Эссе 69. Зарисовки образов

Хочу поделиться с вами, дорогие друзья, своими воспоминаниями о нескольких наших преподавателях. Конечно, если покопаться в закромах памяти, то можно вспомнить о многих наших учителях многое. Но вот без напряжения, на вскидку, как говорят.

Первый образ, который у меня всплывает, - это конечно же Тимофей Фадеевич Рыжков. Фарадей был личностью колоритной. Безупречное знание предмета было поразительным. Но об этом студенты узнавали или понимали потом, а кто-то так и оставался в неведении об этом. Ну, а его образ у меня такой: огромный, сильный мужик в изумительно белом и кошмарно длинном халате, как говорили, хирургическом, с завязками сзади, которые тоже отражали его характер и торчали всегда в разные стороны, и, на мой взгляд, они, завязки от халата, тоже были грозными, как и владелец халата. Сейчас я понимаю, что он был прекрасный шоумен, простите меня за это слово, но как он поражал студентов на первых лекциях, когда сжимал в кулаке позвонок - и он превращался в песок. Или когда брал и завязывал узлом ребро! Это поражало воображение. Позвонок и ребро не были анатомическими препаратами, это были кости животных. Позвонок был обожжен в лабораторной муфельной печи, а ребро вымочено в кислоте. Как он говорил об анатомических препаратах! Я тогда не придавал этому значения, только сейчас понимаю всю глубину его слов: "Наши с вами препараты - это останки некогда живших людей, они продолжают служить людям. Не кощунствовать! Не кощунствовать! Относиться бережно и трепетно!" Далее следовал "рыкккк" и продолжение: -"Не понимаете? В цирк - Гамлета изображать!" Неопрятный халат, или коротюсенький, или нейлоновый, - в пивной ларек, пирожками торговать..." Да-а-а-а, и вспомните его страшные брови, пучки волос из носа и сам орлиный нос.
А если, не дай Бог, какая беда случится у студентов, курируемых им групп, он разнесет халабуду вдребезги, пополам у любого обидчика, но поможет обиженному.

Наш первый ректор, тезка моего друга Жени Ромашова, принявший активнейшее участие по зачислению Жени в институт, Логачев Евгений Дмитриевич. Всегда элегантно одетый, безупречно вежливый и добродушный красавец мужчина. Его обращение со студентами - демократичнее не бывает, но дистанцию нарушить мог себе позволить только полный балбес и хам.
Какие дифирамбы на лекции он пел мухе мясной!..
"Мясные мухи (Calliphoridae)- семейство двукрылых насекомых. Мясные мухи имеют, как правило, яркую окраску зелёных или синих тонов с металлическим отливом. Этому виду насекомых надо памятники ставить! Еще во время Первой мировой войны было обнаружено неожиданное свойство личинок мух, поселяющихся в гноящихся ранах. Выяснилось, что личинки зелёных и синих мух, питаясь разлагающимися тканями ран, не только удаляют эти ткани и мелкие осколки костей, но и своими выделениями препятствуют размножению патогенных бактерий. Кроме того, они выделяют вещество, способствующее заживлению ран. Сколько раненых во время войны они спасли! Ведь война - это вульгарнейшая проза: рваные, инфицированные раны, искрошенные кости, нехватка или отсутствие воды, многоразовые бинты, педикулёз... И вот эта муха специально подпускается к гноящимся ранам и творит чудеса!

Она обсеменяет их, появляются опарыши, которые, особенно при дефиците или отсутствии перекиси водорода, без антибиотиков, чистят эти раны с превеликим удовольствием, с умопомрачающим аппетитом поедают распадающиеся ткани , гнойное, отделяемое, совершенно пренебрегая живой нарождающейся тканью". Затем, почему-то он звучно так и как-то смачно сморкался в огромный идеально свежий и белоснежный платок. Похоже, он их дюжинами имел всегда при себе. Когда я слушал это на лекциях Логачева Е.Д. и представлял все это в образах, у меня мурашки бежали по спине.

Фаина Самсоновна Голубкова. Она вела у нашей группы цикл рентгенологии на пятом курсе. А был этот двухнедельный цикл, как раз перед седьмым ноября. И я, наслышанный о том, какая замечательная женщина Фаина Самсоновна, набрался наглости и еще до начала цикла пришел к ней на кафедру и попросил ее разрешить мне пропустить занятия семинарские, но я готов ответить ей сейчас экстерном по любому вопросу. Я готовился, у меня была тетрадь с записями Жоры Чернобая по ее предмету. И я тут же продемонстрировал ей свои знания, пересказав цитату из той тетради: "Рентгенологи - это летописцы. Это чтецы теней человека от лучей Рентгена. По запечатленному на снимке хороший рентгенолог может определить возраст человека и найти патологию даже эндокринной системы". Потом уже Жора сказал мне, что он это со слов Фаины Самсоновны и записал. В общем, Голубкова хмыкнула тогда после моей цитаты и спросила причину предполагаемого пропуска. Я честно ей сказал, что хочу слетать домой во Фрунзе. И Фаина Самсоновна разрешила мне, но предупредила, что в зачетке распишется после моего возвращения в институт. Так все и было потом.

Клавдия Тихоновна Сомова. Она преподавала терапевтическую стоматологию. У нас на лечебном ее не было, поэтому пишу со слов выпускников стомфака. Вот Костя Ромашов - он не просто ее не любил, а ненавидел, даже за ее фокусы с подбрасыванием препаратов зубов. А еще Клавдия Тихоновна заставляла студента
закрыть глаза и давала ему в руки препарат натурального зуба. И просила рассказать: какой это зуб, с какой челюсти, правый или левый. И заставляла "учиться, учиться и еще раз учиться". Она не подпускала к пациентам тех, кто с лета не называл зуб по имени, отчеству. И вот с высоты теперешнего возраста и стажа Константин Дмитриевич шлет земной поклон Клавдии Тихоновне Сомовой за науку.

Голубев Борис Федорович. Ну как я могу обойти эту колоритную и очень своеобразную фигуру? Его ведь любили, и прозвище ему дали "отрыжка" тоже потому, что он жаловался на отрыжку на лекциях. И эта отрыжка у него была на глазах всей аудитории. И еще задолго до нашего выпуска его стали так навеличивать за глаза, но, похоже, он знал о своем прозвище, только оно его никак не волновало. Ну, а история с графином стала традицией и повторялась неоднократно. Ребята из седьмой группы пошли еще дальше.
Неутомимые и гораздые на выдумки Витя Кубасов и Шура Попович собирались провести референдум, ну, на крайний случай плебисцит, с единственным вопросом:
"Согласны ли Вы, чтобы по примеру кафедр анатомии и патологической анатомии, физиологии и патологической физиологии, переименовать кафедру философии в кафедру патологической философии, пока на ней трудится Голубев Борис Федорович?" и три варианта ответов: "Согласен - Да!", "Согласен - Нет!!" и "А вдруг?!"
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=69#a69
2 октября 2011г.


Рецензии