Фаэнца в период синьории Манфреди новая осада Фаэн

Очерк полностью содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.

ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


10. Новая осада Фаэнцы

12 апреля герцог Валентино в 24 часу покинул Форли и отпра-вился к Фаэнце, блокированной в 20 - х числах марта с целью прекра-тить вылазки её жителей в контадо. 13 апреля он встал лагерем под стенами города, устроив ставку в францисканском монастыре Оссер-ванца. Марино Санудо сетует, что монастырь не был разрушен так же, как другие здания в предместье, чтобы «герцог не имел бы, где расположиться».
Жители Фаэнцы собрались в субботу в соборе и постановили, «что никто из имеющих ненависть и вражду с другими, не может замышлять совершить месть во время войны, но должен приложить все свои усилия в борьбе против врага, который беспокоит город». Договор коммуны, скреплённый клятвой, прочёл с кафедры проповедник.
На подходе к Фаэнце несколько дней войска герцога сдерживались отрядом молодых людей, засевших в вырытой траншее. Тогда Валентино возложил главную надежду на артиллерию и начал об-стреливать бастион, возведённый перед входом в замок зимой. Там погибло множество солдат, потому что пушкам удалось повредить подъёмный мост у основания, и горожане не смогли опустить его и дать им отступить в крепость.
Захват отчаянно защищаемого жителями бастиона позволил врагу поставить в его воротах пушки, сокрушившие часть куртины  замка, а затем главную башню (вероятно,  это произошло 16 и 17 апреля). Причиной того, что «герцог, не останавливаясь, бьёт по замку Фаэнцы», было то, что в нём находился наиболее непримиримый отряд защитников города, возглавляемый главой гарнизона Бернардино да Марцано. Там же находились синьор Асторджо с братом. По со-общению Паренти,  в городе началось несогласие между представи-телями городской верхушки, начавшей подумывать о сдаче, и партией синьора, не желавшей сдаваться.  «Отчаянные эти» «объединились все в желании умереть за родину, и перешли в одну башню, на которой развевалось знамя с фигурой Мадонны и с окровавленной рубашкой, обозначая их желание биться с врагами. Находились в Фаэнце около 4000 пехотинцев иностранных и около 200 конников. Не могли поверить, что не будет помощи от мессера Джованни Бентивольо и других…»  По сообщению из Равенны, у защитников башни было три знамени: белое с мёртвой головой, знамя с девизом и знамя с изо-бражением синьора Асторджо: «Герцог кинул клич по лагерю, что кто снимет первое знамя, получит 200 дукатов, второе – 150, третье – 100». Это предложение вызвало ссору в войсках, кто пойдёт на штурм первым. Генеральное наступление началось в воскресенье, 18 апреля. Наступавшим удалось подняться на укрепления и даже войти внутрь, но с большими потерями они были отброшены обратно. Особенно много людей потеряли французы, шедшие первыми.  Штурм длился более 4 часов. С 19 и до конца 21 апреля войска герцога не прекращали обстрел замка, завалив траншеи бастиона обломками. Вторая попытка штурма произошла, по-видимому, 22 апреля в промежуток между 19 и 24 часами. В начале сражения перевес был на стороне людей одного из командиров Борджа – Вителоццо Вителли, но затем, с огромными потерями с обеих сторон, враг отступил. За вторым без перерыва последовал третий штурм. Паренти пишет, что «была драка ужас-нейшая», внутри убитых было около 300, а раненых среди осаждавших – более 800 человек. Соранцо в письме от 22 апреля сообщает, что и после этого горожане  оставались бодры духом и полны решимости «сдаться скорее дьяволу, чем герцогу», «держаться любым способом» 
В эти дни маркиза Мантуанская Изабелла д`Эсте написала письмо своему мужу: «Мне нравится, что фаэнтинцы так верны и постоянны в защите своего синьора, они вернули честь итальянцам. Бог должен вознаградить их настойчивость; не потому, что я желаю зла герцогу Валентино, но потому, что бедный синьор и его верный народ не заслуживают такого крушения».
В Фаэнце, как утверждает городская хроника, у капеллы Сан Ло-ренцо проживал красильщик Гранманте (Granmante). Будучи часовым, он самовольно покинул свой пост и направился в лагерь противника, где был принят герцогом Валентино. Красильщик рассказал, что в городе остался маленький гарнизон и указал слабые места в ук-реплениях. Заодно Гранманте доложил, что у синьора Асторджо уже давно нет собственных денег на оплату солдатам (в городской банк Монте ди пьета с этой целью  была заложена даже  недвижимость синьора, находившаяся в центре города), поэтому он вынужден брать у жителей взаймы. Последний сбор дал совсем мало денег.
«Слова эти так воодушевили герцога, уже приказавшего идти с Богом, что у него возникла мысль о новой осаде, и он настойчиво за-хотел воевать; и снова сделали приготовления для новой осады», - сообщает хронист Фаэнцы.
Сохранился один из листов сборов. Он насчитывает 70 человек. Лист содержит разнообразные суммы, от 3000 лир до 30 сольди. Большинство  жертвователей названы только по -  имени. Кроме знатных горожан, узнаваемых по крупным суммам, мы видим при-ближённого епископа, монахинь из Санта Катерины, аббата из Сан Ипполито, художника Джованни Баттисту (возможно, выдающегося фаэнтинского мастера Бертуччи). Видимо, отдавали последнее вла-дельцы самых маленьких сумм Марко Маньяни и Джованни Армени-ни.
Фаэнтинцы «семь месяцев терпевшие осаду, разрушение своего контадо , подвергавшиеся многим опасностям и рискованным смер-тям, уже израсходовали волю и бодрость, и видели люди мало верно-сти и мало денег в городе для выдерживания расходов на войну. Обещанная помощь не пришла, хотя граф Бернардо  молил в церкви, молил в письме, прося, чтобы граф Рануццо, его брат, выбрался и был в дороге, и мог быть в Болонье или её окрестностях. Прошло четыре или восемь дней, но никто не пришёл». Так описывает обстановку накануне падения Фаэнцы городская хроника. Несомненно, она отражает реальные настроения, царившие в ней, но было ли преда-тельство красильщика решающим? Да и был ли на самом деле такой красильщик?


Рецензии