Современная музыка 2

                НЕМНОГО  из ИСТОРИИ

   Термин "рок-н-ролл" был сформулирован Аланом Фридом, как эвфемизм (более благозвучное выражение) для секса в автомобиле. Уже одно это дает определенную направленность мысли при исследовании этого музыкального явления. Ритм, используемый в этом жанре, был взят из ритуальной музыки племен Западной Африки.
   
   В древности, да и до сих пор в некоторых племенах, применялся особый ритм, который, при специальной последовательности музыкального ритма и заклинаний во время языческих ритуалов, мог ввести человека в состояние транса или экстаза. Хорошо продуманная система ритмов управляла телом и психикой человека, как инструментом в руках жрецов.

   Американские негры, перенявшие эти ритмы, использовали их как танцевальную музыку, постепенно переходя от блюзовых к более тяжелым ритмам. "Соединив негритянский ритм-энд-блюз с кантри-энд-вестерн белых в 1955 году возник до этого неизвестный жанр "рок-энд-ролл" (С.Шмидт-Джоус, Грейвз. Рок-лексикон "Райнбек у Гамбурга" 1979 г.).

   В таком виде рок-энд-ролл стал крайне привлекателен для белой молодежи и за несколько лет он совершил свое победное шествие через весь западный мир.

   В 1954-55 годах техника и музыкальная форма этого нового жанра были освоены одним молодым певцом и гитаристом. Элвис Пресли - молодой человек с Юга Америки, принадлежал к церкви Баптистов, получил музыкальную подготовку в местном церковном хоре. Он вызывал всеобщее восхищение своим талантом и полным обаяния голосом. После освоения техники рок-н-ролла он стал предметом поклонения молодых обожателей и был назван "королем рок-н-ролла". Главным своим достижением считал революцию в моральных и нравственных нормах, в бунте против Библейских ограничений в поведении человека. К 40 годам он стал жертвой моральной распущенности и наркомании и умер в возрасте сорока лет, довольный ошеломляющим успехом своей социальной и нравственной революции, и результатом философии свободной любви. (Ж.М.Бюттнер: "Будь великим, играй громко, оставайся молодым". "Почему рок-музыканты должны принимать наркотики". Цюрих, 10 окт.1986 г.)

   После проявления основного первичного вида рок-н-ролла, в дальнейшем возникли многочисленные другие стили этой музыки.

   Современная поп- и рок- музыка имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику:
 - жесткий ритм, монотонные повторения,громкость,светоэффекты сверхчастоты...               
   1. Ритм - одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. "Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания" (Michael Sagely, "Rhythmitist", 1988). "Эта музыка... не подчеркивает естественный ритм... но она делает ударение на ритмах неестественных, которые несут в себе неожиданные эффекты" (Alan Freed, Introduction to sex, 1996).

    Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека. Барабанный грохот использовали вакханки, чтобы довести себя до неистовства, а также с помощью подобных ритмов в некоторых племенах осуществляли казнь.

    Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике. Она оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.

    Американский психолог и музыковед Жанет Поделл пишет: "Сила рока всегда была основана на сексуальной энергии его ритмов. Эти чувства в детях испугали их родителей, которые видели в роке угрозу для своих детей и были, конечно, правы. Рок-н-ролл и вас способен заставить двигаться, танцевать так, что вы забудете обо всем на свете" (Janet Rodell "The Reference Shelf" 1987).


    Особое внимание стоит уделить влиянию частот употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

    Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Переизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

   Во время концерта на открытой площадке группы "Пинк Флойд" всплыла оглушенная рыба в озере, расположенном рядом. На людей такое неестественное сочетание ритма, громкости, сверхчастот действует не менее губительно; и на некоторых концертах врачами зафиксированы смертельные случаи.

   2. Монотонные повторения. Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели отключаются. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности. Может быть это не покажется на первый взгляд представляющим большую опасность, но вся беда в том, что состояние пассивности и отключения - это одно из важнейших средств вступления в связь с потусторонними силами. Беззащитная аудитория совершенно не подозревает, что происходит глубочайшее вторжение в святая-святых своего существа - сознание и подсознание. Попадая в область подсознания, эти импульсы рассшифровываются, реконструируются, чтобы быть переданными через память сознательному "я", пройдя  через все барьеры, связанные с накопленным нравственным опытом. Конечным результатом такого вторжения является самоубийство, коллективное насилие, желание нанести кровавую рану партнеру лезвием бритвы, вшитой в джинсы или рубашку и т.п.

   3. Громкость. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дб, а в средине площадки до 140-160 дб. (120 дб. соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости). Средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дб.

   Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, "который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или что он изучал, и умственно деградирует" (Б.Раух, профессор-психолог, Германия). Не так давно Швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3,5 раза хуже, чем обычно.

   В одной школе зафиксирован такой эксперимент: После 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. Слушатели двухчасового рок-концерта не могут ответить на самые простые вопросы: Как вас зовут? Где вы находитесь? Какой день, месяц, год сегодня?

   Формула адреналина C9 Н13 О3 N. При перепроизводстве адреналина происходит его частичный распад на адренохром. Его формула С9 Н9 О3 N. Это уже новое химическое соединение, которое по своему воздействию на психику человека сравнивается с наркотиком. Это своеобразный внутренний психоделический (меняющий сознание) наркотик, сходный с мескалином или псилоцибином.

   Сам по себе адренохром более слаб, чем синтетический наркотик, но действия их сходны. Это галлюциногенные и психоделические наркотики. Однако, появление более слабого адренохрома в крови действует как раздражитель, вызывающий желание принять более сильную дозу, что и выполняется тут же во время концерта. Ион Дьюри считал: "Все, что нужно моему телу, это - секс, наркотики и рок-н-ролл" (Р.Хоффманн, "История рока", Франкфурт, 1981 год).
Другой известный рок-музыкант - Эрик Клэптон заявил: "Рок-музыкант без наркотиков - это получеловек" (Р.Хоффманн, там же).

   4. Светоэффект. Небезобидно и такое техническое оснащение рок-представлений, как светоэффект - лучи, время от времени прорезающие темноту в разных направлениях и имеющие разную конфигурацию. Многие считают их просто украшением концерта. На самом деле, определенное чередование света и темноты приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определенной скорости вспышки света взаимодействуют с альфаволнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При росте частоты происходит потеря всякого контроля.

    Вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружениями, тошнотой.
Если для светоэффектов используется лазерный луч, то он может вызвать:
- ожог сетчатки,
- образование на ней слепого пятна,
- снижение ориентации,
- понижение рефлекторной быстроты реакции.
Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте. Музыка, появившаяся среди нашей молодежи, как атомный взрыв, как бедствие, пришедшее в нашу среду, оказалась в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека. Она одновременно влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную и половую сферы деятельности человека. Невозможно в течение длительного времени подвергать себя воздействию рока и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы.

взрослым для расширения кругозора.
Продолжение  следует.
07.02.12.


Рецензии
Напомнило статьи о рок-н-ролле, которых было много в советских изданиях. Рок-н-роллу уже больше шестидесяти лет - его слушали и слушают люди всех возрастов во всём мире и только на постсоветском пространстве рок-н-ролл считается музыкой для молодых.

Лора Эглите   01.06.2013 22:54     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за комментарий!
Хочу подчеркнуть, что на момент написания статьи...были разговоры о рок-н-роле. Сейчас я бы поговорила о тяжелом роке...более конкретно. Но... у рок-н-ролла есть действительно шумовая особенность...зомбировать человеческий мозг.При многократном прослушивании, да еще и в наушниках или на больших площадках с больших динамиков... И люди превращаются в стадо "баранов", типа из Сказки Носова "Незнайка на Луне"- есть там"остров дураков"...
кстати,кое-кто из моиж друзей увлекается фотографией. Они привозят нам много снимков детей и взрослых людей, снятых в Америке и сытой Европе))В разных ситуациях, в разных местах... Так вот. Посмотрев на эти снимки-Задорного можно не слушать, выводы напрашиваются сами.))))
Я много пиСала о различных воздействиях на психику. Так вот. СМИ очень целенаправленно используют ВСЕ эти средства Свет, Цвет, звук...текст, образы...еще вкус и запах на экранах, радио и рекламных щитах не используются))))
Конкретно по этому направлению в музыке- спорить не буду. У меня есть факты, основанные на реальных наблюдениях...поэтому со мною спорить бесполезно. В свою очередь...я могу только поделиться НАШИМИ наблюдениями и исследованиями, а дальше...каждый думает и выбирает...сам. Даже своим ученикам я лично НИЧЕГО не навязываю. Знакомлю, рассказываю, с разных точек зрения...а там...как проростет зерно...или зерна...Но, опять же, повторюсь в рецке- результаты в Академии- потрясающе по своей красоте...И это- главное...мне так кажется.Хоть и на постсоветском пространстве))))

Галина Геннадьевна Трубчанинова   02.06.2013 11:05   Заявить о нарушении
Ниче-е-его себе, раскладушечка!

Сергей Тимофеев1   21.09.2013 05:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.