89. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. ВТ. Шеламов

89. ВИ.Агошков. Кромская исповедь. ВТ.Шеламов

ВЛАДИМИР ТИХОНОВИЧ ШЕЛАМОВ —
АВТОР КНИГИ «КРОМЫ», РЕДАКТОР

Из письма: «Василий Иванович! Высылаю, что заказыва-ли. Немного не уложился в размер, но, думаю, из большого все-гда можно сделать то, что устраивает...
С уважением В.Шеламов. 11.03.1997».


О СЕБЕ И СВОИХ ТОВАРИЩАХ: «В Кромы судьба привела меня из Ливен, где я родился, окончил к началу войны 9 клас-сов пятой средней школы города и откуда в июле сорок второго 17-летним пареньком ушёл в армию. Куда в марте сорок пятого в свои неполные двадцать лет возвратился инвалидом Отечест-венной. Гражданскую жизнь начал в тех же Ливнах инструкто-ром РК ВЛКСМ. Лето 1945г выдалось дождливым, и уборка зер-новых стопорилась.

А председатель сельхозартели «Память Ле-нина», куда я был командирован, совсем устранился от руково-дства хозяйством: убирал в своём саду яблоки и сам возил их в город продавать. Мне он в отцы гожался и не признавал, как представителя райкома. И тогда я решил «прокатить его в газе-те». Озаглавил фельетон «К... едет на базар». И каково было удивление, когда я обнаружил своё произведение на второй страничке «районки»! Это был мой первый шаг в журналистику.

Редактор газеты Дмитрий Ильич Головин через некоторое время пригласил меня к себе. Мне было у кого поучиться... Ко-гда я стал обладателем аттестата зрелости, меня, молодого коммуниста, пригласили в обком партии и предложили редак-тировать Урицкую или Кромскую райгазеты. Особого желания покидать родной город, где, как инвалид войны, в первую оче-редь получил неплохую квартиру, прямо напротив редакции, на центральной улице, не было. В беседе со мной секретарь ОК по идеологии М.Е. Дзюба заметил, что ему тоже не хотелось уез-жать из Киева, а вот пришлось.

Я дал согласие на Кромы, которые к тому времени «про-славились» на весь Союз постановлением ЦК КПСС о фактах грубого зажима критики в райпарторганизации. В декабре 1954г бюро РК КПСС утверждает меня редактором районной газеты «Ленинский путь» (газета «Заря» стала выходить с 1962), которая с двух полос только что перешла на четыре. Редактор и вся пишущая братия с бухгалтером, двумя корректорами и машинисткой занимали проходную комнату в типографии, ра-бочим которой тоже было тесно. Сдавший мне дела «виновник» громкого постановления ЦК по райпарторганизации Н.А. Голо-вин (однофамилец Ливенското редактора) заметил, что выпус-кать четырёхполоску в таких условиях — полное безумие.

Он был прав. С помощью начальника облполиграфиздата Г.И. Свенското, председателя колхоза «Власть труда», Героя Соц-труда С.И. Мельникова купили сборный финский домик и при-строили его к «каменке». За это мне объявили «выговор», кото-рый через месяц был снят. Затем «выцыганили» у обкома пар-тии списанный «ГАЗ-67» и восстановили его. Сложным был кад-ровый вопрос. Н.А. Головин уехал в Болхов, ответсекретарь из Задонска А.Калужский не имел квартиры и махнул в Харьков по приглашению областной газеты.

Я пригласил к себе бывшего собкора «Комсомолки» по Уралу Б.Д. Дешина. Но в райкоме партии не стали его утвер-ждать ответсекретарём, когда узнали, что он отбывал срок...
«Ты что, штрафной батальон там у себя в редакции фор-мируешь?» — шумел первый секретарь райкома И.И. Жигаев. Помог М.Е. Дзюба, который похвалил меня за отвагу. В райко-ме это восприняли как вызов. Защитили мы и селькора, брига-дира тракторной бригады Кромской МТС молодого коммуниста А.Изотова от нападок на него секретаря парторганизации МТС и секретаря РК КПСС по зоне МТС.

Нас поддержали в «Орловской правде» и в «Правде». Газе-та и редактор были участниками Всесоюзной сельхозвыставки 1957г. Награждён медалью ВСХВ. В 1957г журналисты стали членами Союза журналистов. Через 2 года я был делегатом Первого учредительного съезда Союза журналистов.

Выпивал с Н.С. Хрущёвым в Георгиевском зале Кремля. В апреле 1962г сдал дела А.Лапонову, поскольку ещё не имел высшего образования. Почти год замещал редактора Глазунов-ской межрайонной газеты «Сельская новь».

Потом взяли собкором «ОП» по Кромскому кусту.

В апреле 1967г по семейным обстоятельствам покинул Кромы и переехал в Дмитровск...».
P.S.: Владимир Тихонович Шеламов «забыл» написать о самом главном, о том, что он является автором книги «Кромы» (1961). В этой книге – 64 страницы, в ней повествуется о прошлом края, а также о Хру-щёвской семилетке, о том, чего добились кромчане к 60-м годам ХХв и что их ждёт впереди. Эта книга была единственной, официальной книгой, изданной об истории Кромского края за всё Советское время.

Была ещё небольшая книга Нины Михайловны и Анастасии Ива-новны Рождественных «Гордость земли Кромской», отпечатанной в Кромский типографии, без фотографий…


Рецензии