о современном искусстве со старым другом

 Побродив по современным галереям в нашей стране, что-то  мне пришло в голову что проблемы современного искусства не только в извечном конфликте "МОЦАРТ-СОЛЬЕРИ", но и в том, что снижение уровня в современном  искусстве вызвано тем, что те , кто раньше был покупателем-заказчиком, освоил новую приятную и несколько маскарадную игру. Если раньше художник созвавал и творил в той или иной степени предполагая, что это будет продано, выставлено и его творческий уровень был его темой и камертоном его жизни, то нынче сам заказчик решил поиграть в новую судьбу и удовольствия. Ведь и ему; заказчику  и продавцу  важны новые ощущения. И теперь он примеряет личину-"здрасте -я художник"! То есть собственно нет деградации самого искусства, как такового, а произошла подмена. И произошло это не в последнее время.
 Я училась в СССР, а тогда, как помните,нормой жизни в СССР была борьба с тунеядством и даже Иосиф Бродский оказался жертвой именно этой статьи -"за тунеядство". Сразу после окончания школы и после института домой являлся с визитом участковый, так же как сейчас отлавливают призывников, и , едва увидев меня, мрачно-назидательно вопрошал:"Когда на работу устроишься? Хватит тунеядствовать!" -и это независимо от пола "тунеядца", степени его одаренности, и  вида искусства. Например , помню, как и мне молодой художнице приходилось оправдываться перед участковым, однажды позвонившим в дверь моей квартиры. И пришлось объяснять, что я не подстатейная тунеядка, честно работающий по договору художник-оформитель книги. Но, в СССР - было четко; раз не ходишь каждый день каждый день за зарплату на работу-тунеядец, исключения делались лишь для студентов , учащихся на дневных факультетах, кормящих матерей, инвалидов и песионеров,членов творческих союзов -художников, писателей, композиторов- поэтому и поступление по сложности можно было  приравнять к поступлению в престижный вуз.

 А художникам-членам молодежной секции МОСХа и МОСХа разрешалось не служить , не быть на постоянной работе. Я закончила МПИ-Полиграфический. Я заканчивала Институтт, когда компания борьбы с тунеядством:"кто не работает, тот не ест"- усилилась. И  поэтому   высокопоставленные родители из Совковой номенклатуры стали всеми правдами-неправдами засовывать своих детусиков в худ.институты. В особой опасности оказался Полиграф, потому что слыл всегда прибежищем авангарда, а с точки зрения совка -это значило, что можно и "не очень-то уметь рисовать",мол-там попроще. особенно активно загружали дочек, для общего развития и чтобы голова не болела от обязательности хождения на службу.
И в результате наплыв принятых на учебу абсолютных бездарностей привел к тому, что за несколько лет институт просто провалился настолько , что диплом института некоторое время перестал котироваться при поступлении в МОСХ и тд. Полная дискредитация , которую было не под силу сдержать даже очень хорошим педагогам-потому что выращивать было не из кого. Потом потребность в такой ипостаси института, как прикрытие от статьи за тунеядство со временем отпала. И Полиграфический воспрял.

 Теперь же новая напасть-галерейный бизнес стал милой развлекушкой для жен богатых и их дочурок-то есть не сколько для бизнеса, а скорее опять же -"для общего развития", приятного времяпрепровождения и , чтобы хоть чем-то кроме гламура занять их. Соответственно и предъявляемые требования, а вернее вкусовщинка , являющаяся задаваемым заказчиком уровнем худ.произведения стал весьма невысок и доступен разумению милых хозяюшек художественных галерей. Вот в этом и есть корень зла нынешнего положения в худ.жизни сегодняшнего дня.Хозяюшки хозяйничают , выбирая "искусство" по вкусу, добавляя соль и перец, в приятных хлопотах по проведению вернисажей, и общению с художниками под присмотром охранников. Мило и очаровательно шаловливо покручивая с художниками  легкие интрижки, изящные , как безделушки, в будуаре. Ничуть не  разрушающие  повседневность. Художникам, вернее -тем, кому владельцами галерей  позволено быть представленными публике в этом качестве для успеха  и карьерного роста менее всего нужно озадачиваться   творческими задачами, потому что они порой несут в себе " пот и кровь искусства"- а привносить это в современные галереи было бы стилистическим просчётом, неадекватностью и даже бестактностью.Да и уровень продаж и не предполагает ничего так сказать музейно - эпического , свидетельства духа  и сути времени- милое "освежение" интерьера, частных квартир или офисов.
Ситуация эта -родная внученька  описанной мною ситуации , сложившейся под влиянием "борьбы с тунеядством" при Совке. Легкая приятность занятия псевдоавангардом, так увлекла женушек  богатеньких власть предержащих,что с приятностью для себя , я вдруг отметила, что на совершенно непредсказуемом уровне, искусство всегда достойно выполнит свою главную задачу, куда бы его не заруливало или не заруливали насильно. Задача отражения  современности, подтверждение, что  настоящее искусство вызревает  глубоко андеграундно, где-то на дне, боится Света, то есть публичности, взывает к глубоко . То есть все признаки, что оно есть- налицо, осталось подождать, когда  вызреет сам галерейшик-БОЗОН, втягивающий в своё поле настоящее искусство, дремлющее в недрах нашей реальности. Притяжение такой личности , творческий магнит - вот , что нам действительно нужно, а не споры и вокруг того, что плавает на глянцевой поверхности нашего сегодняшнего арт рынка.


Рецензии