Великий бунтарь и отшельник Василий Кандинский

ВЕЛИКИЙ  БУНТАРЬ И ОТШЕЛЬНИК

ВАСИЛИЙ   КАНДИНСКИЙ



Роль этого художника в развитии  современного искусства огромна – он был идейным  вдохновителем русского авангарда. И теории его оказали огромное влияние.

Родился он в Москве в  семье коммерсанта в 1866 году. Кандинский учился на  юридическом факультете Московского университета и даже работал там  некоторое время ассистентом на кафедре, но вдруг решил посвятить себя искусству и отказался от предложенной ему  должности профессора Дерптского университета.

 Для осуществления своей мечты Кандинский в 1896 году  едет  в Мюнхен, учится  в частной  художественной  студии  Ашбе, а в 1900 году поступает в Мюнхенскую Академию художеств и  сразу  с головой  оказывается в гуще художественной  жизни.

 В 1901 году он становится одним из основателей объединения художников «Фаланга» и за три года организует 12 выставок!

До первой мировой войны Василий Кандинский живет в Мюнхене, имеет прекрасную мастерскую для работы, он обеспечен и  много путешествует, но поддерживает постоянные связи с  Россией. В 1910 году художник создает первые абстрактные композиции и пишет  первый большой теоретический труд –   книгу «О духовном в искусстве»

В 1912 году в Берлине открылась первая персональная выставка  Кандинского. После начала войны в 1914 году он возвращается  в  Россию и живет здесь постоянно семь лет.

 


*  *  *

Василий Кандинский был очевидцем  Октябрьской революции и горячо принял народную власть.  С 1918 года художник  становится активным организатором новой художественной жизни в России,  он был инициатором многих идей – в том числе ратовал за создание в столице и провинции музеев современного искусств,  преподавал  в ГСХМ и вместе  с народом  жил впроголодь во время гражданской войны.  Хотя ему,  привыкшему  жить в достатке,  было нелегко переносить  испытания  лихолетья.


В декабре  1921 года по заданию Российской академии художественных наук  Кандинский  едет  в Берлин  и решает  остаться там…
Он больше не возвращается в Россию.

Этот художник по воспоминаниям очевидцев обладал удивительным даром слова – он любил говорить много и вроде бы просто, но понять  смысл его речи было трудно. Ко всем явлениям первых лет советской жизни он подходил с легкостью и умел их решать. От Кандинского  исходили  сила, здоровье,  у него была уравновешенная натура, и современникам было непонятно, как такой человек может писать  картины, в которых нельзя ничего понять.

В картинах его – сверхфутуризм.  Василий Кандинский  старался обогнать всех и свое время тоже.  У него  был бунтарский дух,  и это отражалось в его творчестве. Уловить сюжет его картин сложно. Чаще  - это просто яркие цветовые пятна, такие, как в картине «Декоративный мотив» 1909 года или изображение  пейзажа  тихого немецкого городка («Церковь в Мурнау»), а на картине «Купола» пейзаж впечатляет своей яркостью; на переднем плане картины  две неясных фигуры у бурного сине-зеленого потока,  за  этим  потоком большая  и длинная красная стена, за  которой  возвышаются разноцветные купола.

* * *

В дальнейшем работы Кандинского становятся  все более  расплывчатыми.  Это хаос импровизации, нагромождение цветовых пятен  различной формы. И  как апофеоз его творчества   офорт «Беспредметная  композиция» в черном цвете 1916 года, состоящая из хаотических линий с авторской монограммой в виде буквы «К» в круге.

За этой работой следует  «Формалистический рисунок» 1918 года, написанный черной тушью на бумаге с той же монограммой. «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» 1919 года  -  тоже  с  беспредметным содержанием.  Очень выразительная по форме композиция «Красное  с черным» 1920 года   и другие,  не менее выразительные.

Отстаивая свои принципы в искусстве,  Кандинский утверждал: «Наша гениальность – найти новые формы современного нам дня.
Сознание  новых живописцев горит пламенем цвета». Он работал очень много и оставил богатейшее наследие, но собственной школы создать за границей Кандинскому не удалось. Он работал уединенно и друзья-живописцы, посмеиваясь, называли его между собой "мюнхенским отшельником" - ведь боьшую часть своей жизни художник прожил в Мюнхене.

Картины Кандинского находятся  в различных музеях, как в России, так и за рубежом.

После отъезда из России он до  начала тридцатых годов жил в Мюнхене и его пригороде – альпийской деревне Мурнау.  В тридцать третьем году художник эмигрировал во Францию и жил там до конца жизни.

Умер художник в Нейи - сюр-Сен близ Парижа в 1944 году.


Рецензии
Я отношусь к поколению людей, воспитанных на восприятии реалистического искусствав. В школьные годы мы часто посещали Третьяковскую галерею и слушали лекции экскурсоводов, привязанные к тематике школьной программы. Венцом наших знаний об искусстве было знакомство с импрессионизмом. Абстрактное и авангардное искусство в те годы игнорировалась и в любом случае не находило отклика в сердцах советских граждан. Но времена меняются, и сейчас абстракционизм занял прочное место среди других видов живописи. Однако мне он
по-прежнему не близок. Мне кажется, что картины этого жанра стоит демонстрировать людям с пониженным жизненным тонусом: они взбадривают нервную систему, поскольку заставляют мучительно искать ответ на вопрос, что же тут изображено? Кроме того, обычно они выполняются яркими красками, что тоже будоражит воображение. Но иметь представление об этом направлении живописи весьма полезно.
С благодарностью,

Алла Валько   07.03.2021 00:35     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна! С наступающим Вас женским праздником! Счастья Вам и благополучия!

Алла Валько   07.03.2021 01:27   Заявить о нарушении
Милая Алла!
Спасибо Вам большое. Я тоже поздравляю Вас с Праздником 8 марта!
Здоровья и радости Вам, побольше новых впечатлений и путешествий.
С теплом и большим уважением.

Татьяна Шмидт   07.03.2021 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.