Иуда Искариот

   Известный русский поэт Максимилиан Волошин, размышлявший об Иуде Искариоте в одноименном эссе, а также в лекции "Пути Эроса", считал, что тот совершил ... подвиг, который "в его позоре и поругании"."Рядом с жертвой Христа - подвиг Иуды,- говорил Волошин в 1907 году.- В этом указании и высший символ. Христос - Эрос, Иуда - материя. Иуда - охранитель и собиратель. Но он становится высшим среди двенадцати, самым мощным, самым посвященным из апостолов".
   В эссе о Иуде Искариоте Волошин приводит легенду об одном аббате Собора Парижской Богоматери, который задумывается над мотивами предательства Иуды Искариота. Аббат размышляет:"Если один Иуда осужден на вечные муки, то значит, не Христос, а иуда тот агнец, который принял на себя грехи мира". И молится:"Я хочу верить, Господи, что Иуда - любимейший ученик твой,и что он теперь в Царстве Небесном, одесную Тебя.
   Но я маловерен, Господи! Дай знак мне, что это не так". И когда аббат говорил это, он почувствовал, как на его плечо легла "тонкая, горячая рука, в которой он узнал руку Иуды".
   Размышляя о Иуде Искариоте, Волошин сожалеет, что утеряно Евангелие Иуды, задаваясь вопросом:что в нем? Сегодня каждый желающий может ознакомиться с этим Апокрифом, найденном в 1978 году и частично отреставрированном и представленном обществу в 2006. Частично, что не все поддается восстановлению от ненадлежащего хранения рукописи. К тому же местами, содержащей лишь отдельные фрагменты.
   Датируют ее второй половиной второго века, и ясно, что, скорее всего, писал ее не сам Иуда, а некий анонимный гностик, хорошо знающий его историю. Тем более, что рассказ ведется не от первого лица - Иуды, а повествуется о нем.
   Правда, бытует легенда, что первоначальный текст написал сам Иуда, прежде чем покончить жизнь самоубийством, и отдал текст на хранение одному из римских воинов, принявшего участие в распятии Христа.
   Как было на самом деле, спустя тысячелетия вряд ли возможно установить. Евангелие Иуды начинается такой датировкой:"Сокровенное слово. которое Иисус рассказал, говоря с Иудой Искариотом в откровении за восемь дней до трех дней, когда Он еще не пострадал".
   Стиль повествования Евангелия Иуды в чем-то напоминает стиль канонических Евангелий, а рассказ учеников о видении Царства Небесного - Откровение Иоанна Богослова. Чего нет в канонических Евангелиях, так это  откровения Христа о том, что ни одно поколение людей, живущих среди учеников, не "познает Меня".
   Разговор Иисуса с учениками происходил  в Иудее. Он  то появлялся перед ними, то исчезал, то снова появлялся. "Приговором" Христа ученики возмущены, хотя и не высказывают это вслух. Но Он прекрасно понимает, о чем они думают и говорит:"Бог - в душах людей. И пусть тот, в ком крепок он, предстанет перед Моим лицом".
   Предстать осмелился один Иуда Искариот. Его, отведя в сторону, и посвящает Христос в тайны Царства Небесного. Иуде можно будет войти в него, "но ты будешь опечален". И поясняет:"Ведь иной будет вместо тебя, чтобы двенадцать учеников стали совершенными в своем боге".
   Похоже, на эту грань поступка Иуды никто из исследователей не обращает внимания. Жертва Иуды, оказывается, не только ради прославления Христа, но и просветления первых Апостолов! Укрепления их веры.
   Может, Апостолы потом поняли это?
   Четыре Евангелия как канонические были утверждены в 325 году, подвергшись предварительно тщательному редактированию церковных богословов, и образ Иуды Искариота запечатлен в них так, как воспринимали его они. А церковные истины пересмотру практически не подлежат. Они незыблемы, как скала. А "невозможно сеять на скале и получить плод".
   Христос сказал это в Евангелии Иуды по другому поводу,- отвечая на вопрос учеников, почему Бога познают лишь последующие, новые поколения.
   Представлял ли Иуда Искариот, какая судьба его ждет? Наверняка. В Евангелии он рассказывает Христу, что "видел себя в видении, и двенадцать учеников побивали меня камнями. Они сильно преследовали меня, и я вновь ушел  в место...за Тобой".
   В ответ Христос говорит Иуде:"Ты станешь тринадцатым, и будешь проклят остальными поколениями... И ты будешь одолевать их". И далее:"Ты же превзойдешь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты принесешь в жертву. Уже твой рог вознесся, и твой гнев наполнился, и твоя звезда закатилась, а твое сердце захвачено... Вот, тебе рассказано все. Подними свои глаза, и ты увидишь облако и свет, который в нем, и звезды, окружающие его, и звезду путеводную. Это твоя звезда".
   После этого Иуда идет предавать Его.
   Само имя Иуды стало символом предательства. В еврейском языке, на иврите, четвертый сын Лии и Иакова, звучит и пишется так:Йехуда, и имеет, разумеется, совершенно иной смысл, чем в христианской традиции:"хвала Богу", "прославленный".
   Этот Йехуда стал родоначальником одноименного колена, в русской транскрипции - колена Иуды. Из этого колена происходил и царь Давид, к которому Бог был особенно расположен, несмотря на многие его прегрешения. В книге пророка Иеремии Бог обещает, что выполнит свое слово и возвратит "Давиду  Отрасль праведную,- и будет производить суд и правду на земле".
   О том же по сути говорится и в книге пророка Иезекииля:"Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида...".
   Неудивительно, что приход Мессии всегда связывался с "домом Давида", что и родословную Христа евангелисты выводили из него же.  Может, и Иуда Искариот был из рода Давида? Этого нам знать не дано. Но на то, что и Христос, и Иуда Искариот принадлежали к одному колену, нельзя не обратить внимания. Может, Божий промысел и был в том, что принести жертву должен был именно тот, кто был с Христом из одного колена? Колено это стало самым сильным среди двенадцати колен сынов Израилевых. И только сильный мог возложить на себя такую ношу, которую возложил на себя и понес Иуда Искариот.
  Но и ему она оказалась не совсем под силу. Распятие Христа вызвало в нем такое потрясение, что он бросил данные ему за предательство тридцать сребренников, и удавился. Хотя о самоубийстве  Иуды Искариота, кроме свидетельства евангелиста Матфея, ничего неизвестно. А процедура избрания вместо Иуды нового Апостола весьма туманна, ибо вдруг появляется некий неизвестный Матфий.
  В своей речи перед избранием нового Апостола Петр ссылается на то, что надлежит исполниться тому, что "в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде". Естественно, что Давид, живший за многие столетия до Иуды, ничего предрекать не мог, да и не владел он даром пророчества. Скорее всего, этот эпизод в "Деяниях" - позднейшая вставка. И сделал это богослов, хорошо знавший Ветхий Завет.
   У него-то и возникла мысль сделать параллель между предательством Ахитофеля, советника царя Давида, и Иудой Искариотом. Когда сын Давида Авессалом поднял восстание против отца, Ахитофел принял сторону Авессалома. Когда же увидел, что восстание обречено на провал, "оседлал осла и собрался, и пошел в дом свой, в город свой (он жил в Гило), и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в доме отца своего".
   Подобные параллели богословы проводили и между предсказаниями пророков о судьбе Спасителя и теми жалобами и стенаниями, которые звучат в ряде Псалмов Давида по поводу его преследования злыми людьми и многочисленными недоброжелателями, в частности, сороковом,  пятьдесят четвертом, сто восьмом.
   В этом, сто восьмом псалме, Давид взывает:"Когда будет судиться (тот, кто его преследует), да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой".
   В "Деяниях" же сказано:"Он приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его:и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть "земля крови". В книге же Псалмов написано:"да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем"; и:"достоинство его да приимет другой".
   Так начал "развиваться" образ Иуды Искариота. У Матфея, единственного написавшего о самоубийстве Иуды, который, прежде, чем удавиться, бросил сребренники в храме, события далее были такими:"Первосвященники, взявши сребренники, сказали:не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
  Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.
   И до сего дня Иуда Искариот - предатель, который продал Христа за тридцать сребренников, а каждый, кто продает родных и близких, польстившись и на малую цену,- тот же Иуда.   


Рецензии