***

Матисс, Модильяни и другие


План был такой- заехать в провинциальный городок Ньёр ( поезд Париж- Ньёр, прибытие в 10 утра), отобедать с родителями Вероник ( а Вероник уже несколько дней была там) и поехать на юг Франции встречать новый год. Вероник я знаю давно, но про семью свою она рассказывает редко- в основном мы веселимся, поем в караоке, играем в покер, пьем розовое вино после работы и обсуждаем кинематограф. Однажды только она упомянула, что в детстве её-

Во-первых: одевали также, как и ее младшую сестру,

Во-вторых: отправили однажды на экскурсию в музей Холокоста.

В результате Вероник покинула родной город сразу после школы, и возвращалась туда строго на Рождество, а также годами писала долгий роман с элементами автобиографии, который закончила-таки однажды смертью матери- незамысловатый фрейдизм, который и примирил ее с серым Ньёром и невеселыми воспоминаниями из детства.

Мы же в Ньёре были впервые- было холодно, туманно и дождливо, а, главное- безлюдно. Я подумала о том, как Гейне в своем « Путешествии по Гарцу» захотел непременно стать к городу Гёттингену спиной- сырые тротуары привокзальной площади Ньера с невеселой каруселью заставили вспомнить классика. Через десять минут за нами приехала Вероник- от нее всегда исходит удивительное количество положительной энергии и хорошего настроения- мы залезли в ее уютную старенькую машину и стали колесить, теряясь, по городу- моя дорогая подруга совершенно не ориентируется в пространстве, трещит и импровизирует, и поэтому от станции до дома ее родителей мы ехали почти два часа- то мы не туда завернули, то забегали в кафе « по ее парижской привычке», то « надо было купить вина», то « обязательным образом проехать мимо ее школы и аптеки, владельцами которой являлись ее родители, ныне пенсионеры», а также « посмотреть на собор, проектом реставрации которого занималась ее сестра».

Наконец, мы подъехали к аккуратному дому с большим участком, и нас вышла встречать, как я догадалась, сестра Вероник- я знала, что ей сорок лет и она  живет с родителями. Это была невысокая скромно одетая женщина, и с первого взгляда было понятно, что она до неприличия умна и глубоко несчастна. У нее были бы почти правильные черты лица, если бы не нос; с таким носом, как выразился какой-то сценарист, можно курить в проливной дождь. Впрочем, я думаю, что у Корин- так ее звали- комплексов уже давно не было.

 

Мать Вероник звали Ролланд- она с достоинством улыбнулась, сказала, что Вероник много о нас рассказывала, и пригласила пройти в зал. Отец Вероник сказал, что погода сегодня гораздо лучше, чем вчера, но всё-равно в этом году рождественские праздники выдались холодные. Мы учтиво закивали и проследовали в комнату.

 

На полу лежал огромных размеров кот. Я никогда не видела таких больших, жирных и ухоженных котов. « Это- Матисс»- представила нам обожаемого Ролланд и потрепала его по ушам. Кот лениво зевнул.

 

Сев на диван, я обнаружила еще одного кота. « Кошку»- снисходительно поправила меня Корин. Это- Карамель. Она пришла к нам совсем недавно- Карамель спрыгнула на пол и через минуту исчезла в саду. « Все наши коты и кошки- приемные»- пояснила Ролланд. Их тут много бездомных бегает. Сначала мы их просто кормим. А потом, если характер хороший, берем в дом. А если плохой- опережая вопрос- то просто продолжаем кормить. На такое откровенное милосердие возразить мне было совершенно нечего. Тем более, что третий, неизвестный пока Кот прыгнул ко мне на колени. « Это- Модильяни»- «Модя!»- стала гладить я его. Тогда уж « МодИ»- вежливо улыбнулась Ролланд. Но непозволительная фамильярность моя была забыта немедленно, мы наполнили бокалы и выпили за рождество, новый год и все самое наилучшее.

 

- Скажите, Анна- обратилась ко мне Ролланд, потягивая шампанское,- как вам наша погода в эти дни? Я знаю, что Вы из России... Наверное, вам привычнее такой холод..

- На улице, возможно, привычнее- попыталась я говорить как можно естественнее- но во Франции очень холодно в домах, общественных местах, метро... В России везде очень хорошо топят.. Здесь постоянно пропагандируют экономию электроэнергии, в России гораздо меньше заботятся об экологии и окружающей среде... Богатая ресурсами страна

- У нас идеи, у вас- ресурсы- засмеялась Вероник

Как те дети лейтенанта Шмидта- «бензин ваш- идеи наши» - подумала я, едва сдерживая улыбку, но говорить ничего не стала.

- А как вам жизнь во Франции?- продолжала Ролланд.

- Мне очень нравится Париж- ответила я вежливо, краем глаза следя за четвертым котом, который неслышно вошел в комнату, рассматривал сборище и облизывался.

- Тулуз-Ло!- позвала его Ролланд, и на редкость послушный кот прыгнул к ней на колени.- Разрешите представить: Тулуз-Лотрек, или просто Тулуз-Ло- она сделала ударение на последнем слоге- ТулузлО.- Анна, не стесняйтесь, берите еще фуа-гра- и она протянула мне тарелку с жирной гусиной печенью.

- Сколько всего у вас кошек?- поинтересовалась я.

- Семь- ответила Корин.

Я не решилась спросить как зовут трех остальных, которые, как немедленно сообщили мне хозяева, « гуляют где-то в саду», и принялась рассматривать книги, многие были об искусстве- и думала, хороший это или плохой тон называть котов именами знаменитых художников. Как бы я назвала своего кота? Миро? Дикс? Паскин? Дали?

- Анна, я смотрю, вы любите книги?- спросила Ролланд

- Очень!- почти взгвизнула я.

- А что вы сейчас читаете, позвольте полюбопытствовать- и Ролланд прикинулась такой доброй и наивной старушкой, что захотелось ее тоже погладить, как и всех бродивших по комнате котов.

- Коран- ответила я.

Мои слова разбудили даже вздремнувшего было папу Вероник- он удивленно посмотрел на меня и подлил почему-то шампанского. Все остальные на несколько секунд застыли, быстро перебирая в голове реакции и делая благожелательные лица с неподдельным интересом.

- Я читаю для общего развития, как исторический и литературный памятник- успокоила я их- я и Библию люблю перечитывать. Но Коран – очень необычная книга. Она ужасно поэтична- от нее трудно оторваться- завораживает. Удивительная плавность, эдакая распевчатость.. Думаю, дочитаю. Да, Модя?- схватила я пристроившегося рядом Модю  в объятия, от которых Модя только безучастно крякнул.

Матисс перенес тем временем свое тучное тело в  положение «стоя», посмотрел на Корин и произнес нечто похожее на « мяу». « Извините, мне надо покормить кошек»- сказала она, вставая и направляясь в сторону кухни.

- У них не будет праздничного обеда? – спросила я, неприлично хихикнув.

- Это же кошки- Корин посмотрела на меня с позволительной пропорцией снисходительности и жалости.

- Ну мало ли... Вот у меня есть один стажер, ну, ученик... Я же взрослым в основном преподаю...

- А что Вы, Анна, преподаете, извините- вставила Ролланд-

- Английский-

- Интересно!- подмигнула она мне-

- ага... ну так вот - этот ученик мне рассказывает много про свою семью, проблемы, а особенно про свою собаку, её зовут Ева. Маленький такой терьер- я видела несколько ее фотографий- жену и детей не видела, а собака у него в телефоне как фон... А может быть, показывать жену и детей- это как-то более « лично», что ли.. – продолжала рассуждать я- а может, еще и покажет мне фотографии детей и жены, может просто у него нет хороших фотографий с ними  в телефоне.. ну, неважно. Так вот для него собака- это член семьи. Она ест, например, то же самое, что и его семья и он сам. Ну, иногда только корм. А на рождество ест все с хозяйского стола. Но самое интересное- 25 декабря под елкой есть подарок не только для детей, но и для собаки Евы. И вот я не помню, сама она его находит или ее тыкают в него, извините, гм, мордой, но она сама « снимает» с подарка обертку.. шуршит ею, резвится.. Франк, ученик мой, говорит, что ей обертка нравится больше, чем сам подарок, и умиляется..Он говорит, что из-за того, что у них с женой нет общих детей ( у него дети от первого брака и у нее тоже, и все они живут вместе), то собака Ева- это как бы их неродившийся младенец. И у моих родителей кошка и собака часто едят «со стола». И в Рождество, и без Рождества..

- Мы очень редко даем нашим « некошачью» еду, и уж, конечно, они обходятся без подарков- засмеялась Ролланд- но у каждой из них есть медицинская страховка.

- Это наверняка очень практично- одобрила я.

Мы очень вкусно пообедали, выпили кофе и стали собираться в дорогу. Поблагодарили, попрощались. В машине я сказала Вероник вполне искренне: « какие милые у тебя родители, и Корин приятная».

Вероник ничего не ответила.


Рецензии