О том, что важнее...

Всегда задаю себе вопрос, да и не только себе, что главнее воспитание или наследственность. Ответа не нашла до сих пор. Есть подтверждения и той и той теории. Вспоминается недавний случай.

У меня есть подруга. Она одна растит сына. Ему уже целых 12 лет. Сама педагог – музыкант по профессии. Много времени отдает  работе. Сын привык  к улице. Чаще всего предоставлен сам себе. А вот летом Светлана старается, как можно больше времени проводить с сыном. Он умеет играть на фортепиано, неплохо разбирается с механизмами. Но особенно любит гулять. Может забыть обо всём, даже о еде. 
Я пришла к ней в гости. Обычный вопрос «Как дела?»  похоже,  озадачил её. Она помолчала с минуту.
- Дела, говоришь!?  Почти нормально! – и снова замолчала.
- Расскажи! Что случилось? – понимаю, что подобная реакция неспроста.
- Вчера думала,  Мишку убью! – медленно произнесла она.
Мы сели пить чай и она говорила, помешивая чай в чашке, забыв положить сахар.
- А что случилось? В чём провинился? – мне становится всё более интересно. Надо очень постараться, чтобы вывести Светлану из себя.
- Понимаешь, вчера как ушёл с утра гулять, так с концами. Толком не позавтракал даже. В обед не пришёл, хоть строго – настрого наказала: обязательно приходить на обед. На ужин тоже не явился. Я стала особенно волноваться, когда на часах уже двенадцать, а его всё нет. Пошла искать во дворе. Нету! Как провалился сквозь землю! Обошла все близлежащие дворы. Пришла домой, наглоталась валерианы. Хоть в милицию звони. Ни сидеть, ни делать ничего не могу! Никто его не видел! Все пацаны здесь, он – как в воду канул! – она глубоко вздохнула, помолчала и продолжила.
- Снова собралась идти его искать, когда на часах уже было около двух. Только взялась за ручку, и вот тебе – нарисовался! Зашёл весь бледный, трясётся! А дальше выдаёт: «Мама! Я не мог раньше прийти! Мне в лицо брызнули из баллончика, я упал под куст и пролежал там весь день до самой ночи! – Светлана замолчала и я увидела, что она, вспоминая это,  аж зубы стиснула от злости.
- И что? – спрашиваю я
- Что?! Да  я думала,  об  него все руки сломаю! Лупила тапкой так, что он визжал как недорезанный!
- Может не надо было так наказывать? – стало мне жалко Мишку. – он, наверно,  и правда прийти  не мог! За что ты так с ним?
- За что? Понимаешь, много лет назад мой бывший муж (тогда мы ещё вместе жили) очередную ночь провёл вне дома. Гулял как кот заправский.
Явился рано утром. Вошёл, губы белые и трясутся. Стоит,  смотрит на меня глазами побитой собаки и говорит: «Светланка! Я не мог прийти раньше! Мне в лицо брызнули  чем – то из баллончика, я упал под куст и пролежал там всю ночь до самого утра!» Как это тебе? – посмотрела она на меня.
- Света, так может Мишка  просто запомнил эти слова? – меня разбирал смех, но я старательно сдерживалась.
- Ага! Точно! Особенно если вспомнить, что на тот момент ему было два месяца. А когда Мишке было  четыре месяца я уже осталась с ним одна.
Потом минут десять мы молча пили чай.  А я думала: «Может и правда наследственность важнее!»


Рецензии