Биографические записки. Глава 6

 Бабушка Марфа пережила деда Михаила почти на два десятка лет,хотя и на её долю «радостей жизни» хватило с избытком.
Она помнила помещиков Шеншиных,особенно,барыню.»Добрая была»,--рассказывала  нам, своим внукам,вспоминая,как девчонкой бегала со сверстницами в лес,набирала орехов и отдавала их барыне. Та принимала девочек,сидя в кресле в беседке над прудом;за стакан орехов или ягод давала по копейке.В те далёкие времена это были деньги.И это осталось в памяти...
 В замужестве Марфе Сергеевне повезло—Михаил Осипович не был ни пьяницей,ни драчуном,а работящим,самостоятельным мужиком.
Пошли дети.Первенцами была двойня:Василий Михайлович,Дмитрий Михайлович.
 Василий Михайлович в 1948 году стал моим отцом.
Его брат- близнец Дмитрий не прожил и года,умер от коклюша,как однозначно определил лечивший его фельдшер,который жил при сельсовете в Калинеево,в пяти километрах от Радости.
 Фельдшер был зелёный юнец;лекарств не было никаких,кроме винных компрессов—ребёнок,несмотря на амбиции врачевателя,скончался от удушья.
"Бог прибрал",—говорила бабушка Марфа много лет спустя, тяжело вздыхая.
После смерти Мити она три года не рожала.
Выполняла женскую и подчас мужскую работу в колхозе и дома.Недоедала, недосыпала,как и все.
 Вспоминала неурожайные 27-28годы,особенно голод 31-33-х годов,когда ели всё,что попадалось:была съедена вся лебеда,крапива,а зимою—вся живность,у кого была.
У кого не было ничего—те умирали.
 Это те времена,которые на Украине окрестили Голодомором...
Да,он был,свирепый и жуткий голод.Но он был точно таким же и в России!В Центральной России,в Поволжье.
 Правда,рассказывала бабушка,в наших краях до людоедства не дошло, во всяком случае,об этом она не знала.
 В 1927 году родилась девочка,которую назвали Зинаидой.В 29-м году родился сын Федя,а через шесть лет—последний сын Иван.
 Сказались ли последствия голодных лет,или была какая-либо другая причина—до этого никому не было абсолютно никакого дела,однако детей Марфа Сергеевна больше не рожала.
 Я думаю, всё вкупе:и страх голода,и то,что вшестером жизнь «стала лучше,веселей»... Товарищ Сталин на одном из предвоенных съездов ВКП(б)под бурные овации зала заявил,что "..жизнь стала лучше,веселее"...
На это озорной россиянин ответил:
 
 Жизнь стала лучше,стала веселей.
 Шея стала тоньше,но зато длинней.

 Перед войной,году в тридцать девятом,Михаил Осипович с домочадцами перебрался в свой дом в Касьяново.
Дом освободился по той причине,что сестра Февронья Осиповна вышла замуж в соседнюю Слободку,а отец с матерью уехали в Москву,уступив уговорам брата Ивана Романовича.
 Кстати,прадед Осип Романович умер в Москве 11 ноября 1948 года,то есть,в год и день моего рождения...В Москве он и похоронен. Когда умерла прабабушка,я не знаю.
 По рассказам отца,на их похороны из Касьяново никто не ездил—связь была такая,что обо всём узнавали post-faktum.
 Марфа Сергеевна стала обживаться на новом месте.
Забот прибавилось, возросла нагрузка на ребят.На Радости всё было рядом:лес,в овраге под домом ключевая вода,а в Касьяново леса кругом,но за полями,значит,проблема с дровами.
 За водой надо было ходить несколько раз в день чуть ли не за полкилометра,причём,на пруд—для стирки и скота,на колодец—для себя.До пруда было метров триста,до колодца--больше.
 В деревне было два колодца.Один,ближний,в охвостке пруда в орешнике.Другой подальше,в середине деревни возле дома Пылаевых.Там вода была чистейшей,но немного солоноватая.
 Но деревенский народ привычен к трудностям.У него "лёгкостей" и не бывает...  Больше всех помогала Зина,её забота—вода,стирка.Федя занимался дровами,малыш Иван тоже с ним.
 А Марфа Сергеевна работала в колхозе наравне со всеми,куда пошлёт нарядчик.
За трудодни...Что это такое--теперь забыли совершенно.А это оплата труда.Натурой.На заработанные трудодни колхоз к зиме выдавал пропитание--всё,что выращивал,вскармливал,собирал...Зерно,мясо,сено,дрова...
 Старший сын Василий учился и жил в Орле.В ФЗУ(фабрично-заводское училище) в те времена был и кров,и стол.
 Жили не тужили—всё нарушила война.
Главу семьи Михаила Осиповича призвали в первых числах июля,сын Василий в августе приехал попрощаться,сказал,что едет куда-то на Урал.
 Марфа Сергеевна не поверила,пока не пришло письмо с дороги,из Перми.Сын писал, что будет работать на Урале ,на металлургическом заводе.Больше писем от Василия не было,потому что в октябре в Касьяново уже были немцы.
 Вначале они не задержались в деревне,оставили около десятка солдат и ушли дальше,через Оку,на восток.
 Магистраль Орёл-Мценск-Плавск-Тула-Москва была километрах в двадцати пяти от Касьяново,по ней и шёл основной поток оккупантов.А в Касьяново попали те,что брали Болхов;они двигались параллельно магистрали.
 Однако,после декабрьского наступления наших войск под Москвой немцев двинули назад и на Орловском направлении.
 Линия фронта на полтора года в наших местах закрепилась от Мценска по рекам Зуша и Ока.Касьяново стало ближним немецким тылом—семь километров до линии фронта,и немцы активно обживали свой тыл.
 Так бабушку мою Марфу Сергеевну переселили в землянку со всеми детьми.Это случилось под новый,1942 год.
 Землянка эта,вернее,след её—яма с обвалившимися краями—сохранилась до сих пор.
Она заросла кустами бузины,тальника.На краю стоит уже довольно "пожилая"ракита--
дерево,довольно живучее и неприхотливое.Достаточно весною забить в землю кол из ракитовой ветки,и летом он уже зеленеет листвою...
 За нашим огородом на краю оврага землянку выкопали красноармейцы,намереваясь стоять насмерть,защищая опустевшую деревню,но в тёмную октябрьскую ночь они тихо исчезли,не входя в опасное боестолкновение.
 И за это им низкий поклон—они сохранили жизнь половины Бородинской семьи.
Бабушка Марфа,тётя Зина,дяди Федя и Иван прожили в этой землянке до 46 года.
После войны к ним присоединился дед Миша.
 Как они жили,во всех красках могут рассказать только они сами,но «иных уж нет,а те далече».Собственно,никого уже нет.
 Когда писались эти строки, в живых была только тётя Зина,и жила она далеко от меня.
 Врать и сочинять я не стану—неточность была бы оскорблением тех,кого уже нет. 
В своё время я не расспрашивал своих близких о тех тяготах,что выпали на их долю.Об этом теперь,в половине второго десятилетия 21-го века,сожалею.
Всё,что знаю обо всех,расскажу ниже.


Рецензии
"Врать и сочинять я не стану—неточность была бы оскорблением тех,кого уже нет". - Точнейшее изложение мысли честного человека.

С искренним уважением,

Федор Головин   15.01.2014 16:29     Заявить о нарушении