102. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. НР. Анцупов

102. ВИ.Агошков. Кромская исповедь.

ВОЙНА И СТИХИ
В ЖИЗНИ НИКОЛАЯ РОМАНОВИЧА АНЦУПОВА

С Николаем Анцуповым — фронтовиком и поэтом — я впервые познакомился на празднике, посвящённом 165-летию со дня рождения великого писателя Николая Лескова, который проходил в прошлом году в деревне Гостомль. Конечно, я слы-шал об Анцупове и раньше, читал его стихи. Первое определе-ние, которое можно было дать, глядя на Николая Романовича, — простой: быстро сошлись, договорились о встрече.

Но, как это порой бывает, приехал я в д.Котовку, где живёт фронтовик, только через много месяцев. И понял, что несколько поверхно-стно судил о человеке, недооценивал его стихи, неразрывно связанные с судьбой самого автора. Но дело даже и не в твор-честве, а в том обаянии, той ауре доброжелательности, что ис-ходит от Николая Романовича. Такое бывает только с теми, кто много пережил, видел, страдал. Поэтому такие люди и «просты», что не прячутся за лабиринтами рассуждений, не загроможда-ют мысли и душу несущественными деталями.

Дом Анцупова находится недалеко от шоссейного моста через реку Ицку. С улицы он ничем не отличается от других строений: прост и незаметен. Но когда зайдешь в него, то вдруг обнаруживаешь: первое впечатление от здания, как и от хозяи-на, обманчиво — достаточно вместительные чистые комнаты и кухня приглашают насладиться изысканной красотой. Ощуще-ние свободы достигается тем, что в них нет ничего лишнего. На табуретках положены, скорее всего, самодельные коврики. На кухне идеальный порядок, как будто завтра ждут строгую ко-миссию: всё подкрашено, подшито, вымыто. А ведь я зашёл «татарином» — без предупреждений. 

...Родился Анцупов на юге Воронежской области в январе 1924 года. Так что в 1941-м ему шёл 18-й год. В армию не при-звали, стал членом истребительного батальона. В 42-м, когда немцы ринулись к Сталинграду, Воронежская земля оказалась в центре жестоких боёв. Вся школа, в которой учился Николай, и он сам, конечно, строили оборонительные рубежи. А по ночам охраняли мосты, базы с горючим, следили за небом. На пяте-рых парней давали одну винтовку с патронами.

Однажды зенитчики подбили «Юнкерс-88», который бом-бил наш воинский эшелон. Немецкие лётчики, бросив горящий самолёт, спустились на парашютах недалеко от школы, где учил-ся Анцупов. Старшеклассники, которыми руководил самый бойкий парень — Пётр Лебедев, стали преследовать фашистов.
 

Те отстреливались из пистолетов. Однако ребята чётко выполняли инструктаж старших; не подходить к врагу ближе 700 метров, поскольку пистолеты стреляли на меньшее рас-стояние. В свою очередь, Лебедев ранил из винтовки одного из трёх немцев.

Фашисты сами пристрелили раненого. Однако уй-ти далеко им всё равно не пришлось: на помощь ребятам при-шли военные. Когда немцев поймали, один из них процедил сквозь зубы: «Если бы не эти гадёныши, мы бы были через двое суток у своих!» Пётр Лебедев отлично знал немецкий язык.

см. окончание


Рецензии