Когда... или Тётя Ася приехала!

    Все чаще с годами всплывают воспоминания из детства , юности , давно уже прожитых лет . Помню , как любила открывать географический атлас . На развороте , под огромными полушариями нашей планеты стояли дети в национальных костюмах пятнадцати республик Советской Страны . Мальчик – девочка , мальчик – девочка . Парами . В ярких одеждах : в полосатых халатах , расшитых жилетках , в папахах , тюбетейках , с венками ли из цветов на голове , в шароварах , юбочках с фартучками , в красных сапожках , ичигах … Я ими любовалась и гордилась своей страной .
    Когда подходили зимние праздники – 7 ноября , День Конституции – 5 декабря , Новый год , начиналось особое волнение в школе и в наших душах .
    На 7 ноября обычно готовили литмонтаж ( сейчас это музыкально-литературная композиция называется ) . Мне дали четыре строчки – вполне достаточно для третьеклашки – из грузинского поэта . Но как это часто бывает , строчки я начисто забыла . Пауза затягивалась . Но уже в том детском возрасте для меня было главным – не подвести остальных , нас так воспитывали . И я начала читать :

                Да здравствуют долгие годы ,
                Да будет во все времена ,
                Страна трудового народа –
                Советская наша страна !

                Из битвы с врагами кровавой
                За землю , за волю , за власть
                Всесильной свободной державой
                Победно она поднялась .

                Над  нею народы впервые
                Увидели солнце свое .
                Да здравствуют руки ее трудовые ,
                Да светится имя ее .

  Вот так я запомнила это стихотворение на всю жизнь , пропустив две строфы Исаковского . Автора не знала , а запомнила ,  кода старшая сестра учила  наизусть . Раздались аплодисменты . Я помню , как пылали щеки . Меня хвалили.
    Когда подходил День Конституции , учительница распределяла , кто какой костюм будет готовить : киргизский или украинский – никто не спорил – правда , немного учитывали внешность , Славка Жакьянов , к примеру - обязательно казахский . Он ведь и был казахом. В то время и на Новый год было почетно явиться в национальном костюме . Мы пели песни о дружбе народов и даже не думали , что можно жить как-то иначе .
    Для меня братство народов было очень значительным , потому что сильным примером были мои родители . В нашем сибирском селе много было ( есть и сейчас ) немцев , и улицу Тельмана , где они жили , мы называли «Берлин» , казахи жили своими «Талаптами» на отдельных делянах , были цыганские семьи , много мордвы , но мы все дружили : и взрослые, и дети .
    Так уж сложилось , что моя мама , одна русская , трудилась на ферме с немками , а отец – с казахами . Его и самого часто принимали за казаха . Круглое очень смуглое лицо, черноволосый , с толстыми губами . Мужики даже как-то спорили на бутылку про его глаза (а были они у него серые и далеко не узкие) . Отец любил у казахов гостевать , когда нужно было зарезать барана , домой приезжал с Пазылом . Выбирал у казахов коней , пил подсоленный чай с молоком , отлично готовил махан , который мы с удовольствием ели , а он еще подшучивал , если попадала в куске конины толстая белая жила :
- Грызи , Танёк-коротенёк ! - весело подмигивал мне . - Как перегрызешь , так сразу большая вырастешь !
И я тайком потом смотрелась в большое зеркало на стене : правда ли ?
   Мама часто готовила немецкие штрудели и другие вкусные блюда по советам своих товарок – роскоши особой не было : молоко свое , мясо да хлеба вволю . Когда немцам с Кубани , присылали посылки с фруктами , они всегда угощали , и мама не ела , несла нам домой этот невиданный персик и знакомое яблоко . И мне всегда казалось странным : почему мама не хочет такую вкуснятину , когда я предлагала ей хотя бы откусить .
   Первый стресс я испытала , кода две девочки из нашего класса – Оля Гильгенберг и Оля Плато уехали жить в Германию . Как это можно было покинуть свою Советскую Родину , уехать к фашистам навсегда !? Это теперь я понимаю "как" и отыскала одну из них в «Одноклассника» . А тогда …
   Потом пошла мода переписываться с ребятами из дружественных стран – адреса можно было добыть из «Пионерской правды» или взять у артековцев . Появилась и у меня такая подруга из Югославии Станкова Станка . Как я ждала эти письма в длинных конвертах со множеством марок , с блестящими открытками (среди них были даже с Днем Пасхи , и это немного шокировало) с видами красивых городов , Дуная …и  фотографией , которую храню до сих пор : девочка с черными волосами на прямой пробор , с двумя длинными косами и …с сережками в ушах . Кто она была ? Хорватка , сербка ? Тогда не имело значения . Где она сейчас ? Жива ли после случившейся войны эта девочка с улицы маршала Тито из города Нови Сад ?

                Где ты ,девочка - иностранка ,
                И жива ли после войны ?
                С югославской подругой Станкой
                В переписке сдружились мы .

                Я храню её фотографию :
                Две косы и серёжки в ушах .
                На уроках я географии
                Всё искала твой город в горах .

                Где та улица Маршала Тито
                И цветущий твой Нови Сад -
                Так подписывала на открытке ты ,
                Где теперь отыскать адресат .

                Кто ты сербка , словенка , албанка ? -
                Всё смешалось в твоей стране .
                Ах , подружка моя - иностранка ,
                Вспоминаешь ли ты обо мне ?

                Что нам Босния с Герцеговиной
                И Хорватии новый край ...
                Был Советский Союз нерушимый ,
                Югославия и Дунай .

                Как ждала твоих писем заветных !
                Как любила их получать !
                На из тонкой бумаги конвертах
                Куча марок цветных и печать .

   К нам в село каждое лето приезжали работать южане семьями (сейчас их зовут гастарбайтерами - у меня это слово ассоциируется почему-то с ругательством) , и с ними мы тоже дружили . Эти строчки я написала для паренька из Чечено-Ингушети в далекой юности :

                Мы ходили играть в волейбол,
                Где цвела полынь да ромашки .
                Помню, ты однажды пришел
                В светлых брюках и в желтой рубашке .

                Кудри черные напоказ
                Из-под кепки широкополой,
                На своем языке не раз
                Пел ты песни, нам незнакомые .

                Но когда настал август дождливый,
                А пришел он совсем неждан ,
                Ты уехал в свой край любимый,
                Потом в Армию, в Азербайджан .

                О тебе я вообще не думала
                И письма не ждала до поры
                На конверте с обратным адресом :
                " АССР . Кусары ".

                1971 г. ( Николаю Гагиеву. )

  Я выросла , повзрослела , а жизнь продолжала близко сводить меня с ЛЮДЬМИ разных национальностей . Когда я рожала своего первенца в районной больнице , в палате мы оказались рядом с казашкой Саткен- Светой  , она тоже родила сына . Это был Ильин день . Я своего назвала Ильей , она - Кудайбергеном (мол , это тоже что-то святое) . Конечно , мы сдружились , хотя она была постарше , и у нее уже был сынишка Серпай . Но что удивительно ! Когда через пять лет я родила дочку , глубокой ночью со схватками привезли женщину , а после родов положили в палату , где лежала я одна . Сколько было радости и удивления , когда мы с Саткен утром узнали друг друга ! Но самое интересное было впереди. В день выписки , ее муж приехал раньше моего , хотя жили они в селе , которое находилось дальше от района , чем наше . Видимо , и медсестра подумала , что наш папа доберется быстрее и подготовила мою Иришку к выписке . Надо сказать , что ребятишки наши были похожи , как две капли воды . Не зря говорят , что дочка на моего отца похожа , его киргизом многие звали . Это сейчас младенцы с матерями в палатах , а раньше покормишь , и унесут . Вот медсестра Надя и проверяла нас . Поднесет их парой : «Ну , какого берешь?" Я всегда угадывала свою – разве мать ошибется ! 
   Выглядываю по окнам , жду супруга , а Саткен ушла , уже попрощались , смотрю : Надька тащит ребенка назад по коридору , хохочет , снова ребенка потащила … Позже я узнала , как  мою дочку чуть казахам не отдали . Дело–то в том , что у Саткен и третий был пацан. Стали пеленать , а «кошелька»-то у ребенка нет . Смех-то - смехом , а в селе нашем был такой случай , мама рассказывала : так и выросли дети в чужих семьях .
   Упал железный занавес . Многие немцы сорвались с обжитых своих мест . Рухнул Союз нерушимый республик свободных . Я уже работала в школе , кода стала замечать , как изменилось отношение детей к Родине , к людям другой национальности и веры . Вела классный час в своем 6 «Б» Не помню , каким образом , но разговор на эту тему зашел . В классе было много ребят , у которых мать -русская , отец - немец , или мать - немка , отец - русский . И вот Ромка – балагур-непоседа говорит , показывая рукой ото лба по вертикали вниз :
- Одна у меня половина - немец , а другая – русский (мать у него немка , отец – русский) и у Димана тоже (Димка - его двоюродный брат , только у него мать - русская , а отец – немец , то бишь родной брат Ромкиной матери) .
   Вдруг подала голос скромница Лидочка :
- А я чистокровная арийка (и не без гордости) .
Хотя ее совсем еще крохой удочерил бездетный чернобылец Иван , и она носила простую русскую фамилию . Екнуло у меня что-то под сердцем , да на выручку пришел мой племянник Андрейка , синеглазый светловолосый парнишка с курчавой головой. Крутнулся он за партой, окинул всех взглядом и выпалил :
- А я НЕГР !
Все расхохотались , и , к счастью , прозвенел звонок .
   При всех воспоминаниях никак не обойтись без «когда» … Когда мы переехали в квартиру, в которой живу по сей день , нашими соседями оказалась азербайджанская семья . В ту пору у Аси и Мирзы уже была трехлетняя Арзу , а через год родился Вусал . Все знаменательные события мы отмечали , не забывая про всех соседей . Гуляли друг у друга на свадьбах детей , вместе хоронили близких . Но день рождения Вусала запомнился особенно . Прямо на улице , у подъезда , Мирза накрывал столы на свой азербайджанский манер , звучала их музыка , песни .
   А потом наступили тяжелые времена …Когда не платили зарплату . Сын мой , студент, стал реже приезжать домой – не на что было . А если приезжал , я не спала ночами и думала , где занять денег сыну на дорогу (а там он переживет – устроился подрабатывать в клинике за какие-то копейки , но все-таки !) . И я шла к Асе . Она всегда выручала .  Эта милая приятная женщина с лучисиыми черными глазами . Я помню,  как прижимала эту голубенькую пятидесятирублевку и благодарила Асю .Но не передать словами , как это было неприятно , а может быть , даже унизительно стоять у двери в нерешительности нажать на звонок : ведь я не алкашка какая-нибудь , на работу хожу каждый день …бесплатно .
    Через несколько лет Акперовы переехали в город .
    На днях иду из магазина , соседкина внучка Ангелинка кричит :
- Тетя Ася приехала !
   Ноги понесли меня к дому . Я ворвалась в квартиру (они ее не продали , сдают молодым жильцам и в ней останавливаются по приезде) :
- Здравствуй , родная !
А в горле комок , который никак не проглотить :
- Здравствуй !
В углу комнаты сидит худой Мирза , сильно помолодевший …опешила .
- Здравствуйте , теть Тань ! Я только из Армии пришел в ноябре .
- Вусал ?! Да ты настоящий абрек со своей черной небритостью ! – смеюсь .
Смеется и Ася :
- Что ты , Таня , он на Мирза не похожа . На меня похожа . А мы с Мирза тоже Дедушка и бабушка . У Арзушка два сына .
  А я уже не слушаю Асю . В мыслях плывет чертовщина : попадись этот парень , житель сибирского города с Российским гражданством , отслуживший в рядах нашей Армии каким-нибудь обкурившимся отморозкам на узкой тропинке – не пощадят . И снова защемило под сердцем . Прочь , прочь – гоню эти мысли .
   Что же наделали  люди ! Больно . Разве зря отшагал до Берлина мой любимый герой «отец солдата» вместе с дядей моим , погибшим под Рейхстагом ! Зачем это все ? Разве мало было той , большой войны , чтобы теперь воевать друг с другом ? Кому она нужна – война ?  Мне ? Асе ? Саткен ?
   Я родилась спустя десять лет после войны . Не так это много . Всей своей кожей я ощущала последствия этой войны . И когда с неба падала звезда , моим заветным желанием было загадать : «чтобы никогда не было войны» .

                Я в детстве , видя вниз полёт звезды ,
                Загадывала лишь одно , в секрете ,
                Чтобы на свете не было войны ,
                Чтоб солнце не погасло на планете .

                Войны следы были ещё везде -
                Я родилась спустя лишь лет десяток .
                На каждый дом прибили по звезде ,
                Как символ о погибели проклятой .

                Погиб мой дед и дядя по отцу .
                Их имена теперь хранят пилоны ,
                И ряд фамилий , словно на плацу -
                У обелиска свежие пионы .

                Отец мой рано умер , в шестьдесят .
                Кто выжил , быстро уходил из жизни .
                Их на сегодня два в селе , и не стоят
                Они на митинге - сыны Отчизны .

                Поклон тебе , почтенный Ветеран !
                Мы те , последние , кто видит ВАС живыми .
                Пусть не исчезнет след от ваших ран
                У всех потомков на земле отныне .

                К чему воюют , не возьму я в толк ,
                Порой родные люди , одной веры ?
                Стоит в безмолвии бессмертный полк
                С немым укором , подвига примером .

                2015г.


Рецензии