Тихий ужас

Российская Госдума приняла в третьем чтении закон "Об основах охраны здоровья граждан", проект которого многие из этих граждан резко критиковали. В проект внесли поправки, но недовольные остались.

Критики закона, который медики называют "конституцией" российского здравоохранения, говорят, что он не решает главных проблем российской государственной медицины: нехватки хороших врачей и денег.

Министерство здравоохранения, разработавшее проект, считает его главным достоинством создание предпосылок к строительству, как сказано в пояснительной записке к проекту, "современной и эффективной системы российского здравоохранения".

Закон декларирует гарантии бесплатной медицинской помощи и предоставление бесплатных лекарств определенным группам населения при определенных заболеваниях. Составлением перечней этих групп и лекарств, как и организацией бесплатной медпомощи, будут заниматься субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Закон также декларирует право пациента на свободный выбор больницы или клиники и врача при получении гарантированной государством бесплатной медпомощи.

За федеральными властями остается, согласно проекту, общее руководство и контроль в области здравоохранения.
Увы, это полномочия без денег. Это перераспределение полномочий не нравится многим медикам. Закон направлен на снятие ответственности за охрану здоровья граждан с государства с перекладыванием ее на врачей, пациентов, работодателей, регионы, муниципалитеты. Закон не решает главной проблемы российской медицины - недофинансирования.

С недофинансированием связана и другая проблема - нехватка квалифицированных кадров в бюджетных медицинских учреждениях. Заработки врачей и медработников слишком малы, и молодежь не идет работать в эти больницы и поликлиники. А нет врача - нет доступной медицинской помощи.

Что подвигло меня на написание этой статьи?  Хотя я человек весьма далекий от медицины, но все мы поневоле пациенты, и жизнь время от времени заставляет нас к ней обращаться. Так и я вот дожил до того, что утратил часть своих зубов, верой и правдой служивших мне уже более полувека. Нужно зубопротезирование.

По опыту моих родителей, в бытность сверкавших золотыми зубами (а было это в голодные и нищие послевоенные годы!), я знал, что эта вынужденная операция давно освоена, а то, что с тех пор прошло почти 70 лет, вселяло надежду на то, xnm вследствие технического прогресса не придется «светиться фиксой» хотя бы – зубы искусственные сейчас научились делать не отличишь от настоящих.

Я – ветеран труда, и по закону имею право на бесплатное зубопротезирование, чем я и решил воспользоваться.  Ждал очереди 3 года. Дела в моими зубами были не катастрофическими, и такое длительное «стояние» меня не напрягало.

Но вот очередь подошла, о чем вежливый голос по телефону меня уведомил. Еще эта дама задала вопрос, которому я тогда не придал большого значения: «хочу ли я протезироваться сейчас». Я ответил утвердительно, ведь это такая процедура, которую чем раньше проведешь, тем меньше нагрузки для желудка.

И вот я на приеме у врача-протезиста в 1-й Ивановской стоматологической поликлинике. Доктор все внимательно посмотрел, что-то долго писал в карточку, и говорит: «Сейчас идите в 6-й кабинет, там Вам вырвут много здоровых зубов. Это очень большая работа. А потом мы поставим съемные протезы. Вам это надо? Если не болят – жуйте своими зубами».

Приходишь за помощью, а тебя хотят изуродовать. Такая у нас медицина. Думаю, что не только "бесплатная", в этих же кабинетах калечатся и за свои деньги. Современных технологий, давно применяющихся в Европе, нет. Только "протез а-ля Брежнев".

Вот когда я понял значение вопроса той милой дамы по телефону! На такое «зубопротезирование» нужно приходить только накануне смертной муки, когда все зубы, или, по крайней мере, большинство их сами вывалятся.

Увы, годы со времен войны конечно прошли, но для российского здравоохранения они прошли зря. Не страна у нас, дорогие мои, а недоразумение. Одно слово - тихий ужас...

Валентин Спицин.


Рецензии