Эссе 73. Дышите ротом, пожалуйста

Два года студентов готовят к встрече с больными. Два года они изучают различные предметы. И вот наступает третий курс. К тому времени все студенты приобретают себе фонендоскопы и тонометры. А в годы нашей учебы еще и мода была менять заводские резиновые трубки на фонендоскопах на трубки от аппарата искусственная почка или на крайний случай от одноразовой системы для внутривенных капельных вливаний. А это же был страшный дефицит в то время. И ведь как-то так получалось, что эти трубки находились и были у многих. Во всяком случае все студенты моей группы имели их.

И вот среди предметов появилась пропедевтика внутренних болезней. Преподаватели изо всех сил учили нас пальпации, перкуссии и аускультации при обследовании больных. Сначала теория. Мы вбивали в свои головы, что (далее по Википедии) пальпация (лат. palpatio проглаживание)- один из основных методов клинического обследования, основанный на осязании исследователем различных состояний тканей и органов больного при их прощупывании, а также на оценке больным испытываемых им во время исследования ощущений. Позволяет определить расположение ряда органов, наличие патологических образований, оценить некоторые физические параметры исследуемых тканей и органов: плотность, эластичность, характер естественного движения, температуру, а также выявить болезненные участки, определить место и характер травмы. С этим методом все были знакомы еще и до учебы. Когда ударишься, то непроизвольно гладишь и ощупываешь это место.

Следующий метод (из медицинской энциклопедии) - перкуссия заключается в постукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом. По характеру свойств звука врач определяет топографию внутренних органов, физическое состояние и отчасти их функцию. Этот метод был сложнее. Нужно было знать технику простукивания разных органов и тоны звуков от здоровых тканей и тоны при перкуссии , к примеру, при пневмонии.

И последнее (по Википедии) аускультация (лат. auscultatio) - метод физикальной диагностики в терапии, фтизиатрии, кардиологии, акушерстве, пульмонологии, реже -хирургии, заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в паренхиматозных и полых органах человека. Аускультация бывает прямая - прикладывание уха к прослушиваемому органу, и непрямая - с помощью специальных приборов (стетоскоп, фонендоскоп). Как я уже сказал, у каждого студента был фонендоскоп. И когда приходили на семинары или на лекции, фонендоскопы висели на шее практически у всех. Мы жутко гордились собой и считали себя уже практически врачами. И вот еще в начале осеннего семестра, после очередного семинара, где группа Лены Сохаревой изучала сердечные тоны и типы легочного дыхания, им наконец-то доверили курацию больных. Студентов разбили на пары и отправили к больным, но истории болезней спрятали, чтобы студенты не подглядывали и не переписывали все из них.

Лене с подружкой достался хороший больной. Он охотно беседовал, излагал жалобы, рассказывал анамнез. Беседу проводила Ленына подруга, а Лена тщательно все записывала. И вот дошло дело до осмотра больного. Подружка в белоснежном накрахмаленном в меру халате, фонендоскоп по третьекурсовой моде зажат на шее, подходит к больному, берет в руку головку фонендоскопа, прикладывает к груди больного и громко так, уверенно начинает рассказывать о том, что слышит при аускультации: "Дыхание амфорическое и акцент второго тона", а Лена , как в юмореске Шифрина, все пишет и пишет. И тут больной, потупив глаза, говорит им. И вроде потихоньку, но слышала вся группа: "Девушка, а когда меня раньше слушали, то эти штучки (и показывает на бранши фонендоскопа) в ушки вставляли". Группа хохотала все оставшееся время занятия, обыгрывая по-разному эту ситуацию. Вот так прошла первая курация в группе Елены Сохаревой. Повторяю - первая курация.

Но вот что выкинул мой друг Женя Ромашов на экзамене по пропедевтике внутренних болезней, тоже стоит вашего внимания. Бедного доцента Григория Львовича Хасиса чуть Кондратий не хватил, когда Евгений объяснил ему, что при перкуссии он палец на грудную клетку кладет не параллельно ребру в межреберное пространство, а перпендикулярно ребру, потому что так удобнее перкутировать больного. А чуть позднее при аускультации больного просил его вежливо: "Дышите ротом, пожалуйста". До сих пор загадка, как смог Женя выкрутиться из той ситуации и получить трояк.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=73#a73
15 октября 2011г.


Рецензии