Пан Коцкий. перевод украинской сказки
Вольный перевод украинской народной сказки «Пан Коцкий».
Вариант дополненный, юмористический.
Жил был у одного хозяина кот по имени Коцкий. И было ему лет-лет и счёту уже нет. Толстый, ленивый и такой хитрый стал к своим преклонным годам, ну прямо - старый пан генерал. И, вроде бы, как не по чину ему теперь даже прямые котиные обязанности исполнять – мышей ловить. Храпит себе ночами громче хозяина, только усы раздуваются.
Мыши, видя такое дело, совсем обнаглели и распоясались: мало того, что всё зерно в амбаре попортили (что не съели – то понадкусывали, а то и вовсе пообгадили!), а колбасы, окорока и САЛО!.. поточили так, что хозяину гидотно на них даже смотреть, а не то, что за мышами доедать. Мало того, - они ещё и в хату ходы прогрызли!.. А там что вытворяют – ужас просто!.. То в ведре молока утопятся, и его приходится свиньям отдавать, а вся семья без молока живёт на чистой водичке; то в квашню нагадят, и потом весь день семья кушает пироги с изюмом, которого там и в помине нету; то в хозяйской постели гнездо совьют и мышинят повыведут, а те потом спать не дают – пищат да хвостиками хозяина в носу щекочут, отчего он чихает зверским чёхом и будит всех прочих домочадцев.
Надоело хозяину терпеть такое безобразие. Кот в доме, а мыши хороводы хороводят!.. Взял да и устроил коту выволочку: ухватил за хвост и отлупил хворостиной, после чего запер его на ночь в холодном амбаре. Кот обиделся, конечно…. Ещё бы!.. В его-то возрасте такую трёпку сносить при всём честном народе!.. Притулился на старом матрасе, побои зализал, свернулся калачиком, нос от холода лапой закрыл да и заснул. А поскольку сон у него выработался беспробудный, то лежебока даже не заметил, как мыши за ночь весь его генеральский «мундир» попортили. Поточили-покромсали хуже моли, вся шерсть клоками стала.
На утро, увидав во что превратилась его шикарная шубка, взяла Кота досада!.. Ну как же так!.. Чтобы его, пана Коцкого, да так унижали в собственном доме!.. Всё!.. Есть предел терпению!.. Пусть остаются!.. А он уйдёт, куда глаза глядят и будет жить-поживать и добра наживать, в счастье и спокойствии! Лишь только хозяин амбар открыл – пулей выскочил оттуда Кот, прихватив с собой в зубах связку колбас, и что есть мочи кинулся к лесу!.. И откуда столько прыти взялось – не понятно, но в один миг скрылся в кустах, только его и видели.
Бежал-бежал Кот по лесу, пока дыхание не сбилось. Зима стоит лютая, снега намело – немеряно, бежать трудно, весь целиком под снег проваливается Кот, еле выпрыгивает. Добежал кое-как до полянки, остановился отдышаться. А копчёная колбаска пахнет так, что все лесные зверюшки сразу на запах потянулись.
Первой шустрая Белочка прибежала. Что за зверь такой в лесу невиданный появился, да ещё с такими гостинцами! Позвала Белка Кота к себе жить, пока никто другой не перехватил.Кот, озябнув в холодном снегу, быстро согласился на предложение. По бурелому кое-как вскарабкался на толстый сук, над которым находится дупло, жилище Белки. Однако, как не пытался Кот в дупло протиснуться – даже голова не пролазит. Слишком толст для такой, с позволения сказать, квартирки.
Тут Ворона сверху закаркала: лезь, мол, сюда, повыше. У неё-де квартирка просторнее, пентхаус практически. Кот и полез повыше, когтями за сучья цепляется, еле лезет, но колбасу свою из зубов не выпускает. Кое-как вскарабкался на верхотуру, вымотался и из сил выбился совсем. Залез в воронье гнездо – отдышаться не может, открыл рот, чтобы воздуха глотнуть, а колбаса изо рта и выпала. Ворона, не долго думая, схватила колбасу и улетела, и остался Кот сидеть один в холодном гнезде на семи ветрах и без подкормки.
Квартирка воронья, в качестве жилья оказалась… совсем никакая: крыши нет, стен тоже почти нет, ни те мягкой кровати, ни дивана… да ничего в ней нет, кроме кучи хвороста, выложенного по кругу, щель на щели – своим телом не обогреешь, всё выдувается. Свернулся Кот калачом, трясётся от холода в драной шубке своей, да клянёт на чём свет стоит и мышей и всю свою неказистую жизнь. И угораздило ж его на такую верхотуру забраться!.. Как теперь отсюда на землю слезть?! По сучьям не получится: вниз – не вверх, зад тяжёл слишком, перевешивает, мигом свалишься и разобьёшься. Спрыгнуть – тоже никак, слишком высоко. Вот попадалово!.. И чего дома не сиделось?.. Ловил бы себе мышей да жил-поживал в сытости и спокойствии. А теперь – пропадай ни за грош!
Вскоре свечерело, зимний день-то короткий, снежок пошёл, густой такой, хлопья пушистые. Припорошил Кота белым одеялом – не видать совсем. Ворона, съев украденную колбасу, решила домой вернуться. Смотрит издали, – никого нет, только снег в свете луны искрится. Она и присела в гнездо, и давай лапами снег выгребать. Кот, с перепугу, как заорёт, как подпрыгнет - и прямо верхом на Ворону!.. Так вместе, кувыркаясь, и полетели вниз!.. Ворона крылья расправила, махать ими не может, потому что Кот всеми когтями вцепился, но, кое-как спустились на землю, в мягкий снег. Ощутив сквозь перья впившиеся в бока острые котиные когти, взмолилась Ворона: - «Не убивай, не ешь меня, зверь невиданный, я за своё преступление тебе службу сослужу».
Показала она Коту, где медвежья берлога находится, велела пока тут посидеть и подождать, пока она еды принесёт. Раскопали лаз, залез туда Кот. В берлоге тепло, Медведь спит себе, только похрапывает. Пригрелся Кот рядом с Медведем, лапы и нос в густой медвежьей шкуре согрел и заснул в ожидании обещанных Вороной харчей.
А Ворона и думать не думала кормёжку Коту добывать. Что она белены объелась, чтобы кормить кого-то, кто её саму чуть было не слопал, и как только вывернуться смогла да обмануть хищника!.. Полетела она к подруге своей, Сороке, и давай ей рассказывать, что, мол, появился в лесу зверь невиданный: шкура вся клочьями, глазищи во! огромные красным огнём горят, хвост дыбом, когти – будто крюки острые, так в бока и впиваются, а как закричит – так и вовсе со страху помереть можно! А уж зол, хитёр и коварен, - так это вообщеее!.. Мало того, что квартирку отнимет, так ещё и самого хозяина съесть норовит! Таких чудовищ в лесу ещё не бывало!..
Вот эту самую историю о чудище невиданном и растрезвонила Сорока на утро по всему лесу. Бедные звери, кто не в спячке зимнюю пору пережидает, - все в страхе попрятались. Сидят по норам, дрожат, боятся нос наружу высунуть, а то чудище за него как ухватит, да как вытащит из норы и сожрёт тут же! Одна Лиса (недаром плутовкой её люди прозвали!), смекнула, что именно вот такая охрана ей и не помешает. А то ведь каждый, буквально каждый обидеть норовит Ли;сушку!.. Сорока с Вороной летают высоко – не поймать, Белка по деревьям скачет – не достать, Заяц слишком быстро бегать научился – не догнать, Волк – последний кусок отнять старается, верховодит в лесу, пока Медведь в спячке, Кабан – со своей территории прогоняет, не позволяет там даже мышек половить, хоть сам их и не жрёт, зараза! А Медведь – так тот вообще никого не понимает, себя царём лесным считает, хоть и не короновал никто, а коль сила есть – вот и верх над всеми зверями взял! Надобно и его проучить, когда от зимней спячки отойдёт и вновь свои порядки в лесу устанавливать станет. Короче говоря, решила Лиса, с помощью Кота, сама царицей в лесу сделаться.
Принесла Лиса Вороне угощений, и выспросила у той, где Кота искать. А Кот уже и сам не свой!.. Возле спящего медведя, конечно, тепло, но ведь без пропитания долго не протянешь. Уже и не спится Коту и не лежится, а только в животе урчит, есть хочется. Вот, думает, попал пан Коцкий, как кура в ощипь! Совсем уж отчаялся живым до весны дожить. Медведю-то хорошо, спит себе на летних жирах, только похрапывает, а тут… сколько и было жира – так за последние дни на одни только нервы разошёлся. Да ещё эта ворюга Ворона последнего куска колбасы лишила. Вдруг, откуда ни возьмись, Лисонька в берлогу заглядывает, вкусностей и хорошую квартирку обещает. Ну как не пойти к ней жить?!
Привела Лиса Кота в сою нору, к столу усадила, разными вкусностями угостила, всё, что смогла добыть и украсть – всё на стол выложила. Наелся Кот от пуза!.. И сразу его сон сморил, свернулся калачиком на мягкой подстилке и заснул. Лиса – рядом, пушистым хвостом его укрыла, песенку колыбельную потихоньку спела.
Так и остался Кот жить у лисы и стал ей добрым мужем, а она ему - хорошей, заботливой женой. Где какую добычу поймает – сама не съест, всё своему Коту несёт! Сорока с Вороной знай своё дело делают – трещат по всей округе о чудище невиданном!.. Да и сама Лиса страху на зверей нагоняет, мол, увидите скоро, каков мой муж, погодите, только весна придёт, он вам всем покажет! Всех, мол, съест… а кого не съест, - в клочья порвёт!.. Звери уж и не знают, что им делать. Стали они к лисьей норе дань приносить, кто что добыть сумеет. А Кот только лапу свою из норы высовывает, да дары загребает. Уже одна только эта когтистая лапа в трепет зверей повергает. Почему сам не показывается?.. Видимо, настолько страшен!.. Даже Кабан, опасаясь за всю жизнь, позволил Лисе на своей территории мышей ловить. Пусть лучше так, чем это чудище, её муж, самого Кабана сожрёт по весне, когда голодный из норы вылезет.
А Кот, тем временем, уже снова паном Коцким стал: растолстел, усы распушил, новый мундирчик на нём аж лоснится, свежая шерсть отросла, пушистая, блестящая. Хорошо живётся ему при заботливой и ласковой жене!
Вскоре и весна пришла. Зазвенела капель. Снег стаял и стёк ручьями в озёра и реки. Вылез Медведь из своей берлоги после зимней спячки, - не узнаёт леса: куда всё зверьё подевалось?.. Тихо, как на кладбище, птички не поют, мышки не пищат, мурашки всякие - и те сидят молча, не летают, чтобы своим стрекотанием чудище не потревожить. Удивился Медведь: что за диво-дивное в лесу творится?! А тут уже Волк его поджидает и ну рассказывать, что Лиса со своим новым мужем, чудищем ужасным, лес терроризируют, свои законы тут установили, всех обитателей непосильной данью обложили, вот, мол, кусок сала в деревне добыл, несу чудищу, чтоб оно подавилось, проклятое!
Осерчал Медведь, да как зарычит!.. Как так?! Уж и поспать нельзя прилечь, как тут же власть отнимут!.. А подать это чудище сюда!.. Покричал Медведь, покричал, да и присмирел. Думает, а ну как это чудище действительно такое ужасное, раз даже Волк его боится!.. А Медведь-то только со сна из берлоги вылез, без сил совсем. Как можно без сил с чудищем сражаться?.. Не одолеть его!.. Да и посмотреть бы не мешало сперва на это чудо-юдо лесное, может не настолько и страшен. Подумали они с Волком, подумали… и решили, чтобы лучше чудище рассмотреть, - надо выманить его из норы.
Позвали с собой Кабана и пошли втроём к лисьей норе. Подвесили сало на верёвке, к суку дерева привязав, немного поодаль от входа, а сами затаились: Кабан в хворост под деревом закопался, Медведь на дерево залез, Волк за дерево спрятался… ждут.
Через некоторое время показалась из норы когтистая лапа. Поцапала-поцапала у входа – ничего нет. Но Кот-то учуял знакомый, хоть и давно забытый запах, да как закричит: - «САЛО!!!». А этим троим, что спрятались, показалось - «МАЛО!!!», подумали, что если ему такого куска мало, так, пожалуй, и их самих сожрать может! Сидят по своим ховкам, трясутся от страха.
Кот высунулся из норы, увидел сало, как кинется к нему!.. Подпрыгнул, ухватился когтями, да не удержался, толст слишком, зад тяжёл. Полетел вниз и прямо на Кабана!.. Тот как подскочит, да как побежит! А Кот на его спине, когтями вцепился, шерсть дыбом, хвост дыбом, глаза с перепугу красным огнём горят, орёт: - «Мауууу!!!». А этим троим, опять же с перепугу, снова показалось: «Мало!!!». Кабан как стал брыкаться, Кота с себя стряхивать, и полетел Кот прямо на дерево, на котором Медведь сидит. И сразу полез выше карабкаться, от Кабана подальше. А Медведь – от Кота всё выше и выше!.. Лез-лез, до самой макушки долез, а макушка тонкая, возьми да обломись!.. Полетел Медведь вниз, об сучья бока себе отбивая, и прямо на Волка! Не помня себя от страха, кинулись они врассыпную, кто куда, главное от чудища-страшилища подальше!
Потом, отдышавшись, собрались снова вместе Медведь, Кабан и Волк, поговорили, мол, такой маленький этот Кот, а какой ужасный, чуть было их, всех троих, не задрал и не съел! И решили они тогда: пускай Лиса со своим мужем продолжают править в лесу, раз у них силища такая. Вот так, хитростью да стечением обстоятельств, власть в лесу и поменялась.
Мораль сей сказки такова: при умной и заботливой жене – любой муж царём стать сможет.
Свидетельство о публикации №212020901841
Очень ПОНРАВИЛОСЬ!
Владимир Белик 20.08.2014 10:48 Заявить о нарушении
Ирина Майская 22.08.2014 21:12 Заявить о нарушении