Вера и жизнь

11 ноября 2004 года архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном был освящён построенный в посёлке Орловском новый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он стал гордостью орловчан и достопримечательностью на востоке Ростовской области. В день семилетия  храма его настоятель отец Алексий дал большое интервью корреспондентам средств массовой информации района, которое приводится в сокращении.

— Отец Алексий, в нашем обществе жизнь светская и жизнь православной церкви идут вплотную, рядышком, поэтому неизбежно их влияние друг на друга. В светской жизни стали частыми встряски типа перестройки, реформ, реорганизаций, модернизаций и так далее. Из православной прессы стало известно, что и в церкви тоже начались существенные изменения в её структуре и административном устройстве. Известно, что в России 30 тысяч приходов православной церкви входили в состав 187 епархий. Теперь за счёт их разделения создано ещё 17 епархий, в том числе из состава Ростовской выделена Шахтинская епархия. За рубежом русская православная церковь объединена в митрополии, но на территории России таких церковных административных единиц не было, а сейчас и здесь образовано 10 митрополий, объединяющих епархии по другому территориальному признаку, нежели было. Чем всё это вызвано и какие цели преследуются?
— Перестройки в церкви нет. Раньше были митрополии и викарние (представители Патриарха). В Московской области, в частности, было несколько викарних, но управляет-то один, поэтому расширение сети митрополий преследует цель, чтобы владыка чаще посещал и служил на приходах и знал священников. Моё мнение такое, что Ростовскую область надо было разделить на четыре епархии. Когда я сюда перешёл в 1980 году, в Ростовской области было 62 прихода, а сейчас их более 300. Может ли один человек охватить всё это физически? Оцените, какие расстояния от Ростова до восточных приходов, ещё больше - до северных. Сейчас в нашу епархию вошли пять благочиний: Зерноградское, Сальское, Семикаракорское, Волгодонское и Белокалитвенское. Тоже большая территория, но всё равно владыка стал более доступен всему православному обществу и конкретно отдельному верующему.

— В контексте сказанного Вами ещё один момент. Наш новый митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что в городах священнослужители мало общаются с паствой, мало звонят, мало посещают их, и связал это с недостатком храмов. К сожалению, не было затронуто село с его особенностями и отличием от городских условий. Какая нагрузка на священнослужителя у нас?
— Смотря как. Бывает очень большая нагрузка, некогда и отдохнуть, бывает поменьше. Нет такого дня, чтобы я не появился в храме. Ведь, помимо церковной службы, приходится решать множество различных хозяйственных и организационных вопросов всего нашего прихода. Выезды по району на причастие больных, на отпевание, проведение ритуалов и оказание религиозных услуг. Их по частоте трудно предусмотреть и не всегда удаётся спланировать работу так, чтобы избежать накладок. Это, естественно, иногда порождает недовольство прихожан и их жалобы.
Приведу такой пример. Не уважая своих усопших, не отдавая им дань, выносим покойников на улицу, приглашаем священника, на холоде и сквозняках он служит погребение и после этого два-три дня лежит болеет. Сколько раз поднимал этот вопрос и предлагал привозить покойников на отпевание в храм, как это делалось и делается на Руси. Этот православный церковный обряд почитается, но в нашем приходе соблюсти его как положено не удаётся. И здесь моё замечание прихожанам не к тому, что священник теряет много времени на переезды и службу зимой вести тяжело, а к необходимости соблюдать православные традиции, когда уходящему в мир иной воздаётся поклон и поминовение остающихся в жизни на Земле.

— Батюшка, в светском обществе вызревает идея введения религиозного образования в школах. Священнослужителей она коснётся непосредственно. Какими силами в условиях нашего района возможно будет  реализовать эту идею?
— К ведению этого предмета в школах района у нас готовы несколько человек, которые обучались на соответствующих курсах и получили дипломы на право преподавания слова Божьего. Среди  них есть и педагоги по образованию. Введение религиозного образования в школах необходимо. Молодёжь у нас не вся плохая, и за ту часть ругать следует тех, кто их воспитывает, в первую очередь родителей, балующих детей. Перед венчанием молодым предлагается исповедаться и причаститься, но они об этом и элементарного понятия не имеют. Некому им было в жизни дать даже минимума знаний по православию. Мы планируем в воскресной церковной школе ввести в каждое последнее воскресенье месяца обучение для взрослых, то есть организовать для родителей ликбез духовный. Нынешнее поколение людей если  и познало часть гражданской истории, то с церковной историей их никто не знакомил. В этом деле родителям нечего передать своим детям. Прямо или косвенно светское общество от этого ощутимо страдает.

— Отец Алексий, в светском обществе в органах государственной власти официально регистрируются гражданские браки, а в православной церкви — церковные браки. Хотя в светском обществе существует ещё довольно распространённый гражданский брак как понятие, ни к чему не обязывающее, без официальной регистрации. В последние годы у молодых людей повысился интерес к венчанию в церкви. Это стало модным. Однако статистика показывает рост числа разводов, в том числе и среди венчанных пар. Имеют место случаи, когда, не развенчавшись в церкви, разведённые в государственных органах власти заключают новые гражданские браки. Как относиться к тому, что создаётся новая семья, член которой  остаётся венчанным церковным браком с другим человеком?
— На этот вопрос можно по-разному ответить. Ставший модным гражданский брак не расписанных - это живущие совместно и познающие друг друга люди. По церковному называется блуд. В таких семьях нет никакой уверенности, поскольку отсутствуют скрепляющие основы.
Церковь принимает зарегистрированный органами власти гражданский брак. Венчание — естественная для христианина обязанность. Надо быть ближе к богу, в семье набираться терпения, уметь прощать друг друга и совместно вести семейный воз обязанностей и радостей. Обвенчанные, но разошедшиеся в светском государственном браке, должны брать духовный развод. Венчает любой священник, а развод даёт только правящий архиерей. О какой духовности расходящихся  можно говорить, если родные дети при этом остаются как полусироты при одном родителе. А повторная женитьба неразвенчанных вообще подчёркивает их духовную ущербность, о которой бы следовало задуматься самим брачующимся.

— Батюшка, сейчас в обществе развиваются и совершенствуются новые виды коммуникаций, к примеру,Интернет. Используются ли его возможности церковью?
— У нас в приходе есть возможность выхода в Интернет и создан свой сайт. На нём уже размещены материалы об истории прихода, его храме. Ученица 10 класса Орловской средней школы №1 Юлия Кацыло собрала ценную информацию по этой теме от революционных времён до нашего времени и представила её на сайте. Здесь же можно ознакомиться с проведёнными и предстоящими церковными службами. В приходе есть люди, занимающиеся обработкой и пополнением материалов о деятельности церкви в районе.

ВЛАДИСЛАВ КИОСЕВ
Р.S. 27 декабря настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы отцу Алексию исполняется  70 лет. Поздравляем!
27 декабря 2011


Рецензии