Проповедник

Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеёй.

В. Высоцкий

На окраине Западной равнины есть город Мерилейк. Как – то мне приходилось в нём бывать по делам компании. Я помню, что была очень снежная зима. Я помню, как я задержался в нём из-за того, что клиент никак не хотел оформлять сделку и всячески затягивал подписание бумаг. Когда мне всё же удалось с ним разделаться, то мне пришло по телеграфу сообщение, в котором говорилось, чтобы я, не возвращаясь в Нью Трипс, тут же отправился в Грант к другому клиенту. Моё негодование, почти также, как и моя усталость, было велико, однако, делать было нечего, и я пошёл на вокзал и купил билет на единственный поезд до Гранта. Поезд ехал ночью, а путь до Гранта от Мерилейка далеко не близкий. Людей в поезде было мало. Вагон был сидячий, а сиденья – жутко неудобные, однако, я не спал нормально две недели из-за той жуткой сделки и, поэтому, оперев голову о стекло, быстро уснул. Но спокойно поспать до Гранта мне не удалось.
Кондуктор разбудил меня на станции Нордист, он был сильно взволнован и несколько раз извинился передо мной. Когда я окончательно проснулся, то понял, что поезд стоит.
- В чём дело? – спросил я его. – Кажется, это ещё не Грант, так какого чёрта вы меня разбудили?
- Извините… извините… - жалобно говорил кондуктор. – Разыгралась страшная метель, дорога к Гранту теперь полностью завалена, и дальше ехать нет никакой возможности.
 - А когда же, по-вашему, можно будет ехать? Мне, знаете ли, срочно надо в Грант! – спросил я, предвидя худшее.
- Извините, но я думаю, даже если метель скоро утихнет, то не раньше послезавтра.
- Послезавтра?! – обречённо проговорил я, совершенно убитый такой полосой неудач. – И что же мне делать до послезавтра?
- Вы можете остаться здесь, в Нордисте, на ночь, а завтра добраться на собачьей упряжке до Гардингса, тут совсем недалеко, а уж из Гардингса вы найдёте способ добраться до Гранта.
Я был совершенно подавлен, однако, опять-таки, делать было нечего, и я направился в гостиницу Нордиста, надеясь хотя бы поесть и поспать вволю. Пройдя через холодный чёрно – белый ад улицы, я оказался в небольшом зале. Нижний зал представлял собой бар. Ко мне сразу подошёл услужливый маленький толстячок с носом картошкой. Я понял, что это хозяин заведения. Я сказал, чтобы он приготовил мне комнату, а также заказал ужин и выпивку.
Я сел за столик и под заунывную мелодию какого-то местного музыканта стал ожидать еду. Пока я ждал, я осмотрелся. Несколько столиков было занято людьми. В основном это были либо горожане, которые обсуждали свои обыденные проблемы, либо пассажиры, которые сетовали на нерадивость транспортных служб. Все эти люди были до тошноты обыденными и повергали меня во всё возрастающее уныние. И тут, когда я думал, что спасти здесь меня от скуки сможет только сон, ко мне подошёл человек. Лицо его было испещрено морщинами, и седина уже коснулась его волос.
- Скучаете? – с огоньком лукавства в глазах спросил меня он. – Давайте-ка поскучаем вместе, а?
- Давайте, - с улыбкой сказал я. Было в этом человеке что-то такое -  эдакое. Что – то, что привлекало и сразу заставило меня увериться: «С ним скучно мне не будет». Я продолжал: - А вы кто такой?
- Т-с! Мы же скучаем! Нельзя болтать, а то я вас сразу развлеку! – улыбнулся незнакомец.
- А вы думаете, вам это удастся?
- Это что, вызов?
- А осмелились бы вы его принять?
- Ну что ж, давайте-ка попробуем, только выпивка в любом случае с вас!
- Ладно, - признаться, этот человек уже начинал мне нравиться. – Так с чего мы начали? Кто вы такой?
- Я – Виктор Семп, но все зовут меня просто Охотник Вик. Я живу в этом городе ещё с того момента, когда этот город ещё не был городом. Поэтому я знаю много историй. В некоторых я участвовал сам, а в некоторых выступал наблюдателем, однако, все эти истории чистая правда, так как всё происходило на моих глазах! Сейчас я расскажу вам одну из них….
Это было лет 30, а то и больше, назад, когда я был молодым и пылким юношей, да и город был тогда ещё совсем молодым. Тогда в город прибыл один молодой, но очень необычный юноша. Он привёз с собой ворох книг, что по мнению всех жителей, было очень странным для молодого человека. Подумать только, книг у него было в два или в три раза больше, чем у священника. Он говорил немного и неохотно, когда ему задавали вопросы, то он либо говорил: «для ответов придёт время», либо отвечал такой мудрёной фразой, что мы, я имею в виду жителей города, сразу терялись и замолкали. Он быстро купил дом Старика Бура на окраине. Старик Бур в тот год умер, а его сын уехал из города. Видимо этот чудак договорился с сыном Бура ещё вне города, а здесь лишь предъявил бумаги властям и въехал в дом. Чудак ходил по городу и слушал разговоры людей, при этом он иногда что – то бормотал себе под нос или же что – то записывал себе в записную книжку. Наши простые люди были в полнейшем замешательстве. Их любопытство, обыкновенно спавшее, поскольку в нашем городке не так часто что – то происходило, но необычайно разыгрывающееся, когда что – то всё же случалось. То, что этот юноша уже целую неделю жил в городе, а никто толком не знал, кто он, вынудило людей предпринимать активные действия в целях раскрытия тайны. Однажды вечером, в этом самом зале, когда не в первый раз зашёл разговор о таинственном юноше (а в то время любая беседа склонялась к этой теме), жители решили разработать план по решению этой загадки. Отлично помню этот вечер… Люди тогда заговорчески придвинулись к столу и стали выдвигать свои предложения. Собрание быстро превратилось в шумный спор, однако, никто так и не смог сказать ничего хоть сколько-то стоящего.
И тут дверь вдруг открылась и все увидели нашего чудака. Он неловко поприветствовал людей и произнёс:
- Сегодня прекрасная лунная ночь, я решил прогуляться в её обворожительном серебряном свете и вдруг случайно услышал ваши голоса. По-видимому, моя персона вызывает в городе большое любопытство? Вам надо помнить, что любопытство – это страшный и опасный порок! Вспомните Пандору! – строго сказал чудак, но сразу же смягчился. – Однако, Quis hominum sine vitiis natus est?* Я удовлетворю ваше любопытство, даю вам своё слово, но не сегодня, так как луна сейчас поистине прекрасна и я не могу пропустить такой момент!
Чудак быстро попрощался со всеми и тут же ушёл. Люди были ошарашены и ещё более заинтригованны.
Два дня от чудака не было никаких вестей. Его никто не видел и о нём никто ничего не слышал, однако, со всех сторон звучали разговоры о нём. На третий день люди уже начали волноваться, однако чудак вдруг объявился в городе и снова пришёл сюда в бар и принялся обедать. Через некоторое время большая часть города была здесь и ожидала, что им скажет чудак. После того, как чудак отобедал, то он встал, огляделся, увидел собравшихся людей и громко объявил:
- Дамы и господа! Я рад вас всех видеть здесь!  Два дня назад я дал вам обещание, и я его выполню! Завтра днём я жду всех желающих в моей скромной обители, где я постараюсь объяснить вам мои мысли, стремления и цели! Однако, предупреждаю вас заранее, что некоторые мои взгляды могут шокировать неподготовленный разум! На этом всё! Vale!**
И он быстро встал и вышел. Какой гул поднялся в зале! Я никогда до или после этого не видел такого возбуждения в глазах горожан. Весь остаток дня люди разговаривали о нашем чудаке, спорили и выдвигали сотни разных версий о том, какие же мысли взгляды могут быть у этого странного человека. Споры не заканчивались и ночью. Признаться, и я сам всю ночь тогда доказывал, что этот парень - мармон. На самом деле, я не знал, кто такие мармоны, но почему – то считал, что именно так они и выглядят и ведут себя.



              * Кто из людей родился без пороков?
              ** Прощайте!


На следующий день, почти весь город направился к нашему чудаку. Не пошли разве что только немощные старики, прикованные к постели больные, мэр, который заявил, что у него нет времени на всяких странных типов, шериф с помощником, которые сказали, что город нужно охранять, особенно когда все горожане где – то шляются.
Жилище чудака оказалось не приспособлено для такого количества народа, поэтому пришлось вынести лавочки, столы и стулья на улицу (в тень большого дуба, который был здесь ещё до старика Бура), однако их не хватило на всех желающих и нам, молодым парням, пришлось сделать пару вылазок в город за дополнительным снаряжением.
День был достаточно жарким. Что? Сложно поверить? Да, у нас всегда так, не то, что на Восточной равнине! У нас летом – жарища, зимой – холодища! Я помню, как хозяин гостиницы прихватил с собой бадью холодного лимонада и бессовестно продавал его по пол сента за бокал!
Через некоторое время люди заняли места, однако болтовня не прекращалась и здесь, даже наоборот, близкое раскрытие тайны заставляло людей с удвоенной силой искать решение загадки, поскольку потом уже долгое время, навряд ли, придётся обсуждать такой интересный вопрос. Некоторые горожане даже заключили пари, да что греха таить, и я тоже поставил на то, что этот парень – мармон, так как моя необоснованная уверенность тогда была велика.
Но вот наш чудак вышел к импровизированной трибуне, сжимая какую – то чёрную книжку в руках. Люди мигом затихли и обратили свои взгляды к нему.
- Здравствуйте! Я рад, что вы пришли! Я надеюсь, что этот день полностью удовлетворит ваше любопытство! Я думаю, что нужно, сonsensu omnium*, начать с ваших вопросов, которые у вас наверняка имеются? – среди людей прокатились одобрительные возгласы. – Ну – с, кто начнёт?
И сразу со всех сторон посыпались тысячи вопросов.
- Друзья, друзья! Успокойтесь! Вы успеете задать все интересующие вас вопросы, только проявите чуточку терпения и уважения к окружающим! Говорите по – очереди! – сказал чудак, и народу показалось разумным данное предложение. – Отлично! Давайте начнём вон с того джентльмена в широкополой шляпе! Да – да! С вас!
Тот человек  на кого показал чудак, был пьянчужка Ганс. Он, собственно, не совсем понимал из – за чего ажиотаж в городе, но раз все куда – то шли, то он, в надежде на то, что ему здесь может бесплатно перепасть выпивка, привязался к остальным горожанам. Он встал, взволнованный и, не зная что ему говорить, спросил тихо:
- А вы, вообще, кто такой?


             * С общего согласия

- Право, очень интересный вопрос… кто же я? – он сделал паузу, подумал и продолжил: - Я знаю, кем я был, расскажу вам по порядку: я родился в Нью Трипсе, в богатой семье. В Нью Трипсе я рос в отличных условиях: у меня было всё, чего бы я ни пожелал, однако, как потом оказалось, у меня не было самого главного. Я выучился в Небринском университете, как и все мужчины из нашей семьи, и стал помогать отцу в банке, так как, по плану моих родителей, как старший сын, я должен был в будущем занять место отца и продолжать его банковское дело. Тогда я занимался обычными для молодого человека делами, посещал балы, охотился, пил, играл в карты et cetera*… Уже тогда я начал чувствовать отвращение и скуку от этой обыденности. Уже тогда я начал понимать, что это лишь пустое прожигание жизни без цели. Но тогда я думал, что нужно притвориться, мимикрировать, стать таким, как остальные, или, по крайней мере, сделать вид, что ты такой, как другие. Как же я ошибался! Errare humanum est**, - чудак ненадолго прервался, чтобы глотнуть холодного лимонада. – Однажды в Нью Трипс приплыл из-за океана какой – то философ. Весь город трещал об его приезде! Рассказывали, что этот философ скандально известен в Старом Свете своими неординарными взглядами, говорили, что некоторые превозносят его как гения, а другие - как мерзкого подлеца. Мне, признаться честно, было абсолютно безразличен его приезд, однако, мои «друзья» из света, сказали, что я просто обязан посетить его философский вечер. Тогда, как я помню, с большой неохотой, я отправился в дом Вендерсов, туда, где и проводил свой вечер данный философ. Вначале я не особо слушал, что так эмоционально доказывал он, но потом некоторые фразы меня заинтересовали, и я стал внимать каждому слову. О, как божественно восхитительно было это! Этот человек как будто заглянул мне в сердце и прочитал там мои мысли! Он говорил про оковы роскоши, про тюрьму комфорта, рабство нашей обыденности и бессмысленность нашей жизни! Однако, он также призывал не сидеть сложа руки, не подчиняться этим устоям, которые калечат Человека! Он призывал «думать своей головой» и  жить так, чтобы не быть одним из многих, а быть единственным! Никогда мне не забыть того момента просветления и осознания! – в его глазах пылал огонь восхищения. – Однако, похоже, что только мне одному довелось тогда почувствовать всю глубину мудрости его речей! Большая часть города, либо обзывали всё это чушью и бредом, не стоящим внимания, либо просто смеялись. Если кто – то ещё и понял речи этого великолепного мыслителя, то они постарались это скрыть. Я же, напротив, встретился с этим философом и рассказал ему о том, какой эффект на меня произвела его речь. Он был очень рад, что его взгляды нашли отклик. Тогда я спросил его, что же я должен делать, и он ответил мне, что я должен бросить всё, что держит



          * И тому подобное
          ** Ошибаться - человеческое свойство

меня в этом закостенелом проклятом мире пороков и отправится в путь. «Nosce te ipsum»* – сказал он. Он сказал, что в пути я должен нести ту истину, которую он открыл мне, людям! И я отправился в путь! И теперь я здесь, чтобы поделиться с вами тем, что мне дал тот человек! – чудак прервался и осмотрел молчащую толпу. Он, видимо подумал, что люди понимают его чувства и поэтому очень пристально его слушают. Не знаю, сильно бы он огорчился, если бы узнал, что люди его абсолютно не понимают. Наши простые, рабочие люди могли часами говорить о выпасе скота, но о каких – то возвышенных вещах у нас говорил только малограмотный священник. У нас был небогатый молодой скотоводческий город. У нас были скотоводы и те, кто обеспечивает скотоводов: торговец, кузнец и т. п. Поэтому никто толком не разобрался, о чём говорит юноша, но по количеству и качеству слов уяснили, что о чём – то умном. А юноша, оказывается, только начал. С ещё большим воодушевлением он продолжал: - Прежде всего, дамы и господа, я хочу сказать, что вы, да, все вы – рабы обыденности и слуги комфорта! Изо дня в день вы делаете одно и то же, разговариваете на одни и те же темы. Вы когда-нибудь делали что–то, выходящее за рамки вашей обычной жизни? Вы когда-нибудь совершали что – то такое, чего от вас не ждут и не требуют устоявшиеся в этом городе нравы и  установки? Нет, потому что это бы было безумием! Но вам необходимо быть безумным, если вы хотите быть настоящим! Вы живёте в стране свободы, однако вы несвободны! Вы печётесь о своих псевдо – ценностях и ненужном авторитете! Это всё преходящее и уходящее, а иметь настоящие ценности, цель в жизни и свободу – за это не жалко и жизнь отдать! Да, это жестокая истина, но без принятия её развитие Человека внутри вас НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО! – очень громко и эмоционально говорил чудак, затем он стал говорить тихо и заботливо. – Я хочу вам сказать, что вам не нужно держаться за принятые человечеством нормы, а необходимо быть свободным, а для этого самое главное – думать своей головой. Dictum sapienti sat est**.
Наступило молчание, сначала никто не понял, что чудак закончил, но потом кто – то  это смекнул и начал аплодировать. К нему, сразу присоединились все остальные. Я уверен, что все мало что поняли, однако, не показывать же это остальным. Бедный чудак! Он – то думал, что нашёл себе приют среди необученных единомышленников. От переполнявших его чувств он расплакался. Он быстро поблагодарил всех и пошёл в дом. Люди медленно разошлись, обсуждая речь чудака. Каждый пытался выставить себя умнее остальных и вставлял запомненные фразы из речи юноши. После первого ажиотажа около него, второй оказался ещё более сильным.


* Познай самого себя
** Для умного сказано достаточно

На следующий день люди не только не успокоились, но с только с новой силой принялись обсуждать чудака и спорить о нём.
Люди немного перевали полученную вчера информацию (не сказать, что поняли, но вспомнили больше фраз, которые он говорил), также достали, кто имел, какие – то умные книжки и выучили оттуда вроде бы мудрые фразы, а кто не имел, спрашивали других. Люди употребляли эти фразы к месту и не к месту в разговоре, объединяли эти фразы в одну и получали абсолютную бессмыслицу, но остальные не особенно слушали, пытаясь показать умным себя.
Мэр, не присутствовавший на речи чудака, был озадачен этим волнением. Этот человек был немного умнее других, поэтому он и был мэром. Он сразу смекнул из разговоров, что чудак стал весьма популярен. Мэр решил, что может использовать его популярность в целях повышения своего авторитета. Поэтому, в этот же день он направился к нему, чтобы пригласить его завтра к себе на обед, где чудак также мог прочитать свою «проповедь» остальным гостям мэра. Мэр выразил глубокую поддержку взглядам чудака. Он сказал что люди в городе были потрясены глубиной мыслей и хотят ещё раз прикоснуться к ним. Он говорил, что сам лично понимает и разделяет соображения чудака, хотя, если говорить начистоту, сам и не знал, в чём они, собственно, заключаются. Чудак, ещё не до конца не отошёл от вчерашнего фурора, совсем смешался, однако, мэр был так настойчив, а речи его – так сладостны, что он быстро согласился. Он сказал только, что раз уж ему предстоит выступать перед публикой, которая так многого от него ждёт, то он просто не может упасть в грязь лицом, и то, что ему необходимо начать готовиться прямо сейчас. Мэр не стал возражать, так как своего он уже добился, он лишь сказал, что всё отлично понимает, и, что ждёт его завтра к обеду.
На следующий день весь город гремел об этом обеде. Многие пытались пробиться на него, однако мэр большинству отказывал, обосновывая отказ тем, что у него просто не хватит еды и столовых приборов на всех. Однако, после нескольких драк за места, он сказал, что, несмотря на то, что обед будет только для самых почтенных граждан города, на «проповедь» могут придти все желающие. Это новость сильно обрадовала людей, и драки за места прекратились.
Когда чудак пришёл в город, на главную улицу (именно пришёл, несмотря на то, что мэр хотел послать за ним свой экипаж), то его со всех сторон обступили люди. Все приветствовали его, говорили заученные фразы, просили разрешить какой – то философский спор и т. д. и т. п. . И, наверное, чудак бы сильно задержался, если бы, вообще, попал в дом губернатора, однако, к нему на выручку подоспели готовые к встрече шериф с помощниками. Они заставили людей расступиться и проводили чудака к дому мэра.
Дом мэра был достаточно большой и роскошный для такого города. Внизу находились гостиная, кухня, столовая, а наверху были спальни и кабинет мэра. Вместительную гостиную внизу переоборудовали в зал, где, впоследствии, жители должны были слушать проповедь. В столовой же был накрыт шикарный стол: лучшая скатерть, серебряная посуда, а уж сколько там было различных великолепных яств. Мэр не пожалел денег на еду, а также достал лучшее вино из своего погреба. Однако, чудак, похоже, не оценил стараний мэра: ел и пил он мало, но достаточно, чтобы не обидеть хозяина. Говорил он ещё меньше, отвечая на любые вопросы односложными предложениями. Мэр был весьма озадачен и чувствовал себя неудобно.
Наконец, обед кончился, и настало время проповеди. В гостиной уже собралась куча народа, было душно и тесно. Чудак вышел и встал за трибуну (теперь уже настоящую).
- Здравствуйте, дамы и господа. Я рад вас всех видеть здесь сегодня. Когда позавчера я произносил вам свою первую речь, то я не мог и предполагать, что она найдёт такой отклик в ваших сердцах, что вы попросите меня произнести ещё одну. Всю сегодняшнюю ночь я готовил её и приложу все усилия, чтобы не разочаровать вас!  – раздался звук аплодисментов, через несколько секунд чудак прервал горожан и призвал всех жестом к тишине. – Тише – тише, у нас не так много времени, так не будем тратить времени на аплодисменты! Нет, не подумайте, мне очень приятно, однако, я считаю такую похвалу незаслуженной если не успею донести до вас всё, что я хочу. Давайте, раз уж так хорошо получилось в прошлый раз, снова начнём с вопроса? Вот я снова вижу того человека! Давайте, не стесняйтесь, во второй раз бояться уже не чего!
Он пристально смотрел на пьянчужку Ганса. Бедный пьянчужка Ганс! После той речи два дня назад в ответ на его вопрос, он был крайне взволнован и даже не пил! И вдруг, его снова просят задать новый вопрос. Он медленно встал, его глаза бегали по залу. Затем он произнёс тихо и взволновано:
- А… м-м… а что мне делать?
- Очень интересный, великолепный вопрос! Вы не перестаёте меня радовать! Действительно, вы поняли, что находитесь в плену у обыденности и приятых устоев, но вы не знаете, что вам нужно делать, чтобы освободиться! Конечно, я сказал, что главное – просто думать своей головой, и не подчинятся сковывающим вас извне установкам. Однако, это лишь цель, к которой надо стремиться, но как? Сегодня я помогу вам найти путь! Начнём с самого простого! Роскошь и комфорт! Вы так сильно печётесь об этих вещах. Вы стали зависимыми от них! А ведь это две абсолютно бесполезные вещи, которые вам не только не помогают, но даже вредят! Они не дают вам приблизиться к тому, чтобы стать настоящим Человеком! Вот, например, мэр. Такой замечательный человек, однако, даже он не свободен от этого порока. Он пытался показать своё расположение ко мне тем, что преподнес мне самые роскошные яства,  а также накрыл на стол самую лучшую скатерть и  положил серебряные столовые принадлежности! Я чрезмерно рад расположению этого человека и именно по – этому  я так огорчён и хочу ему помочь! Я хочу помочь всем вам! Избавьтесь от неё! Избавьтесь от всей роскоши! Она вам ни к чему! Роскошь – это лишь один из символов сдерживающих вас устоев! Так что без жалости ломайте и выбрасывайте то, что у вас есть из материальных ценностей! Вот, смотрите! – чудак достал из кармана свои часы. – Это достаточно дорогие, по вашим меркам, часы фирмы Ролтенлекс. Я их купил, когда ещё жил в Нью Трипсе! Однако, это ничто для меня! -  и чудак с силой метнул их об стену. Часы разбились вдребезги. Публика была ошарашена. Разбить часы Ролтенлекс! Где ж это видано! Достаточно дорогие – это было очень мягко сказано! На такие часы можно было нормально жить год в нашем городе. Так мог поступить только человек с сильной верой в то, что его действия верны.  Люди почувствовали эту веру. Вдруг пьянчужка Ганс встал и зааплодировал и его поддержали. – Друзья! Друзья! Я же говорил, что не надо аплодисментов!
- Нет, мы будем аплодировать! – крикнул человек из зала. – И мы будем делать то, что ты говоришь, потому что мы хотим стать свободными людьми! Хотим стать Настоящими!
И с того дня в городе началась в городе «духовная перестройка». Началась она с молодых, впечатлительных людей, ну и я был среди них. Что – то ломать, особенно дорогое и особенно с какой – то возвышенной целью, нам сразу понравилось. Город был молодой и таких было большинство.  Потом к нам присоединился мэр. Он смекнул, что сейчас чудак является большим авторитетом, чем он, так что идти против него будет как минимум глупо. Поэтому он, с натянутой улыбкой на лице, бил посуду и рвал скатерть.
То, что мэр к нам присоединился, заставило оставшихся людей волей неволей смириться и начать избавляться от роскоши. Конечно, многие люди, публично разбив какую – то не самую дорогую вещь, самые ценные же предметы прятали где – то.
Однако избавление от роскоши было только первым этапом. Дальше начался этап борьбы с комфортом. Тут уже тяжелее проходил процесс, однако, с ропотом и нервами, которые, впрочем, чудак никогда не видел, так как никто даже не думал возмущаться перед ним, даже наоборот, когда он приходил, даже самый убеждённый  эпикуреец выбрасывал любимую шёлковую сорочку и  надевал другую неудобную колючую грязную рубаху бедняка. Так или иначе, с ропотом или без, но процесс продвигался семимильными шагами. Больше других радовался священник, так как он всегда вёл такой образ жизни, а теперь и остальные попали в его ситуацию. Проповеди продолжались, мы их слушали и исполняли. Всё, как нам казалось, работало по часам, однако, в один прекрасный день, всё рухнуло. И я бы, наверное, никогда бы не узнал о том, из - за чего это произошло, если бы утром, в обычное время для наших философских споров с друзьями, не увидел, как по улице, постоянно оглядываясь, шёл пьянчужка Ганс, сжимая в руках какую – то сумку. Пьянчужка  за последнее время сильно изменился. Он бросил пить. Из дебошира он превратился в молчаливого и замкнутого человека. Он каждый раз исправно ходил на проповеди чудака, причём постоянно что – то либо бормоча себе под нос, либо записывая в небольшую книжечку. По всей видимости, я один заметил эти странные изменения в нём, поскольку все остальные были слишком озабочены «перестройкой». Поэтому, заметив его странное поведение, я сразу проследовал за ним, стараясь, чтобы он меня не заметил. Признаться, это у меня отлично получилось, видимо, из – за моих навыков охотника. Ганс шёл на окраину города к дому чудака. Ганс постучал в дверь чудака, и, через несколько секунд, тот открыл дверь.
- О, это вы, - удивлённо проговорил чудак. – Признаться, я не ждал никого сегодня, но я рад вас видеть. Чем я могу вам помочь?
- Это проще показать, чем рассказывать. Однако, перед тем как идти, вы должны надеть это, - Ганс протянул чудаку сумку.
Чудак подумал, а затем взял её, видимо, интерес победил его сомнения. Он удалился в дом и, через несколько минут, вернулся, одетый в грязный балахон с капюшоном. Ганс попросил чудака надеть капюшон и не снимать, а также ничем не выдавать себя.
Они, вдвоём, направились в город, а я не прекращал следить за нами, заинтригованный происходящим. Они прошли по главной улице, затем направились к гостинице и сели на лавочке у входа. Я подкрался к ним настолько близко, что расслышал голос Ганса:
- Слушайте то, что сейчас говорят в баре.
Чудак сначала запротестовал, так как ему казалось низостью подслушивать, однако, интерес переборол его принципы и он прислушался. Я тоже прислушался. Из гостиницы доносились крики. Я расслышал голоса банкира и хозяина гостиницы.
- Так не может продолжаться, - плакал банкир. – Я больше так не выдержу! Раньше я жил как нормальный человек, а теперь превращаюсь в животное!
- Я тоже больше так не могу! Я не высыпаюсь на жёсткой кровати, постоянно чешусь от этой рубашки, моё дело в упадке! – вторил ему хозяин гостиницы.
- Тихо, вспомните то, что говорил наш проповедник: «Комфорт сделал вас зависимыми, и вы должны отказаться от него! Это тяжёлая жертва, которую тяжело принять, однако, принеся её, вы поймёте, насколько глупы были все эти вечные потребности в удобстве, и насколько вреден этот комфорт! И вы станете ближе к тому, чтобы стать настоящими, свободными людьми!» - сказал один из моих друзей.
- Да, - громким басом произнёс ещё кто – то. – Проповедник – умный человек! Он умнее всех нас и знает, как жить правильно! Надо просто следовать его указаниям и беспрекословно выполнять всё, что он нам говорит!
  -  Именно, - подхватил третий. – Он наш добрый пастырь, а мы заблудшие овцы! Нужно лишь слушать его и тогда мы все станем настоящими свободными Человеками!
И в таком же духе продолжался этот разговор. Чудак, с каждым новым услышанным высказыванием пригибался всё ниже, как будто под огромной тяжестью. Он наконец понял, что люди, которые, как казалось, разделяли его точку зрения, на самом деле даже не понимали её. Он, как ему казалось, делал людей свободными, настоящими и счастливыми, такими, к чему, по его мнению, должны стремиться люди. Однако теперь он понял, что своими действиями просто сменил хозяина у людей.   Раньше они были рабами устоев, роскоши и комфорта, а теперь они его рабы. Что бы он ни сказал, они это сделают не задумываясь. Из-за этого чудак впал в сильное уныние. Ганс заметил это и сказал:
- Эти люди не готовы. Своими мыслями вы лишь навредите им. Мы должны ехать дальше, в поисках тех, кто нас поймёт. Сегодня же вечером мы отправимся в Грант и попробуем найти единомышленников там.
Так и случилось. Вечером они уехали. Ещё месяц город находился в состоянии перестройки, а затем жизнь стала возвращаться в привычное русло и все забыли наставления чудака. Снова в дома вернулась роскошь и комфорт. Однако, всё же, самого чудака никто никогда здесь не забудет!
Виктор повернулся в сторону снующего от столика к столику хозяина гостиницы:
- Эй, Дун, помнишь чудака?
Хозяин гостиницы повернулся, весь бледный, на лице его выступил пот.
- Да как же такое забыть!
Виктор расхохотался, и я присоединился к нему. Время было уже позднее, а метель, кажется, уже совсем утихла. Я поблагодарил Виктора за рассказ.
- Да не стоит, - говорил он. – С хорошим слушателем, в тепле, да с бутылкой виски рассказ как – то сам хорошо получается.
- Жаль, что мне нужно завтра, точнее уже сегодня, уезжать. Так хотелось бы ещё послушать какой-нибудь рассказ!
- Значит, удалось мне вас развеселить! – лукаво усмехнулся Виктор. – Ну, что ж в следующий раз, когда будете скучать где-нибудь по близости, загляните сюда, я буду вас ждать. Но смотрите, сколько уже времени! Моя жена из меня весь дух вытрясет! До свидания, я знаю точно, что когда-нибудь мы обязательно встретимся снова!


Рецензии