Утка по-пекински. Часть 4. Житьё-бытьё

ЖИТЬЁ-БЫТЬЁ

Что бросается в глаза на китайских улицах и дорогах, так это чистота. Дворников на душу населения в Китае, наверное, больше, чем где бы то ни было — сейчас начало сентября, листопад, но на мостовых нет ни одного листочка. А деревьев здесь — видимо-невидимо! По-разному выглядят уборщики мусора, но мне запомнилась одна женщина-дворник: она выглядела вызывающе экзотично, в ярко-оранжевом брючном костюме, в традиционной конусообразной соломенной шляпке, с металлическим ящиком на плече и метёлочкой для мусора. Она лениво-элегантно подметала улицу и очень важно посматривала по сторонам – в её позах было столько достоинства! Если уж про житьё я начала с дворников, то значит это то, что они действительно всё время попадаются на глаза. Может быть, поэтому я и обратила такое пристальное внимание на их орудия труда. Метёлки есть огромные, с длинным оперением, а есть маленькие и пушистые, похожие на те, которыми сметают пыль с хрустальных ваз! Правда-правда, ими аккуратно удаляют опавшие из-под деревьев листья, чтобы не повредить траву. Мне это показалось ужасно милым, но слегка уморительным занятием – сколько же нужно людей, чтобы собрать весь урожай утопающего в зелени города?

Тут мне припомнилась старательная семья дворников в доме, где мы жили. Однажды, возвращаясь поздно вечером под проливным дождём, я заметила мужчину, одной рукой придерживающего тележку для мусора и подбородком умудрявшегося держать над собой зонтик, потому что в другой руке у него была сигарета. При этом он стоял гордо, в то время как его супруга, согнувшись в три погибели, огромным черпаком собирала грязную воду вперемешку с намокшими листьями и забрасывала всё это в тележку. На ней не было даже куртки от дождя – вот такое своеобразное разделение труда.

Кажется, что проблема туалетов в китайских городах решена уже на два века вперед — указателей много, но за чистоту я совершенно не ручаюсь. Для интересующихся могу также добавить, что почти 90 процентов уличных богоугодных заведений построено вовсе не по европейскому, а ближе к первозданному образцу. Во всех смыслах. Вечером, даже в центре Пекина люди часто вели себя как в глубинке, естественно… например, запомнилась женщина, держащая маленького голенького мальчика так, чтобы он сходил в туалет прямо на тротуаре! Может быть, именно поэтому в городе ТАК много дворников?

Вечерние улицы оживлены, и именно в это время появляются продавцы всего – украшений, щенят, еды – (непривычно выглядели популярные тут яйца: их варят в огромных котлах прямо посреди улицы в солёном соевом соусе пополам с чаем, отчего они, естественно, становились чёрными).
Что ещё удивило (и напомнило мне давнее советское прошлое), так это огромное количество наблюдателей на улицах и во дворах, помечающих, какие машины въехали и выехали, кто и с кем пришел — прямо как наши былые дворники. Наблюдательница нашей округи довольно быстро навела про нас справки, почему-то сильно обрадовавшись, что я родом из России. Она здоровается со мной полной улыбкой пять раз в день каждый раз так, как будто видит впервые. И это приятно. Помню как-то давно в Москве, мой папа пришёл с работы, забыв ключ от квартиры. Вернувшись на улицу, он, не спрашивая, тут же получил полную информацию о том, что "Ваша Ира в красных брюках полчаса назад ушла с молодым человеком" — наши, казавшиеся тогда вечные бабушки у подъездов, знали и видели всё – так вот тут было бы то же самое, умей мы понимать по-китайски.

Между нашим домом и университетом Джонтонг, куда был приглашен Рейн, проходит одна из самых оживленных трасс города, которую я не решаюсь переходить даже по сигналам светофора (об этом расскажу позже). Через улицу перекинут неширокий мост, по обоим концам которого постоянно дежурят милиционеры (или полицейские?), благодаря чему чувствуешь себя в безопасности, даже вечером. Во всяком случае, намного увереннее, чем на вечерних улицах Лондона или Москвы, где постоянно оглядываешься и вздрагиваешь от каждого шороха.

Как-то, гуляя по городу, нам захотелось выпить чаю, а где бы, казалось, это лучше сделать как не на его родине, которая, судя по преданиям, наслаждается им чуть ли не 5000 лет (за 2000 лет можно смело поручиться) и для которой производство чая — хлеб насущный? М-да, кончилась наша затея тем, что мы купили ледяной зелёный чай с мёдом в пластиковых бутылочках! А мне казалось, что чайные заведения здесь должны быть на каждом шагу. Справедливости ради скажу, что в магазинах продаются специальные ёмкости — пластиковые и стеклянные, похожие на нижнюю половину винной бутылки, в которых люди постоянно носят чай с собой… но мы до этого еще не дошли – мы об этом только узнали.

В первую субботу мы решили отправиться на шопинг. Толпы людей на улицах —  это естественное состояние для «маленького» Сианя, но сегодня, вопреки будням, никто не суетится, люди отдыхают и получают удовольствие от выходных.  Магазинов много  (размеры одежды — маленькие, как и сами китайцы), а манекены в витринах почему-то все с европейскими лицами! Так же как и реклама крупнейших производителей, которая завлекает европейством размерами с дом. Что удивляет в обслуживании, как это то, что в больших магазинах продавцы зачастую не просто кричат, а орут во всю глотку! Я застала такую картину и, честно, развеселилась: по местному магазинному радио выкрикивались какие-то призывы, и все продавцы хором отвечали, типа "будь готов" — "всегда готов"! В другом магазине продавцы перекрикивали друг другу номер нужного ботинка, как при игре в испорченный телефон, но вот какая информация достигала ответственного за размеры, я сказать не берусь. Конечно, есть продавцы навязчивые и прилипчивые, но все же в большинстве случаев они воспитанные и улыбчивые — свою работу люди исполняют очень добросовестно, работой дорожат, поскольку рабочих мест намного меньше, чем работоспособного населения.

Китайцы, в основном, невысокие, довольно стройные и на удивление подвижные люди. Тут я приведу в пример полюбившихся мне пенсионеров — они потрясающе активны! Собираясь вместе, поют хором, играют в спортивные игры и занимаются в парках на тренажёрах практически в любую погоду (я тут тоже приноровилась в нашем дворике заниматься: чем я хуже пенсионеров?). При мне в парк привезли мужчину в инвалидном кресле, и сопровождающая его женщина вынимала его ноги поочёредно для растягивания на железном брусе. В старых домах, где они в большинстве живут, лифтов нет, поэтому ежедневные тренировки, а зачастую с сумками наперевес, поддерживают их в активной форме, не расслабишься. Говорят быстро, ходят быстро, едят быстро, точно боятся опоздать на поезд или ещё у меня создалось такое впечатление, что они делают быстро всё, для того чтобы их не обогнали. Гонки с препятствиями, преодоление трудностей или борьба за выживание — назовите, как хотите, но трудолюбию китайцев можно позавидовать. (см.фото). "Движение — жизнь" это сказано точно про образ жизни китайцев.

К нам китайцы относятся потрясающе: жаловаться нельзя — предупредительные и внимательные, они не оставляют нас без опеки, но делают это очень ненавязчиво. Психология бедных и богатых отличается, как белое от чёрного, во всем человеческом сообществе, но трудолюбию этой нации нужно отдать честь — здесь работают все и на совесть. Меня многократно спрашивали, напоминают ли мне китайцы борцов, кто постоянно соревнуются. А как может быть иначе при миллиардном населении страны, где выжить и выбиться в достойное общество задача настолько нелёгкая, что требует экстраординарного здоровья и колоссальной усидчивости, хитрости, предприимчивости.

Вот крошечный пример.
По-соседству с нашим домом находится массажное заведение, и мы туда ежедневно наведываемся вот уже две недели. Я попала в руки очень застенчивой девушки, которая, как я потом поняла, не так давно работала, но я не стала отказываться от её услуг. Всё же однажды у меня сильно заболела нога, я дохромала до массажного кабинета и в помощь моей массажистке пришла другая, бойкая и улыбчивая, которая, к моей радости, немного говорила по-английски. Она была настолько уверена в своих действиях, учила подругу приёмам массажа, пыталась говорить со мной, что в конце концов она "выиграла меня", и я перешла под её опеку. Помимо мастерства массажиста в ней была заложена колоссальная тяга к дальнейшему изучению английского. Я не могла этого не оценить, и сейчас я учу её всему, что она может воспринять, не отходя от массажного кресла, а она и работает на совесть и учится одновременно. Конечно, будущее у нее гораздо более ясное, чем у её подруги, она точно знает чего хочет и ищет пути к тому, чтобы, в конце концов, стать дизайнером одежды. Я уверена, что так и будет, она не только трудолюбива, но предприимчива и смекалиста. На прощанье она подарила мне портрет китайской девушки в традиционной одежде, написанный маслом, скромно добавив, что это её первая работа.
Про медицинский массаж спины супруга можно сказать то, что на него взгромоздилась девушка и сразу двумя коленками стала подпрыгивать у него на спине, больно колотя при этом суставами пальцев, от чего Рейн пришел в восторг — а я и не знала, что мой муж — мазохист!

Наверное, традиция носить с собой зонтики настолько впиталась в быт и кровь китайцев, что как только выглядывает солнце или накрапывают первые капельки дождя, разноцветные зонты распускаются везде, как цветы по утреннему летнему лугу. В китайской зонтичной традиции нет чёрного цвета, так любимого европейскими мужчинами, — здешние красавцы запросто расхаживают под зонтами всех расцветок, даже с цветочным рисунком. Говорят, чёрных тут просто не продают (это траурный цвет). Любимый цвет китайцев, как известно красный, считается, что он приносит удачу. На меня красный цвет действует радостно и умиротворяюще, несмотря на то, что по гороскопу я Телец! В красном люди женятся, это традиционный наряд, но сейчас женихи и невесты встречают гостей в белом, затем переодеваются в красное для торжественной церемонии и застолья, а напоследок и третий туалет — европейское нарядное платье и костюм.

Однажды за столом зашел разговор об униформах и, вообще, о цветах одежды. Оказалось, что китайским мужчинам категорически возбраняется носить головные уборы зелёного цвета, иначе засмеют — народное поверье таково, что обладатель зелёной кепки обязательно рогоносец. Я спросила: "А что, если он не женат? "Ну, тогда он потенциальный рогоносец" — и вся компания дружно засмеялась.

99% женщин, то есть почти все, носят брюки, и это просто поразительно! Даже сейчас, когда жара вновь поднимает столбик термометра до +30, на улицах не встретишь женщин с оголёнными руками (девушкам позволяется носить топики с короткими рукавчиками), но у женщин, выше, чем 3/4 длины рукава, одежду носить не принято. Я также не видела окрашенных волос, "вытравленных" блондинок или немыслимые прически — люди выглядят скромно, даже на званых обедах.

В нашей квартире поселились отвратительные жильцы — комары. Я показала все свои укусы, густо сдобренные зелёнкой, нашему другу, аспиранту, который проявил ко мне несказанное сочувствие — принёс лестницу и теннисную ракетку. Ну, думаю, перезанимался парень, плохо дело. Но не тут-то было — вместо пластиковой проволоки, на ракетке были вставлены электрические провода. Когда ракетку подносишь к насекомому, то нужно нажать кнопочку, и электрический стул ему обеспечен. Может быть, это только я такая серая, а во всем мире это давно и успешно применяется? Позабавило меня то, что по нашему красивому дворику регулярно прохаживается мужчина с этой ракеткой и уничтожает всякую напасть, которая водится в кустах. Если бы я не видела её в действии раньше, то я бы подумала, что он явно сходит с ума.

продолжение следует

фото автора


Рецензии
Ира, спасибо огромное!
Удачи тебе!
С теплом,

Игорь Лебедевъ   31.01.2013 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь! Ира

Ирина Фетисова-Мюллерсон   31.01.2013 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.