Идеалы Павла Филонова
Глава 1.
Этот удивительный художник родился 8 января 1883 года в Москве. Родители его были мещане, выходцы из города Рязани. Отец Филонова работал в Москве извозчиком, мать стирала белье у богатых людей. Отец умер, когда мальчику не было еще и пяти лет, вместе с Павликом осиротели еще четверо детей. Мать выбивалась из сил, работая прачкой. Сестры вышивали полотенца и продавали на Сухаревском рынке. Научился вышивать и маленький Паня. Потом заболела чахоткой мать и через два года умерла…
Неизвестно, что было бы с детьми, если бы не удачное замужество старшей шестнадцатилетней сестры Сашеньки. Она вышла замуж за сорокалетнего инженера -бельгийца. Человек он был добрый, не бросил осиротевших детей, перевез всю семью в Петербург и устроил Павлика в живописно-малярную мастерскую.
Одновременно подросток посещал вечерние рисовальные классы, занимался в частной мастерской академика Дмитриева – Кавказского. У Павла началась новая жизнь и появилась мечта, стать художником.
В 1900 годах Филонов путешествует по Волге, Кавказу, побывал даже в Иерусалиме. Это путешествие дало ему сильнейший толчок к творчеству. Он мечтает получить солидное образование и три раза настойчиво пытается поступить в Петербургскую Академию художеств, но не поступает.
И лишь в 1908 году Филонова принимают в Академию вольнослушателем. Он с жаром принимается за учебу, но быстро охладевает – ему претили классические формы обучения. Он не хочет рисовать точь-в –точь, а мечтает найти в живописи свой собственный стиль. В 1910 году Павел Филонов добровольно уходит из Академии…
Филонов пишет первую свою картину «Головы» в 1910 году, затем «Пир королей», «Мужчина и женщина» и одну из лучших своих работ « Крестьянское семейство» в 1914 году. С 1911 года художник участвует в выставках «Союза молодежи» в Петербурге, его работы имеют успех. У Филонова появляются неплохие деньги, и он едет в путешествие в Италию и Францию в 11 году.
К этому времени художник вырабатывает свой собственный стиль. Филонов пишет картины кристаллическими цветовыми ячейками. Он представляет аллегорические фигуры – олицетворения, обращается к вечным темам в искусстве. Живопись его искрящаяся, пестрая, привлекает внимание своей необычностью.
В эти годы он утверждает свои принципы аналитического искусства:
Каждое прикосновение к холсту - это атом
Упорно и точно рисуй каждый атом!
Глава 2.
Художник в своей профессии должен любить все «сделанное» и ненавидеть все «не сделанное».
Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной – это четкая запись через материю, и вся работа – это целая запись интеллекта художника, который ее пишет.
Художник- пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев.
Форма произведения делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Свои взгляды Филонов уже четко сформулировал в статье «Канон и закон» в 1912 году.
Жил художник в то время по–спартански на Васильевском острове в квартире своей рано овдовевшей сестры Александры, он много работал и совсем не обращал внимания на женщин, пока не встретился в выставочном зале «Союза молодежи» на Невском с Ольгой Громозовой – редактором издательства.
Это было в 1913 году, Ольга помогала Филонову развешивать картины, весело болтала, расспрашивала обо всем и очень понравилась молодому художнику. Через некоторое время Павел почувствовал, что влюбился…
Они стали встречаться, Филонов даже изобразил Ольгу в образе Девы Марии в картине «Святое семейство». В мечтах художник видел Ольгу своей женой, но мечтам этим не суждено было сбыться. Ольга предпочла ему другого и вышла замуж за художника Матюшина…
* * *
Осенью Филонова призвали в армию. Он был мобилизован на войну на румынский фронт рядовым второго полка Балтийской морской дивизии. Имея пролетарское происхождение, испытавший много лишений в детстве, позднее художник принял активное участие в революционных событиях. Рабоче-крестьянская власть была ему по душе. В 1918 году Филонов вернулся в Петроград и участвовал в Первой свободной выставке художников. Это была грандиозная выставка в Зимнем дворце!
Картины Павла Филонова имели успех! В те годы художник работал, как одержимый – по 18 часов в сутки, питался, чем придется, голодал и холодал. Его прозвали «пролетарский живописец» и дали комнату, а он мечтал о создании в Петрограде Музея аналитического искусства и берег свои картины для него.
Филонов верил в скорую победу мировой революции и торжество идей коммунизма.
Авторитет его растет и в 1923 году Филонов становится профессором Инхука( Института художественной культуры).
К Филонову потянулись последователи, у него дома по вечерам стали собираться ученики. А в Доме печати прошли выставки мастеров аналитического искусства. Так родилась знаменитая «филоновская школа». И каждого ученика Филонов мечтал превратить в Леонардо…
В 1921 году он случайно познакомился с Екатериной Серебряковой – женой старого народовольца. Они оказались соседями и, когда муж умер, Серебрякова позвала художника сделать посмертный портрет. Постепенно они сблизились и полюбили друг друга, хотя Серебрякова была старше Филонова на целых двадцать лет. В 24 году они поженились.
К моменту их знакомства Павлу было тридцать семь, а Екатерине Серебряковой – пятьдесят семь. Она была переводчицей и одновременно преподавала английский язык, и ей очень нравилась живопись Филонова. Да и вообще по душе ей был этот высокий, сероглазый, лобастый и очень добрый человек. Она боготворила нового мужа и ласково называла его «Паня». А он трогательно заботился о ней и звал ее "дочка".
У Филонова почти всегда не было денег, и он не имел возможности дарить дорогие подарки жене. И однажды красками целых полтора месяца расписывал Екатерине Александровне шелковый шарф. Шарф получился необыкновенно красивым! Женщины – соседки даже говорили: «Носить такой шарф – преступление! Этот шарф – единственный в мире!» А Серебрякова гордо носила подарок мужа, сияющий всеми цветами радуги…
Жили они трудно – Филонов был максималист по характеру, из гордости отказался от полагающейся ему пенсии и пайка. Картины художник тоже наотрез отказывался продавать, хотя заманчивых предложений было много. На все предложения Филонов гордо отвечал: «Все картины я завещаю пролетариату!» И продолжал жить жизнью аскета. В душе его была огромная любовь к простым людям и желание им добра.
А тучи уже сгущались над головой художника. В 1928 году закрыли школу аналитического искусства. Творчество художника подвергалось резкой критике – в стране победившего социализма картины авангардистов уже разошлись по запасникам музеев. Из Инхука Филонову тоже пришлось уйти.
Резкие нападки против Филонова не прекращались, и выставка художника в 29- 30 годах не состоялась, художник сильно переживал, хотя поклонников творчества было много, и они приезжали из разных уголков страны.
Из-за постоянной нехватки денег Филонов, работая на износ, исписывал тоненькой кисточкой огромные холсты даже ночами, а питался очень скудно – в основном лепешками и чаем, вместо папирос покупал себе немного махорки. Жена – женщина необычайной жизненной силы, начала вдруг прибаливать.
В тридцать восьмом, когда обоих ее сыновей арестовали, Екатерина Александровна не спала всю ночь, плакала не переставая. А вскоре случился инсульт – ее парализовало.
Горе сломило ее…
Филонов трогательно заботился о своей Кате, кормил ее с ложечки, добывал продукты, поил лекарством. Она очень любила мандарины – он доставал ей их, где придется, просил у сестер – Мани и Дуси – те всегда выручали, рады были помочь любимому брату.
После выздоровления Катя долго не могла ходить самостоятельно, и Филонов заново, как маленького ребенка учил ее ходить, носил на руках.
* * *
Когда началась Великая Отечественная война, а вслед за ней и блокада Ленинграда, Павел Филонов очень боялся, что картины его сгорят при бомбежке, и дежурил ночами на чердаке дома, тушил зажигательные бомбы и однажды упал с лестницы в кромешной тьме, ушибся, простыл и слег. А тут еще страшный голод…
Третьего декабря 1941 года художника не стало. Иссохший от голода, восемь дней лежал он на столе в холодной, не отапливаемой комнате среди своих картин, пока хлопотали гроб – с досками тогда было очень туго, а жена и сестры не хотели хоронить его в общей могиле.
Наконец, Союз художников помог с досками, и гроб был готов. Хоронила брата сестра Евдокия Николаевна Глебова с невесткой на Серафимовском кладбище. Жена не могла идти за гробом, но хотела проводить мужа в последний путь.
На больших санях привезли гроб с телом художника, а на маленьких детских саночках Екатерину Александровну. Лопата могильщика ударила о мерзлую землю. Сестра заплакала и тихо сказала могильщику: «Знали бы Вы, какого человека хороните…»
А после похорон отдала ему последний кусок хлеба за работу – он тоже еле держался на ногах от усталости, долбя землю.
Серебрякова пережила Филонова на один год – она умерла весной 1942 –го. Сыновья ее так и не вернулись из заключения. Сестре Филонова Евдокии Глебовой удалось сохранить картины и передать их в Русский музей, как того и хотел ее брат-художник. Только после этого она эвакуировалась из Ленинграда. А после войны долгое время в двухэтажном доме на Карповке размещался детский сад.
Богатейшая коллекция картин Павла Филонова и по сей день находится в Русском музее. Одна из последних работ – «Лица» 1940 года. В работах его отразилось время. Даже по названиям картин можно определить эпоху, в которую они были написаны:
«Возрождение человека»
«Формула империализма» 1925 г. «Колхозник» 1930 г. «Тракторный цех» 1931 г. «Портрет Сталина» 1936 г. «Ударники» 1938 г.
Как-то жена художника, боготворившая творчество мужа сказала: «Творения его расшифрует история». Так и случилось. И мы можем по достоинству оценить их.
В 1967 году проведена посмертная выставка работ Павла Филонова в Новосибирске. А в 1988 году состоялась выставка в Русском музее, в 1989-90 г. во Франции в Париже. Творчество художника по достоинству оценили, и оно получило, наконец, мировую известность, а жизнь Филонова – это гражданский подвиг, потому что он остался верен своим идеалам и работал подвижнически до конца.
Свидетельство о публикации №212020701110
Алла Валько 27.04.2021 23:54 Заявить о нарушении
Татьяна Шмидт 28.04.2021 18:38 Заявить о нарушении
Всех благ Вам!
Татьяна Шмидт 28.04.2021 18:43 Заявить о нарушении