Киргизия 2008

Любивый Валерий. Отец : восстановление биографии / В. Д. Любивый; под. ред. И. И. Кочевых.– К.: ФАДА, ЛТД, 2011.– 448 с. – ил., портр. –  Библиогр.: с. 441–443.

Фрагмент "Другая даль" (Часть седьмая)

Седьмая часть посвящена автору книги, сыну Дмитрия – Валерию Дмитриевичу Любивому, – который продолжил родовую ветвь Любивых и своей производственной и общественной деятельностью доказал и доказывает приверженность отцовским и родовым традициям: не бояться трудностей, преодолевать невзгоды, быть патриотом, творчески подходить к своей работе, постоянно ставить перед собой новые задачи и, главное, заботиться о том, чтобы будущие поколения больше знали о пути и доле своих отцов, росли настоящими людьми.
Этот раздел содержит опубликованные интервью Валерия Любивого, где он рассказывает о своей основной работе – закройщика мужской одежды, – которой он занялся после переезда семьи в Киев в 1946 году. В интервью содержатся многочисленные словесные портреты известных людей, которые являлись клиентами закройщика.
Кроме того, повествуется об участии Валерия Любивого в деятельности Совета Организации ветеранов Украины, в том числе Комиссии по международным связям, подготовившей к публикации книгу «Мир крепить неустанно» – о ветеранах войн ХХ века, сохранении памятников и могил, поиске пропавших без вести, поддержании активных связей между ветеранами различных стран.
Приводится исследовательский материал Валерия Любивого о солдате 1-й отдельной Чехословацкой бригады Людвика Свободы – Лидии Маркияновне Уваренко.
Сюда также включены сведения и фотографии об участии автора в конференциях, дипломатических приёмах, встречах и др.

Подрисуночная надпись:
Копия представления о награждении ветеранов Токтогула


КИРГИЗИЯ 2008
Я как член Комиссии по международным связям Совета Организации ветеранов Украины, курирующий среднеазиатский регион, в 2008 году посетил свою родину – посёлок городского типа Токтогул, что в Кыргызстане. Так совпало, что я побывал в посёлке на праздновании Дня Победы и посетил 13 мая памятник отцу – Дмитрию Игнатьевичу Любивому – в городском парке. По моей просьбе зам. министра иностранных дел Украины Костенко Юрий Васильевич передал книгу «Мир крепить неустанно», одним из авторов которой являюсь я, в Бишкек, в Посольство Украины. По приезде 5 мая, я обратился в Посольство и получил экземпляры книги для ветеранов Бишкека и Токтогула. В Посольстве встретился с послом Соловьём Владимиром Васильевичем и консулом Иваном Григорьевичем Бунечко. В Посольстве были осведомлены о моём прибытии и, очевидно, о том, что мне приходилось общаться с В. В. Щербицким. Когда я спросил у консула, как зовут Посла, он ответил: «Как и Вашего знакомого В. В. Щербицкого!»
В Бишкеке через центральную часть города пролегают две улицы, носящие названия Киевская и Московская. Они так названы в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией (08.01.1654.)
7-го мая Посольство Украины должно было награждать ветеранов, которые освобождали Украину в период Великой Отечественной войны, а я должен был награждённым дарить книгу «Мир крепить неустанно». Но получилось так, что награждение было перенесено на 8-е число, а мне надо было уезжать в Токтогул. Пришлось оставить 10 книг для награждённых ветеранов. А сам я подарил книги Послу, консулу, Совету Организации ветеранов Кыргызстана в лице председателя Токомбаева Тараса Алиевича, а также Городской организации ветеранов (Бишкек) в лице Асанова Даира Асановича. В беседе с Послом я спросил: «Почему награждаются только ветераны, живущие в Бишкеке?» В ответ было сказано, что представления из других городов ещё не поступили.
8-го мая утром я уже находился в Райадминистрации пгт. Токтогул. Я встретился с главой администрации Бердиевым Токсонбеком Бердиевичем, подарил ему книгу «Мир крепить неустанно», показал и ещё один подарок, предназначающийся для ветеранов Токтогула.
После нашей встречи Т. Б. Бердиев (которого местные называли Аким) поехал поздравлять ветеранов, которые не могут участвовать в праздновании Дня Победы, а я направился в школу им. Токтогула Сатылганова. В этой школе в 1981 году, в день открытия памятника Любивому–Герасимову, с моего согласия одному из отрядов было присвоено имя Дмитрия Любивого. С тех пор это звание передаётся по эстафете. В этот день звание было передано младшему классу, который направился к памятнику и возложил венок.
В парке находится обелиск с вечным огнём, а за парком – стадион, на котором было организовано празднование Дня Победы. На поле стадиона была сооружена сцена и установлены 9 больших юрт. После выступлений за совместным столом ветераны пригубили традиционные «сто граммов» и отведали каши из полевой кухни. Потом ветераны вошли в юрты, где их ждало всяческое угощение. Все юрты с поздравлениями посетили помощник Президента Кыргызстана и сопровождавший его Аким – ветераны получили ценные подарки.
13-го мая – в день героической гибели отца – у памятника я вручал ветеранам книгу «Мир крепить неустанно», в том числе тем, которые были героями этой книги. Это их удивило и вызвало восторг. Ветеранской организации Токтогула я подарил книгу «Советский солдат» с личным автографом автора Сизоненко Александра Александровича, а у председателя Организации М. Сарпашова взял представление о награждении ветеранов Токтогула, участников освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. Их оказалось четверо. Потом я ещё раз посетил отряд имени Дмитрия Любивого, пожелал детям добра и благополучия.
Ветеранов пригласил в кафе, угостил «Горилкой с перцем». Сфотографировавшись на память с ветеранами, я отправился в Бишкек.
В Бишкеке я снова зашёл в Посольство, передал представление о награждении ветеранов. Посол Украины Владимир Васильевич Соловей пообещал, что при первой возможности вручит награды.
Зашёл и в Совет Организации ветеранов Кыргызстана. Председатель Тарас Алиевич Токомбаев спросил: «Валерий Дмитриевич, что это за награды, которые нам вручали? Если это даёт В. А. Ющенко (Президент Украины, В. Л.) – они нам не нужны». К сожалению, по возвращении в Киев мне не удалось ни в Министерстве иностранных дел, ни в Посольстве Кыргызстана в Украине узнать, что это были за награды.
В городской организации ветеранов Бишкека остался единственный Герой Советского Союза, он же – единственный и в Кыргызстане – Даир Асанович Асанов, – который возглавляет городскую организацию Бишкека. Он сказал мне: «Что это вы в Украине завели фашизм? Мне за всех ветеранов Украины стыдно». Мне тоже стало стыдно.
Д. А. Асанов сражался на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Степном и Втором Украинском фронтах. Освобождал территории России, Украины и Болгарии. Освобождая Украину, получил звание Героя Советского Союза за бои в селе Пятницкое Чугуевского района Харьковской области. День рождения Даира Асановича 30 мая 1922 года. По приезде в Киев, я позвонил в областную организацию ветеранов Харьковской области, председателю Котляревскому Алексею Ивановичу, чтобы они поздравили Даира Асановича. Он поблагодарил и охотно поздравил героя-ветерана.
По работе мне не раз приходилось встречаться с послами Кыргызстана в Украине. Нынешнему Чрезвычайному и Полномочному Послу Кыргызстана в Украине Мамкулову Эркину Бейшеналиевичу, с которым я поддерживаю дружеские отношения, я также подарил книгу «Мир крепить неустанно».


Рецензии