моего сына. Он будет тебе надежной опорой,- со слезами на глазах произнесла сестра Ану.



На высоком берегу, где ветер развевал его черные, теперь уже с проседью на висках, кудри, Мудрец стоит и  любуется красотой его земли, его Ласкового моря.  Рядом стоит великолепная повозка с шестеркой златогривых коней готовых в любую минуту к увлекательному путешествию в сказочный мир очарования прекрасным. В мир Гармонии, Любви и Доброй Надежды.

1999 год.


Рецензии
Замечательная сказка! Хорошо написана и очень яркий, красочный финал! Спасибо!
С уважением,

Игорь Багров   26.02.2015 15:57     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Игорь!
Удачи Вам!

Инна Овчинникова   26.02.2015 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.