Артур Мейчен. Великий бог Пан

"Великий бог Пан" Артура Мейчена - объединив, сплавив - но не в эклектику невнятного текста, а именно в Прозу, - элементы фантастики и мифа, "заложил фундамент" (конечно не целиком, а подарив нам один из краеугольных камней) такого жанра, как хоррор (выпрыгнув вместе с сюжетом из апокрифов античного мифологического пространства, заблудившегося во времени, уже в литературу с очень определенными координатами "здесь и сейчас"), из которого  Лавкрафт, как кажется, выкристаллизовал, "почерпнул":
1. основное понятие "фигуры умолчания" - причин невыразимого ужаса, которые совершенно не зачем "живописать", визуализировать, а заострить все внимание на губительные и необратимые последствия восприятия этой причины "за занавеской"...
2. создание нагнетающей атмосферы невыразимого ужаса, "газовой атаки", когда это Облако неопознанного и необъяснимого, парализующего и почти беспричинного ужаса (который, как тень на закате, всё растёт, ширится, набухает и сгущается, пока навсегда не сольётся с Мраком: ведь тень, завтра - это уже совсем другая история...), незримо клубясь, ползёт, заползая, как щупальца на все этажи и во все комнаты сознания, и подвалы подсознания...
3. основание кульминации на "эффекте вакуумной бомбы" - подрыва расползшегося "газового Облака" в тот самый момент, когда оно занимает самый оптимальный  для создания максимального разрушающего эффекта объем и пока концентрация ужасного ещё способна к подрыву (очень зыбкая пограничная ситуация, как положение неустойчивого равновесия - или сюжет сорвется в предписанный автором восторг пике, или свалится в безвольный плоский штопор, уже губительный для автора...)
4. "комплекс Дедала" - герой, как правило, в силу необузданного любопытства, как тяги к чему-то ещё непознанному или запретному, сакральному, неведомому, делает необратимые шаги (мастерит деревянную корову-ложе для Пассифаи), что и ввергает впоследствии всё и вся в ужасные блуждания по лабиринту Минотавра, предопределяя все причинно-следственные цепочки...
5. струю "детективного расследования" - разбиение истории на логически связанные главки, подводящие (или сознательно уводящие) к разгадке, в стиле Эдгара По, Стивенсона (почти в одно время с Мейченом стал публиковаться и другой Артур - Конан Дойль)...
6. "чужие", чуждые, в нашем мире, вернее набеги на наш мир их "опричников"...
7. интеллект...
В обращении Мейчена к античной мифологии ничего странного - были и проводники этой мифологии и её артефактов в Англию - римские легионы.
А, что до самого Пана - Врубель нарисовал его портрет, расплатившись рассудком...


Рецензии