Отец с первенцем Лусиком

                Месяц тягостных потерь

       Месяц январь с детства был моим нелюбимым месяцем из-за холодов и непогоды, доставлявших много неприятностей и тягот из-за отсутствия подобающей тёплой одежды и соответствующей погоде обуви, что ограничивало время пребывания во дворе, а то и вовсе исключало такую возможность. В доме же было ещё меньше возможностей, чем на улице,заняться каким-либо интересным делом или придумать какое-то развлечение.

       Угнетал и короткий световой день, полумрак в комнате при свете керосиновой лампы вечерами,которые казались нескончаемо длинными.  Хотелось,чтобы быстрей пришли более тёплые и светлые дни. Особенно усилилась моя неприязнь к этому месяцу, когда в этом месяце, не дождавшись лучших, менее холодных и более сытных дней, умер мой отец Федченко Лука Дмитриевич. Случилось это 25 января 1945-го года. Было ему тогда всего 56 лет, а сердце оказалось изношенным, как у дряхлого старика. Такая трудная выпала ему доля в жизни, впрочем как и многим людям его поколения.

       Потом, по мере улучшения послевоенной жизни, неприятие этого месяца как-то сгладилось,и осталось только желание, чтобы он быстрее проходил, унося с собой нескончаемо длинные морозные ночи,  серые лилипутски короткие дни и приближая наступление весны. Прошло много лет, и в круговерти служебных дел, семейных забот этот январь для меня проходил также, как и все остальные месяцы в году.

       Но наступил 1969-й год, напомнивший мне снова, что январь для меня - месяц тягостных потерь: 7-го января скончалась после длительной болезни моя мама Кузнецова Вера Сергеевна в возрасте 73-х лет,  а 19-го января ушёл в мир иной муж её сестры Крюков Виктор Павлович в возрасте 71-го года. Не намного пережила его жена, сестра моей мамы, Крюкова Ольга Сергеевна. Она умерла в конце 1969-го  года тоже  в возрасте 71-го года.

      Таким образом, год 1969-й, как и месяц январь, оказался годом тягостных потерь. Каким-то образом оказалось,что эти потери совпали с праздниками: у мамы-с Рождеством, у моего дяди-с Крещением, у отца-с Татьяниным днём, но говорят,что для верующего человека умереть в день религиозного праздника-большая честь, признание его человеческих добродетелей. Для близких людей это, конечно, слабое утешение, а для покидающих наш грешный мир - не знаю, может быть даёт какое-то облегчение и умиротворение в последний миг прощания с ним. Может быть, права Вероника Пушнова, говоря в одном из своих стихотворений: "А стоит ли уж так печалиться,
                Прощаясь с миром дорогим?
                Ничто на свете не кончается,
                А поручается другим.
                Другим любовь моя завещана,
                В других печаль моя горька".
     Я понимаю эти слова так, что человек, умирая, продолжает жить в памяти и чувствах близких людей. И потому говорю себе и другим: надо помнить и чтить ушедших раньше нас близких людей. И сегодня в день кончины своего отца привожу посвящённое его памяти  стихотворение, написанное, когда мне было больше лет, чем ему в те далёкие годы.
               
                Памяти отца
              Полузабытой памяти отца,
              Размытой, как в тумане, за полвека

     Как многие на фронте до Победы,
Ты не дожил в тылу до светлых дней.
И, как они, ты испытал все  беды
Страдальцев, не вернувшихся с полей..
     С одной рукой ты дом сумел построить
И сад фруктовый чудный посадить,
Что нас спасли от голода и горя
И маме помогли нас прокормить.
      Давно уже твой возраст пережил я,
Когда ушёл от нас ты в мир иной,
И с каждым годом ты родней и ближе, –
На вид суров, но с доброю душой.


Рецензии