Gaelforce Dance. Любовь, которая не умела ждать

Прошло уже больше десятилетия с тех пор, как однажды на западной Украине я впервые познакомился с ирландской музыкой. Было это как раз во время празднования Рождества, и мы – актеры любительского театра из Луганска, грелись от зимней стужи в уютном домике для гостей греко-католического монастыря. Там же находилась и доктор философии из Германии, которую звали пани Брита. На Западной Украине она занималась исследовательской деятельностью. У нее была большая фонотека, которую она привезла с собой, и вот, когда заиграл один из ее любимых дисков, мой слух моментально был пленен. Это было то, чего я ждал от музыки, чего всегда подсознательно искала душа меломана: необычный мелодизм и сногсшибательная ритмика. Сочетание изящества и огненной энергичности, созерцательности и сказочного романтизма. Как оказалось, это была ирландская музыка — пани Брита слушала саундтрек к танцевальному шоу «Riverdance», которое теперь известно всему миру. С тех пор ваш покорный слуга не расстается с кельтскими и, в частности, ирландскими мотивами, а если и приходится делать перерыв по причине существования в музыке совершенно немыслимого количества самых разных стилей и направлений (хочется ведь объять необъятное), то этот перерыв не бывает слишком долгим. За расставаньем обязательно следует встреча!

Более того, именно сумасшедший ирландский мелодизм через какое-то время побудил меня заняться собственными музыкальными изысканиями, затем и единомышленники нашлись, но это уже другая история.

Сейчас речь не о нас. Что какие-то скромные музыкальные эксперименты украинских кельтоманов, когда в наш город в рамках мирового турне 2010 приезжали артисты самого настоящего ирландского танцевального шоу «Gaelforce Dance»! (То-то моя знакомая — профессиональная флейтистка недоумевала: «откуда у музыкантов на сцене настоящая ирландская флейта?») Именно на их выступлении в Луганском областном цирке мне и посчастливилось побывать в октябре 2010 года. Как вы понимаете, ТАКОЕ событие я просто не мог пропустить, соответственно, оно до сих пор у меня в памяти.

Что же такое «Gaelforce Dance»? Это не просто набор красивых танцев, а серьезный музыкально-хореографический спектакль, от начала и до конца рассказывающий одну весьма драматическую историю. О том, как жила-была красавица Айслинг, которая вышла замуж за достойного сельского парня Куана. Их брак был запланирован еще с детства, и его необходимость в деревне никто не подвергал сомнению. Однако сблизившись с мечтательным братом Куана — Лорканом, Айслинг понимает, что именно он тот человек, который может сделать ее по-настоящему счастливой. Но уже поздно: свадьба позади (с нее-то и начался спектакль), теперь остается лишь воровать свое счастье, переходя запретную черту. Чувства Айслинг передаются и Лоркану, у которого, кстати сказать, на тот момент уже есть подружка — ревнивая и мстительная Рианнон, готовая пойти на все, лишь бы не потерять своего бойфренда (эх, надо же было думать, с кем связываешься, Лоркан! А о чем ты думала, Айслинг, когда соглашалась на брак с Куаном? О том, что стерпится-слюбится? Вот и приходится вам теперь расхлебывать кашу, которую сами же заварили). А что делать Куану, теряющему свою законную жену? Он-то вообще не виноват во всей этой истории, хотя… Нет, пожалуй, он тоже виноват: надо было с самого начала проникнуть в психологию Айслинг и выяснить, отвечает ли он потребностям ее души! Если нет — самоотверженно отойти в сторону и не мешать ей ждать другого жениха. Так что все хороши, чего уж говорить. Лоркан, хоть и братец, а должен быть справедливо наказан: братья не на шутку становятся врагами, а вместе с ними делится на два лагеря и их окружение. Рианнон же настолько ослеплена своей ревностью, что решается на убийство несчастной Айслинг… Видите, как много страданий и горя могут повлечь за собой маленькие, как кажется, ошибки — наше нетерпение, желание как можно скорее получить то, о чем мечтали! Сюжет «Gaelforce Dance» заставляет задуматься о нашем выборе: насколько он взвешен, не опрометчив ли?

Музыка и танцы в шоу как нельзя лучше раскрывают эту идею. Собственно говоря, в этом и отличие данной постановки от других ирландских шоу, таких, как «Lord of the Dance», которые сами по себе, несомненно, превосходны, но требуют грандиозных сценических конструкций, сложных декораций, дорогих спецэффектов… Здесь же — камерность и минимализм. Все, что хотели сказать создатели шоу, они вложили в музыку и действия актеров. Сцена — бесхитростный дощатый прямоугольник, оформление — занавес да прожектора вверху и по бокам. Что еще надо, если на этом прямоугольнике разворачивается сюжет, по словам критиков, достойный Шекспира. Камерность и внешняя простота при внутренней глубине — изюминка этой постановки, позволяющая избегать излишних затрат, а следовательно, и баснословной накрутки цен на билеты.

Смотреть «Gaelforce Dance» я пришел подготовленным, зная заранее весь сюжет благодаря официальному видео. Честно говоря, было опасение: а вдруг тот состав, который выступит перед нами (конечно, в такие города, как наш, основной состав не ездит), будет слишком слаб и неубедителен по сравнению с оригиналом постановки? Поэтому с самого начала следил за тем, как двигаются танцоры, в особенности солисты. Сразу бросилось в глаза: движения Айслинг и Рианнон по-ирландски грациозны и легки, да и мужские соло впечатляли своей строгостью и выправкой. Возможно, хореограф бы и увидел различные недочеты, но надо ли присматриваться к мелким недостаткам, когда ясно, что это в любом случае не подделка, а настоящее искусство? Итак, несмотря на то, что я имел представление об этом шоу, я просмотрел его на одном дыхании, подмечая небольшие отличия, которые были в этой версии. А именно — в отличие от официальной видео-версии, здесь враждующие группировки Куана и Лоркана были вооружены боевыми шестами — ими они дрались, ими же стучали об пол, помогая собственным каблукам. Другими были и дивертисментные музыкальные номера, исполняемые вживую: флейтист, банджист и скрипач чередовали выступление с парнем-тенором, певшим под минусовку вместо номеров с женским вокалом в официальной версии. Да, это было в целом скромнее, чем на видео, но все равно искренне и зажигательно!

Была, пожалуй, и такая деталь в спектакле, к которой я позволю себе придраться (должна же быть ложка дегтя в бочке меда) — это один из нюансов актерской игры Рианнон, которая во время сцен мести чересчур уж скалила зубы, из-за чего больше напоминала вампиршу или демоницу, чем обычную мстительную девушку. Хотя некоторым зрителям это пришлось по душе (кое-кто даже провел параллель с демонами, которые живут внутри нас!). Но все же я — сторонник человеческого образа персонажа, ведь в официальном видео Рианнон зубы не скалит, тем не менее, зритель хорошо понимает эмоции, которые изображает актриса. Не обязательно в буквальном смысле слова обнажать клыки, чтобы показать, что ты ненавидишь свою соперницу. Однако мимика Рианнон — единственное, что я бы изменил в увиденной постановке. Хорошо со своей ролью справлялась Айслинг, в драматические моменты вызывавшая сочувствие, сострадание, а также многие другие актеры. Это похвально, особенно, если учесть, что весь состав очень юн, танцорам, наверное, лет по 18-20…

Вот такие впечатления от постановки, тем более, что это было первое  ирландское шоу, которое я смотрел вживую.

Хочу еще отметить, что оригинальная музыка к постановке «Gaelforce Dance», на мой взгляд, — один из лучших саундтреков к шоу такого рода, наравне с  саундтреками «Riverdance» и «Lord of the Dance». Музыка, написанная композитором Colm O Foghlu, полна нежной лирики и грез, чередующихся с энергичными торжественными или воинственными эпизодами. Все это аранжировано с симфоническим размахом. Такая музыка как нельзя лучше передает чувства героев и драматизм отношений.
 
Что может у думающего зрителя остаться после просмотра такого шоу? Кроме собственно впечатлений от танцев — желание «не прогибаться под изменчивый мир», который за нас решает, с кем мы должны связывать свои судьбы. Понимание, насколько важно уметь разбираться в людях и знать, чего от жизни хочешь ты сам. Осознание недопустимости мести, из-за которой могут пострадать не только те, кто тебя обидел, но и те, кого ты любишь…

Айслинг погибает, но сюжет «Gaelforce Dance» оставляет в душе зрителя светлое чувство — ведь мы созданы, чтобы любить, а не ненавидеть. А любим ли мы, покажет время, ведь не все устоит, что можно получить сразу, настоящая любовь ждет…


Рецензии