Откровение отрицательного героя

Моя работа – лгать… и лгать так, чтобы этой ложью восхищались и аплодировали. Мое предназначение – обманывать и заставлять всех верить в то, чего на самом деле нет и не может быть. Моя судьба – быть тем, кем я не являюсь, и убеждать каждого, кто видит меня за работой, что то, чего на самом деле нет – правдиво и истинно. Ведь я – актер…

Сцена и киноэкран – единственный мир, где я могу чувствовать себя уверенно, это единственное место на Земле, где я живу полноценной жизнью. Каждый раз, когда того требует сценарий, я лгу, я выдаю ложное за истину, и от моей игры зависит успех этой лжи – или ее провал. Я – актер, я маска самого себя, я – лишь образ, который создает моя роль. В кино и на сцене жизнь – не та, что мы привыкли видеть в действительности. Лучше или хуже – судить не нам, судить зрителю. Наше дело – играть… играть самими с собой, превращая себя в своих героев, убеждая раз за разом, что мы – не такие, каковы на самом деле, играть с фантазией, играть с чувствами и мыслями. Наше дело – игра.

Вся жизнь – спектакль, люди в нем – актеры… Эти слова близки мне как никому другому. Ведь если жизнь – игра, то моя игра - моя жизнь. Я живу здесь, я живу в своих ролях, я не просто играю роль, так часто я в ней живу… И это – мой выбор.

Добро и зло… как и в жизни, они неотделимо друг от друга живут в кино и на сцене. Вся жизнь – борьба. Борьба Добра со Злом, борьба Света с Тьмой, борьба Правды с Ложью, борьба Жизни со Смертью. Не будь борьбы – не было бы и самой Жизни. Этого не скрыть. Это знают все. Борьба соперников, которые вечны и неотделимы, которые непобедимы и неистребимы, борьба, которая не закончится никогда. Борьба, которая и есть сама жизнь. В этом ее суть. В этом и суть искусства. Для кого-то искусство – развлечение, отвлечение и времяпрепровождение за созерцанием, для кого-то оно – философия, для кого-то – работа, для кого-то искусство – его все.  Как и для меня…

Добро и зло… они неотделимы друг от друга. Как неотделимы и герои сценария. Есть герой, есть его противник, есть конфликт, есть борьба, которой они отдают всего себя – на этом держится мироздание, суть кино, значение сцены, и моя судьба. Роли не выбирают. И если для тебя избрана роль героя – значит ты герой. Играй, будь героем, борись со злом!.. Без этого нельзя… Играй… Будь героем… Будь счастливым…

Играй… даже если ты не герой. Даже если ты – злодей. Роли не выбирают. Роль сама выберет тебя. Просто играй. Будь тем, кем того требует твоя роль.

Моя роль – быть отрицательным героем… и я с этим не спорю. Я рад и этому. Почему? Разве не каждый мечтает стать героем, бороться за правое дело, бороться со злом и побеждать? Конечно… Но если все будут героями, кто же тогда будет злодеем? Кто будет на другой стороне?.. Если есть герой, то кто-то должен стать его врагом. Герой без врага – никто. Как и его враг – без героя.

Роли не выбирают. Роль сама выбирает тебя. Роль заставляет тебя быть тем героем, что требует сценарий. Играй… играй… все зависит от тебя. Заслужи уважение игрой, заслужи восхищение и любовь зрителя, если ты герой… Заслужи уважение игрой, заслужи и свое отторжение зрителем, если ты – злодей. Неважно, как к тебе относится зритель – он должен тебя запомнить. Иначе – ты провалился… ты не остался в памяти – значит, ты играл плохо. Роль не терпит плохой игры и фальши, даже роль отрицательного героя. Порой играть такие роли – труднее чем, героев положительных, которым простительны ошибки. Героев отрицательных зритель не прощает за плохую игру. Пускай тебя возненавидят и станут презирать… то – твоя роль. Но не ты. Ведь все зависит от тебя – твой успех, твои аплодисменты, твоя слава. Пусть даже как злодея… Ведь ты – играл… просто играл свою роль. Ты был частью сценария. Ты был героем – неважно, каким… Роли не выбирают. Их просто… играют.

Я играю отрицательных героев – сколько помню себя, всю сознательную жизнь, всю актерскую карьеру. Я не герой, я не злодей – но это в жизни. На экране – я меняюсь. Я вселяюсь в жизнь своей роли. Я становлюсь тем, кого требует сценарий – предателем, преступником, негодяем… кем угодно. И я борюсь. Борюсь с героем – хотя знаю, что обречен. Борюсь – хотя знаю, что я уже проиграл заранее. Ведь правда не на моей стороне. Но я борюсь – я должен, в конце концов, ведь это моя роль. И я должен быть достойным своего противника – только так я могу остаться в памяти зрителя… Я не могу иначе.

Я играю свою роль. Какой бы она ни была… какой бы ни выпал жребий по сценарию. Жребий всегда один – играть отрицательную роль. Я часто говорю себе , что моя роль – сложнее, чем роль героя… Ведь больше и ответственность, больше и требования, меньше права на ошибку. И я этим горжусь – как это ни парадоксально. Есть амплуа – для каждого из нас. Это часть твоей судьбы. Сцена и экран – вторая жизнь… А быть может, наоборот – жизнь в реальности, вне сценария, вне экрана, вне сцены – это ненастоящая жизнь? Кто знает… Порой мне кажется так. Порой мне кажется что я в кино – настоящий, а в жизни – играю… Считайте меня безумным, помешанным на своей профессии. Просто так бывает. Иногда...

Я всегда играю свою роль – ту, что сама выбрала меня. Это судьба – стать воплощением роли на сцене или на экране. Это счастье и предназначение актера, это его призвание и смысл жизни. Роль выбирает нас. Мы становимся героями – кто-то отрицательным, а кто-то – положительным. Но все мы – герои, по крайней мере, для самих себя каждый из нас – герой, пусть где-то внутри. Вкладывая душу в свою роль, быть тем, кто ты есть в сценарии… И играть. Не просто играть – жить в этой роли, стать героем сценария.

Не мы выбираем свои роли. Роли тоже живут своей жизнью. И эту жизнь даже нам никогда до конца не понять – можно лишь прочувствовать ее… можно стать ее воплощением, можно прожить в своей роли целую жизнь. Но не понять. Хотя этого и не нужно… кто знает, если понять свою роль – может, игра перестанет быть интересной, перестанет быть игрой и единственно достойным смыслом жизни? Нет, не нужно об этом думать… нужно чувствовать, чувствовать свою роль. Не понимать разумом – понимать душой, чувствовать сердцем. Отдать роли свою жизнь – если она того потребует. Без остатка… Мне не жаль. Мы смертны… этого не изменить. Но можно обрести бессмертие – бессмертие на сцене и на экране. Наши роли – наше бессмертие. И чем сложнее наша роль, тем легче обессмертить свое имя – один раз и навсегда. Бессмертие в памяти зрителя – это не мечта, это награда. Награда за то, что ты играл свою роль, вложил в нее всего себя и подарил эту роль зрителю….

 А может быть, это роль подарила зрителю тебя? Может быть, не мы вкладываем в роль свои чувства, свое сердце и душу – может быть, это роль вселяет свою душу в нас? Может быть, герой из этой роли становится частью нашей души? Может быть, не мы играем свою роль на сцене – может быть, это роли играют нас в жизни?...

Кто знает…

7 февраля 2012 г.


Рецензии
Зацепило. Какие, однако, глубокие размышления у автора) Да, мы все актёры, которые отыгрывают какой-то сценарий... Знать бы ещё его суть и свою роль...
Хм... Мы все носим маски, значит, мы - не мы, даже с самыми близкими. Все играют свои роли (или роли играют нас?)), и искренность уже никому не нужна, она не в моде, ведь есть маски, которые мы носим. Всё напускное: и мысли, и чувства, и поведение... Главное ведь, сростись со своей ролью, так? Забавно...и так жизненно.

Ангелина Марсова   10.01.2021 21:24     Заявить о нарушении
Эти размышления имели место уже давно, и я уже не помню, что меня на них подтолкнуло

Александр Эдерхарт   25.01.2021 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.