Эссе 97. А ты азартен, Парамоша!

В кинофильме "Бег" актёр Ульянова - генерал Чарнота говорит актёру Евстигнееву - Парамону Корзухину за карточной игрой: "Ты азартен, Парамоша... Вот что тебя губит". Эта фраза сократилась до "А ты азартен, Парамоша!" и стала крылатой. Правда, когда нашу компанию поразил вирус азарта и тяги к картам, фильм еще не вышел на экраны. Мы начали игру задолго до 1971 года.

Ну, за год, а то и за два до этого, а в 1971 уже прекратили эту забаву. Как нас поразила эта зараза, что явилось причиной того, что мы начали играть очертя голову, до сих пор понять не могу. Да, нас поразил карточный азарт - эмоция, ярко выраженная, связанная с предвосхищением, совсем не соответствующим объективной реальности успеха в карточной игре. Причем группа картежников была стабильной. Постоянные ее члены: ваш покорный слуга, Женя Ромашов, Коля Козлов, Славка Сизиков, очень редко садился за стол Валера Кайгородов и Жора Чернобай и значительно чаще, чем Жора, приходил к нам поиграть Володя Кравченко, мой тренер по самбо и наш общий друг. Володя работал на заводе "Прогресс", а там дисциплина была
жесткой, так что часто Володе не было возможности пощекотать нервы себе и нам. Уж больно он был эмоционален в игре. Вскакивал с места и матерился на всех вместе взятых и на каждого участника игры в отдельности, если тот зашел, к примеру, не с той карты, которая нужна была ему. Мы с Женькой знали Володю лучше, чем Славка или Коля Козлов и не связывались с ним, а Коля и Славка постоянно пытались объяснить Володе, что они играют за себя, а не для того, чтобы Володя выигрывал. Правда, такого, чтобы Володя хоть раз выиграл, и не было ни разу. Играли мы на копейки, во всяком случае первичная ставка была по копейке с играющего.

А играли мы в Ази. Так называлась игра. Суть ее в том, что сбрасывалась одна масть полностью. А оставшиеся двадцать семь карт раздавали по четыре карты играющим, причем выдавали по одной карте круг за кругом И последнюю карту сдающий переворачивал себе и показывал, какая масть будет козырной. Затем по одной карте все сбрасывали, и, чтобы выиграть, нужно иметь две взятки. А если трое взяли по взятке, то эта ситуация и называлась "ази"; и те, кто играли, но не взяли ни одной взятки, чтобы продолжить игру, могли вкупиться за половину суммы на кону, а те, кто не играли, могли тоже вкупиться, но уже за полную сумму, что на кону. А сумма на кону росла в связи с торгом играющих. Причем повышать ставку каждый мог только один раз, если предложенную им ставку просто поддержали; а если ту сумму еще и превысили, то вновь можно предлагать сумму. И последний, предложивший сумму, начинает игру и делает первый ход. Игра интересная, азартная, описанное мною ази может случиться несколько раз подряд, а если еще и вкупаются другие игроки, то копеечная сумма растет очень быстро. И вот тут, могу сказать, что выигрывал в этой игре тот, кто менее азартен, у кого отличная память, кто хладнокровен, кто мог по лицам других игроков, по их эмоциям и поведению определить, хотя бы примерно, какие у них карты, кто мог красиво блефовать. Ну и конечно же нужно быть на "Ты" с колодой карт и так ее тасовать, чтобы этой картой был туз, когда переворачиваешь его себе, обозначив козырную масть. Про других не скажу с уверенностью на сто процентов, о себе скромно так намекну, что, может быть, не виртуозно, но все перечисленное умел. И мог вскрыть туза, если на кону приличная сумма и сдающий я. Часто это не повторял, так как за мной догляд был усиленным, но, что греха таить, делал или, точнее сказать, проделывал я такие фокусы. А еще любил эффектно вынуть из кармана бумажник, медленно, не торопясь, достать из него сотенную купюру и поставить ее целиком на кон. Ах, что тут начиналось. Должен сказать, что иметь в те времена бумажник - это уже было достижение.

Мне бумажник подарил мой Батя на день рождения с пожеланием, чтобы он никогда не был пустым. По правилам пустой кошелек или бумажник дарить нельзя, вот Батя и положил мне в него новую, хрустящую сотенную. Бумажник крокодиловой кожи, жутко дорогой, Батя как-то втихаря от жены, моей матушки, купил в военторге во Фрунзе, он там работал и только потому его купил, что в свободной продаже такие вещи не появлялись. И сотенная купюра красивая была, но довольно редкая в обращении при цене на хлеб в двадцать копеек и колбасы в два пятьдесят за кг. Так вот, обстановка за столом сразу накалялась, и, если одновременно были и Женя, и Володя, они начинали между собой спорить и ругаться, утверждая, что я блефую. И что было интересно: оба утверждали, что блефую, но оба же друг друга обвиняли, что другой подыгрывает мне. Володя шумел, что это Женька со мной сговорился, так как мы лучшие друзья, а Женька обвинял Володю в том же. Женька обычно приводил убойный довод: какой я ему друг, если к той минуте он уже проиграл мне более двадцати пяти рублей? Этого практически никогда не бывало. И Володя всегда приводил тот же довод: какой я ему друг, если в прошлом году он проиграл мне триста шестьдесят рублей? Деньги были не его, Володины, это были комсомольские взносы (Володя был комсоргом цеха на "Прогрессе"), и я отказался вернуть эти деньги Володе, чтобы он другой раз не проиграл большую сумму. Да, такой случай имел место быть. И воспитательную роль он сыграл. Позднее Володя ни разу более десяти рублей не проигрывал. Он просто вставал и уходил. Но вспоминал этот случай в каждой игре. К счастью, только в игре и только в ругачке с Евгением, а наши дружеские отношения с ним нисколько от этого не страдали. Так вот, сценарий был известен, и Володя с Женькой, поспорив, а потом пообещав оторвать мне голову, если я блефую, сбрасывали карты. И требовали, чтобы я показал, что у меня было. А я с удовольствием показывал, потому что это тоже была часть сценария: если у меня была хорошая карта, Женя с Володей обнимались и называли друг друга мудрыми, а меня гадом везучим; ну а если у меня был блеф, то что здесь начиналось! Они забывали про меня и обзывали друг друга трусами и слабаками. Игра прерывалась минут на пять-десять, пока спорщики не выдыхались. Должен сказать вам, дорогие читатели, что у всей игры была еще одна сторона: играли только по выходным. И выигрыш ни в коем разе не присваивался выигрывавшим, а пускался на покупку портвейна "777" и докторской колбасы. Причем, если, как в том случае с моим выигрышем трехсот шестидесяти рублей, потратить на вино и колбасу всю ту сумму было сложно, то игроки, зная цены, четко представляли, сколько еще осталось у выигравшего. А еще и такой момент, что из игравших, как правило, никто в магазин не ходил. У Евгения был и есть младший брат Костя. Мы его звали малой. Так вот Женька сразу кликал Малого и посылал за покупками. Бедный Костя, он даже не пытался отнекиваться. Ни завтрашний зачет, ни послезавтрашний экзамен на Евгения не действовали. Он называл Косте что купить, выигравшему предлагал выдать Константину сумму, причем прибавлял на непредвиденные расходы и на такси. И тот шел в магазин, а мы продолжали игру.

Вылечились мы от этой заразы тоже как-то одномоментно. Всех очень сердило, что я умею вскрывать туза, но, как я это делаю, они никак не могли уловить. И вот однажды меня пригласили поиграть Женька, Славка Сизиков и Валера Кайгородов. Я тогда удивился еще, что не суббота, а они играть надумали. Второй раз я удивился, когда они демонстративно стали вскрывать новую колоду. Я все это отметил, но выводов не сделал. И вот раздали карту. У меня дама и туз козырные, и проигрыш у меня составлял менее одного процента. Только в одной ситуации я мог проиграть, если первый ход будет не у меня, а у противников карты в определенной последовательности. И вот, когда ставки стали расти и я почувствовал, что мне не хотят давать ход, что все предопределено, я отдал им ход и проиграл сто рублей в первой же раздаче. Я обиделся, встал и начал собираться. Меня уговаривали, мол, потратим-то на всех, все равно. Но я спокойно им объяснил, что если у меня получалось открывать туза, то это только моя заслуга и мой риск, я ведь всегда обещал отдать тот всем известный стольник из бумажника, если меня поймают за руку при мухлеже. А они вступили в сговор. Мне предлагали вернуть те сто рублей, но я и их брать отказался, заявив, что это будет мне урок. И ушел. Но я не могу долго сердиться, и с Женькой, Славкой и Валерой мы уже на другой день были как ни в чем не бывало. Но хочу сказать, что с 1971 года я больше никогда не играл в карты на деньги,
памятуя о том, как меня развели в тот раз. С тех пор мы как-то незаметно перешли на пускание шапки по кругу, если решали купить "777" и докторской колбасы. Одно только не изменилось: в магазин Евгений посылал, как и раньше, Малого.
http://syedyshev.com/pages/studliferem.php?esse=97#a97
07 января 2012г.


Рецензии