Идеалы Павла Филонова

 ИДЕАЛЫ  ПАВЛА ФИЛОНОВА

Глава 1.


Этот удивительный художник родился  8 января 1883 года в Москве. Родители его были мещане, выходцы из города  Рязани. Отец Филонова  работал в Москве извозчиком, мать стирала белье у богатых  людей.  Отец умер, когда мальчику не было еще и пяти лет, вместе с Павликом осиротели еще четверо детей. Мать выбивалась из сил, работая прачкой. Сестры вышивали полотенца и продавали на Сухаревском рынке. Научился вышивать и маленький Паня. Потом заболела чахоткой мать и через два года умерла…

Неизвестно, что было бы с детьми,  если бы не удачное замужество старшей шестнадцатилетней сестры Сашеньки.  Она вышла замуж за  сорокалетнего инженера -бельгийца. Человек он был добрый, не бросил осиротевших детей, перевез всю семью в Петербург и устроил Павлика в живописно-малярную мастерскую.

Одновременно подросток  посещал вечерние рисовальные классы,  занимался в частной мастерской  академика Дмитриева – Кавказского. У Павла началась новая жизнь и появилась мечта, стать художником.

В 1900  годах    Филонов  путешествует по Волге, Кавказу,  побывал даже в Иерусалиме.  Это путешествие дало ему сильнейший толчок к творчеству. Он мечтает получить солидное образование и три раза настойчиво пытается поступить в Петербургскую Академию художеств, но не поступает.

 И лишь в 1908 году Филонова принимают в Академию вольнослушателем. Он с жаром принимается за учебу, но быстро охладевает – ему претили классические формы обучения. Он не хочет рисовать точь-в –точь,  а мечтает найти в  живописи свой собственный стиль.  В 1910 году Павел Филонов  добровольно уходит из Академии…


Филонов пишет  первую свою картину «Головы» в 1910 году,  затем  «Пир королей»,  «Мужчина и женщина»  и одну из лучших своих работ « Крестьянское  семейство» в 1914 году. С 1911 года художник участвует в выставках «Союза молодежи» в Петербурге, его работы имеют успех. У  Филонова  появляются неплохие деньги, и он едет в путешествие в Италию и Францию в 11 году.

К этому времени  художник вырабатывает свой собственный  стиль. Филонов пишет картины кристаллическими цветовыми ячейками. Он представляет аллегорические фигуры – олицетворения, обращается к вечным темам в искусстве.  Живопись его искрящаяся, пестрая, привлекает внимание  своей необычностью.

В эти годы он утверждает свои принципы аналитического искусства:
Каждое прикосновение к холсту   - это атом
Упорно и точно рисуй каждый атом!

Глава 2.

Художник в своей профессии должен любить все «сделанное» и ненавидеть все  «не сделанное».
Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной – это четкая запись через материю,  и вся  работа – это целая запись интеллекта художника, который ее пишет.
Художник- пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев.
Форма произведения делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Свои взгляды Филонов уже четко сформулировал в статье «Канон и закон» в 1912 году. 

Жил художник  в то время  по–спартански  на Васильевском острове в квартире своей рано овдовевшей сестры Александры, он  много работал и совсем не обращал внимания на женщин, пока не встретился в выставочном зале «Союза молодежи» на Невском  с Ольгой Громозовой – редактором издательства.

Это было в 1913 году, Ольга помогала Филонову развешивать картины,  весело болтала, расспрашивала обо всем  и очень понравилась молодому художнику. Через некоторое время  Павел  почувствовал, что влюбился…

Они стали встречаться,  Филонов  даже изобразил Ольгу в образе  Девы Марии в картине «Святое семейство».  В мечтах художник видел Ольгу своей женой, но мечтам этим не суждено было сбыться.  Ольга  предпочла ему  другого и вышла замуж за  художника Матюшина…


* * *


Осенью Филонова  призвали в армию. Он был мобилизован на войну на румынский фронт рядовым второго полка Балтийской морской дивизии. Имея пролетарское происхождение,  испытавший много лишений в детстве,  позднее  художник принял активное участие в революционных событиях. Рабоче-крестьянская власть была ему по душе. В 1918 году Филонов вернулся в Петроград и участвовал  в   Первой  свободной выставке художников. Это была грандиозная выставка в Зимнем дворце!

Картины Павла Филонова имели успех! В те годы художник  работал, как одержимый – по 18 часов в сутки, питался, чем придется,  голодал и холодал. Его прозвали «пролетарский живописец» и   дали комнату, а он  мечтал  о создании в Петрограде Музея  аналитического искусства и берег свои картины для него.
 Филонов верил в  скорую победу мировой революции и торжество идей коммунизма.

Авторитет его растет и  в 1923 году Филонов становится профессором Инхука( Института художественной культуры).

К Филонову  потянулись последователи,  у него дома по вечерам стали собираться ученики. А в  Доме печати прошли выставки мастеров аналитического искусства. Так родилась знаменитая «филоновская  школа».  И каждого ученика Филонов мечтал превратить в Леонардо…


В 1921 году он случайно познакомился с Екатериной Серебряковой – женой старого народовольца. Они оказались соседями и,  когда муж  умер, Серебрякова позвала художника сделать посмертный портрет.  Постепенно они сблизились и полюбили друг друга,  хотя  Серебрякова была старше Филонова на целых двадцать лет.  В 24 году они поженились.

К моменту их знакомства Павлу было тридцать семь, а  Екатерине Серебряковой – пятьдесят семь. Она была переводчицей  и одновременно преподавала английский язык, и ей очень нравилась живопись  Филонова. Да и вообще по душе ей был этот высокий, сероглазый, лобастый  и очень добрый  человек. Она боготворила нового мужа и ласково  называла  его «Паня».  А  он трогательно заботился о ней и звал ее  "дочка".

 У Филонова  почти всегда не было денег, и он не имел возможности дарить  дорогие подарки жене. И однажды  красками целых полтора месяца расписывал Екатерине Александровне шелковый шарф. Шарф получился необыкновенно красивым! Женщины – соседки  даже говорили: «Носить такой шарф – преступление! Этот шарф – единственный в мире!»  А Серебрякова гордо носила подарок мужа, сияющий всеми цветами радуги…

 Жили они трудно – Филонов был максималист по характеру, из гордости отказался от полагающейся ему пенсии и пайка. Картины художник  тоже наотрез отказывался продавать, хотя заманчивых предложений было много. На все предложения Филонов гордо отвечал: «Все картины я завещаю пролетариату!»  И продолжал жить жизнью аскета.  В душе его была огромная любовь к простым людям и желание им добра.

А тучи уже сгущались над головой художника. В 1928 году закрыли школу аналитического искусства. Творчество художника  подвергалось резкой критике –  в стране победившего социализма  картины  авангардистов уже разошлись по запасникам музеев. Из Инхука Филонову тоже пришлось уйти. 

Резкие нападки  против Филонова не прекращались, и  выставка  художника в 29- 30  годах не состоялась,  художник  сильно переживал,  хотя поклонников творчества  было много, и они приезжали из разных уголков страны.

Из-за постоянной нехватки денег Филонов, работая на износ, исписывал  тоненькой кисточкой огромные холсты  даже ночами,  а  питался очень скудно – в основном лепешками и  чаем, вместо папирос  покупал себе немного махорки.   Жена – женщина необычайной жизненной силы,  начала вдруг прибаливать.

  В  тридцать восьмом,  когда обоих ее сыновей  арестовали,  Екатерина Александровна не спала всю ночь, плакала не переставая. А вскоре случился инсульт – ее парализовало.
Горе сломило ее…
 Филонов трогательно заботился о   своей Кате,  кормил ее с ложечки, добывал продукты, поил лекарством.  Она очень любила мандарины – он доставал ей их,  где придется, просил у сестер – Мани и Дуси – те всегда выручали, рады были помочь любимому брату.

После   выздоровления   Катя  долго не могла ходить самостоятельно, и Филонов  заново, как маленького ребенка учил ее ходить, носил на руках.


* * *


Когда началась Великая Отечественная война,  а вслед за ней и блокада Ленинграда,   Павел Филонов очень боялся,  что картины его сгорят при бомбежке,  и  дежурил ночами на чердаке дома, тушил зажигательные бомбы и однажды упал с лестницы в кромешной тьме, ушибся, простыл и слег. А тут еще страшный голод…

 Третьего декабря 1941 года  художника не стало. Иссохший от голода,  восемь дней лежал он на столе в холодной,   не отапливаемой комнате среди своих картин,  пока хлопотали гроб – с досками тогда было очень  туго, а жена и сестры не хотели хоронить его в общей могиле.

Наконец, Союз художников  помог с досками,  и гроб был готов. Хоронила брата сестра Евдокия Николаевна Глебова с невесткой на  Серафимовском кладбище.  Жена  не могла  идти за гробом, но хотела проводить мужа в последний путь.

 На  больших санях привезли гроб с телом художника,   а на маленьких детских саночках Екатерину Александровну. Лопата могильщика ударила о мерзлую землю. Сестра заплакала и тихо сказала могильщику: «Знали бы Вы, какого человека хороните…»
А после похорон отдала ему последний кусок хлеба за работу – он тоже еле держался на ногах от усталости, долбя землю.
 
Серебрякова пережила Филонова на один год – она умерла весной  1942 –го. Сыновья ее так и не вернулись из заключения.  Сестре  Филонова  Евдокии Глебовой  удалось сохранить картины и передать их в Русский музей,  как того и хотел ее  брат-художник. Только после этого она эвакуировалась из Ленинграда. А после войны долгое время в двухэтажном доме на Карповке  размещался детский сад.

 Богатейшая коллекция картин  Павла Филонова  и по сей день находится в Русском музее. Одна из последних работ – «Лица» 1940 года. В работах его отразилось время.  Даже по названиям картин можно определить эпоху, в которую они были написаны:
 «Возрождение человека»
«Формула империализма» 1925 г.  «Колхозник» 1930 г. «Тракторный цех» 1931 г. «Портрет Сталина» 1936 г. «Ударники» 1938 г.

Как-то жена художника, боготворившая творчество мужа  сказала: «Творения его расшифрует история». Так и случилось.  И мы можем по достоинству оценить их.

 В 1967 году  проведена посмертная выставка  работ Павла Филонова   в Новосибирске.   А в 1988 году состоялась выставка  в Русском музее, в  1989-90  г.  во Франции в Париже. Творчество  художника по достоинству оценили,  и оно получило, наконец,  мировую известность,  а  жизнь  Филонова – это гражданский подвиг, потому что он остался верен своим идеалам и работал  подвижнически до конца.


Рецензии
Трудная судьба художника, тесно связанная с перипетиями всей страны. Можно ли сейчас осуждать людей, свято веривших в идеалы революции? Сейчас многие историки считают, что в октябре 1917 была совершена огромная историческая ошибка. Но ведь недаром у многих людей революция была связана с огромными ожиданиями...

Алла Валько   27.04.2021 23:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла. В нашей истории революция была неизбежна. Она назревала веками рабства и вылилась в истощенную первой мировой Россию. Никакая это не ошибка, а неизбежность. Жаль, что вернулись к капитализму. История не любит идти вспять. Историческая лента постоянно движется вперед в каждой стране. Это закон истории.

Татьяна Шмидт   28.04.2021 18:38   Заявить о нарушении
Алла! Приду к Вам завтра. Сегодня уже поздно.
Всех благ Вам!

Татьяна Шмидт   28.04.2021 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.