Утка по-пекински. Часть 7. Университет и Опера

УНИВЕРСИТЕТ И ОПЕРА

     Институт, который организовал нашу поездку, носит очень распространенное и почитаемое на Востоке название «Шёлковый Путь». Он входит в состав Университета Jiao Tong, а университетов в Сиане более ста, так что, по сути, город является студенческим. Прибывающие в Китай на работу или учёбу должны обязательно пройти медицинское обследование — то есть сдать анализы крови на СПИД и ВИЧ, сделать ультразвук и рентген, и я, честно, была удивлена! Представляю, если бы проходить такие исследования заставили в Англии или Америке! Тут же было бы заявлено о нарушении прав человека. Но с ВИЧ-инфекцией в Китае на работу не примут ни за что (меня тоже заодно проверили, для надёжности).

     Наш Университет отстроен заново и поэтому везде очень чисто, уютно, зелено – повсюду много аллей и парков, дивно аранжированных цветов, красива также кладка мостовых и тротуаров. Днём, когда студенты после утренних занятий идут на обед, из репродукторов слышится успокаивающая мелодия (как в пионерском лагере, а может быть для улучшения пищеварения?) Символы, или достопримечательности нашего университета – это его шикарные аллеи. Огромные, похожие на разновидность клёна, деревья склоняются друг к другу, создавая своими кронами прочную завесу дождю. Нам повезло застать их в зелёном, и в золотом одеянии, стоящих по колено в своих собственных листьях – незабываемо!

     Здесь также есть свой стадион, спортивные залы, и многотысячные столовые, которыми пользуются все, а не только студенты. Многие преподаватели живут прямо на территории кампуса, поэтому столовые не пустуют до глубокого вечера – еда дешёвая и вкусная, и не нужно возиться с готовкой. Мы туда захаживаем каждый день хотя бы раз, что постепенно отучает меня от рутинной привычки готовить еду — каникулы так каникулы! Студенты одеты очень просто, да и преподаватели тоже — джинсы, рубашки, майки, куртки. У всех сумки через плечо или рюкзаки — не отличишь от путешественников. Да так оно, в общем, и есть, ведь за знаниями тоже путешествуют — только с разной скоростью и способностями. Но вот чего не отнять у китайского студенчества, так это усердия и трудолюбия. Я своими глазами видела, как в воскресенье, в 11 часов вечера в классах проходят занятия и до 12 ночи горит свет в библиотеке!

     То, что студенты усердны и любознательны нам ужасно пригодилось прямо с первых дней проживания в кампусе. Однажды, я стояла в университетском дворике и разговаривала с докторантами Рейна. В тот день я говорила особенно эмоционально и связно (иногда на английском языке никак не разговоришься, не знаю почему), и тут я обратила внимание, что к нам пристроился молодой мужчина и стал внимательно слушать, о чём я говорю. Я подумала, что это знакомый моих собеседников, но оказалось, что нет. Я пошутила, сказав, что не читаю бесплатных лекций и аудитория мне не нужна. Но, как выяснилось, он ни слова не понимал по-английски и как выразился, его просто очаровал звук иностранной речи и он решил послушать. Мы перестали обращать на него внимание, но он простоял с нами до тех пор, пока мы не разошлись. Вы можете представить себе на его месте швейцарца или англичанина???

     Однажды я припомнила, что всю зиму не видела свою лондонскую соседку, хотя наши двери расположены на расстоянии 5 метров. Встретившись, она заговорила, начав так: «Ты знаешь, я давно хотела спросить, но всё никак не встречу тебя...» то есть постучать в нашу дверь ей просто не пришло в голову. Удивительная разница в менталитете, в понятиях о приличиях и прайвеси... но ничто не происходит с нами напрасно.

     В тот же вечер мы отправились в университетский театр, но по дороге заплутали — территория университета большая, темно, спросить дорогу тоже было некого. Пока я думала, что делать, как вдруг, (поверить в это невозможно, поскольку в университете живут и учатся около 30 000 студентов), представьте, посреди полной темноты подходит ко мне он, мой дневной слушатель!!! Я обрадовалась ему как родной маме и показала наши билеты, а он нам — дорогу к театру! Могу добавить, что в случайности и совпадения я не верю.

     Так вот – театр. Тут я должна признаться сразу, что я вообще понятия не имела о том, что мы будем смотреть или слушать, но увиденное и услышанное покорило навсегда меня, но только не моего супруга. После первого вечера он наотрез отказался составить мне кампанию на два последующих представления старинной китайской оперы в стиле Кун, которая называется «Пионовый Павильон». Постановку привезли в студенческий театр, который был набит до отказа – тысячи людей горячо поддерживали свои народные корни в искусстве! Но только не мой муж.
Так что в последующие два дня я одна наслаждалась необычайно смелой для того времени историей любви богатой девушки и бедного юноши, постановка которой длилась около 20 часов в течение 3 вечеров. Перевод давался одновременно на китайском и английском, поскольку актёры пели на древнекитайском (если бы пели даже на современном китайском, мне бы все равно не помогло)))

     Оригинальность вокального искусства, которому начинают обучать детей с очень раннего возраста, на словах не передать ни за что. Можно описать счастье и грусть, безымянность и отчаяние, но описать красоту и уникальность голосов, исполняющих традиционную китайскую оперу невозможно. Обычно подготовка актёра занимает более 10 лет при очень интенсивных занятиях в пении, танце, речитативе. Поют ученики около стены, чтобы можно было судить, насколько громки их голоса и какой силы резонанс они имеют. В целом, и мужские и женские голоса звучат приблизительно одинаково (мой супруг определил это пение как мяуканье – вот вам, пожалуйста, хоть какое-то, даже такое легкомысленное определение, и это для оперы, первое представление которой состоялось в 1598 году!)
Китайская опера – это уникальный конгломерат пения, диалога, танца, акробатики, визуальных эффектов и старинного китайского костюма. Удары гонгов и звон колоколов усиливают акценты важных моментов происходящего действа, так же как и позы вдруг застывающих на несколько мгновений актеров. Представление завораживает уже тем, что будто бы ничего реального на сцене нет – перед нами нет ни настоящих лиц актёров, ни их рук – всё, что мы видим это раскрашенные под маски лица и декорации. Отступлений от старинного варианта представления не бывает – тут всему своё время и место: и удару гонга, и хлопанью двери.

     Мне понравилось то, что по ходу представления каждое действующее лицо должно само представить себя: «Я губернатор провинции, у меня есть богатый дом, жена и дочь; моя жена ведёт хозяйство, дочь красавица и занимается с преподавателем науками». Примерно так. И на протяжении всего спектакля персонаж рассказывает о своих эмоциях – в песнях, танцах, жестах или диалогах. Красочное, увлекательное, развлекательное действо, высокий профессионализм – вот что такое старинная китайская опера. Не мудрено, что прожив века, она вызывает к себе всё больший и больший интерес любителей музыки, и что отрадно – также среди молодого поколения китайцев. Многотысячный зал был заполнен до отказа, и только около меня пустовало одно место... Но Рейн времени зря не терял, готовясь к лекциям в выделенном ему новом шикарном кабинете, на самом видном месте которого пристроились раковина и баллон с кипятком — люди всё время пьют зелёный чай!

     Мне так везёт на случайные, незабываемые встречи! Так, познакомившись с девушкой изучающей русский язык, однажды мы уединились с ней в университетском сквере, где под мягкий полёт золотистой берёзовой листвы я с наслаждением слушала, как китаянка Рита читала мои стихи на русском языке, стараясь точнее понять их смысл, чтобы перевести на китайский. Говорят, что получилось здорово!

фото автора

продолжение следует


Рецензии
Ириша,что не рассказ,то маленький шедевр.С каким вдохновением и энтузиазмом Вы рассказываете об этих замечательных людях-китайцах.И трудяги они и дисциплинированы,не подстать нам.А китайский театр оперы и балета зовёт,манит к себе.Не мешало бы послушать китайскую оперу.Люблю танцы китайские и музыка у них красивая.Впечатляет Ваш экскурс по университету и опере.С теплом и любовью Любаша.

Любовь Ефимова   18.10.2012 21:30     Заявить о нарушении
Любашик, у меня есть запись этого спектакля, но, конечно, его нужно видеть - потрясающе! 3 дня сидела
в напряжении!!!!!!!!!!!! Целую! Ириша

Ирина Фетисова-Мюллерсон   15.01.2013 03:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.