110. ВИ. Агошков. Кромская исповедь. ЛВ. Шишкина

110. ВИ.Агошков. Кромская исповедь.
ПОЭТЕССА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА ШИШКИНА

В редакцию от жительницы пгт. Кромы пришло письмо, в котором написано: «У меня нет образования — никакого. Трое детей, тяжёлый физический труд, зачастую без выходных дней, так как работаю в Кромском инкубатории простой птичницей.

Но стихи очень люблю — и пишу с детства. До девяностого года никуда не посылала, а потом решилась. Но почему-то никто че отвечает на письма...». Вот такое обращение в областную газету прислала Людмила Васильевна Шишкина, а еще — стихи.

Скажем сразу: они, на наш взгляд, ещё не отвечают про-фессиональным требованиям. Но сколько в них чувства, ис-кренности, любви к природе, детям!

Некоторые строчки говорят о зоркости автора, умении заметить то, что скрыто от взгляда, увидеть в обыкновенном что-то необычное... Родилась Л.В. Шишкина в Коми АССР, в по-селке Лемью. Её говор несколько отличается от нашего, и не только тем, что Людмила Васильевна иногда окает, но и самой манерой произносить некоторые, важные, на её взгляд, слова, которые она как бы одушевляет. Особое отношение у неё и к жизни.

Мама Людмилы в десятилетнем возрасте попала в не-мецкий лагерь Саласпилс, натерпелась таких ужасов, которых никому не пожелаешь. Родителей мать не помнит, единствен-ное, что держит её память, это то, что был у неё брат по имени Стасик. Откуда она родом, тоже не знает...

И поэтому мать Людмилы, выйдя замуж, родила девять детей — пять сыновей и четыре дочери. Людмила была второй. И, конечно, все тяготы по уходу за младшими братишками и сестрёнками легли на её хрупкие плечи. Закончила поэтому лишь семь классов и пошла работать на узкоколейку. Познако-милась с будущим мужем и в августе 1979 года приехала с ним и детьми на его родину — Кромы. Сын Андрей закончил музы-кальное училище, сейчас учится на I курсе Орловского институ-та культуры. Света ходит в 8-й класс Кромской средней школы, а Дениска посещает детский сад и... тоже пишет стихи.

Я встретился с Людмилой Васильевной на её рабочем месте. «Раздаю цыплятам корм, а стихи лезут в голову. Выпол-няю работу — и бегом в раздевалку, здесь у меня тетрадь и руч-ка», — откровенно признаётся Шишкина. «А коллеги привыкли к вам, не смеются?» — опрашиваю её. «К перестройке люди при-выкли, а уж что говорить про меня!»...

Людмила Васильевна достаёт несколько тетрадей. На об-ложке каждой начертаны эпиграфы. Вот один из них: «Пишу сти-хи и не спешу, Стихом живу, стихом дышу».

Есть и тетрадь, куда она заносит стихи, сочинённые Дени-ской. «Я стараюсь учить детей восприятию красоты отношений, — замечает Шишкина. — И дети это тонко чувствуют».
Гордится мама своими детьми, но особенно самым ма-леньким. И волнуется за их судьбу. Прочитал Дениска сказку про колобка и попросил его купить.

Но мама решила вначале, что они купят что-либо сладкое. Оказалось, что в магазине всё продается лишь по талонам... Удручённый Дениска поинтересо-вался у мамы: «А колобки тоже по талонам?..» Вот такова она, реальная жизнь наша, так и хочется написать, что не до стихов в тревожное время, но моя собеседница уверена в обратном:

— Если бы не стихи, не знаю, что бы делала! Они спасают меня, когда руки устают от стирки, от работы, когда покоя не дают домашние заботы...

Наш разговор прервала её подруга Светлана Семёновна Снегискас, которая сказала: «Стихи хорошие, опубликуйте их, пожалуйста! И мы порадуемся за нашу Людмилу». (2.5.1991)
P.S.: Сейчас Л.В. Шишкина трудится предпринимателем, на «сладкое» хватает...


Рецензии