Философия-11

Уважаемый Алексей Аркадьевич! (Текст написан для журнала "Альтернативы", интернет.) Спасибо за интересный текст об истине, открытой Платоном, а потом Гегелем: «Каждая вещь должна соответствовать своему понятию». Иначе… иначе она должна погибнуть. Да, у каждой вещи своя мерка, своя истина.  Но жизнь ей упрямо возражает. В неживой природе все более или менее соответствует своему понятию, эйдосу, эталону, своей идее: камень, луна, солнце, небо, море, но уже в растительном царстве, где вступает в свои права закон развития, процесс  усложняется. Яблоня: развитие дифференцирует ее, один и тот же сорт может принести разные плоды. Тем более в животном царстве. Птица должна летать, однако не все птицы  летают, мышь не должна летать, однако существуют летучие мыши. И все они живут.

Человек. А каким он должен быть? И заинтересованные лица придумывают для него свое прокрустово ложе. Человек – это интеллектуал, скажет один. Нет, человек – это буржуа, скажет второй. Пролетарий! – воскликнет третий. Будут четвертый, пятый и шестой. У Гегеля человек – существо думающее, у Шопенгауера – волящее, у Ницше – стремящееся к власти, Марксов человек хочет есть, Фрейда – хочет любить.  И каждый по-своему прав. Гитлера и Сталина человек существует в двух лицах: с одной стороны, это жертва, с другой стороны, – гестаповец или энкавэдэшник. У диктаторов – извращенное представление о человеке, но и они свой срок прочно сидели на троне, первый – 12 лет (война его снесла), второй – 29 лет, а мог бы и 100, если бы не естественная смерть.  Живут еще и свободно гуляют по форумам духовные дети палачей. Скажем так: к  истине, к понятию, к, эйдосу, эталону, цели природа ведет и растение, и животное, и человека через отклонение от идеального образца, через разнообразие. 

Человеческие отношения  в коллективе – вот где богатство вариантов! Как тут найти понятие, эйдос, эталон, идею, цель, смысл? Возьмем конкретнее – главные общественно-политические системы: капитализм и социализм. Сколько существует видов социализма? Не станем перечислять, даже среди марксистов нет единства. И каждый вид, конечно же, – единственно истинный, каждый ведет к счастью и благополучию. Вы правы: всякий развивающийся предмет, в том числе – социум, должен идти по дороге, указанной понятием. Должен… Но не идет, пытается с нее свернуть. 
 
В свободном обществе выбор пути общественного развития непрост. Конфликты, споры, дебаты! Но, – наконец, выбор сделан. Засучив рукава, все начинают работать до следующей развилки. Для функционирования свободного общества  необходимы продвинутое самосознание народа, установившиеся традиции, четкое законодательство, отлично работающие органы правопорядка, но главное – политический опыт у правящей элиты и ее готовность жить по нравственным и правовым законам

Но вот приходит некто – со своими единомышленниками, со своей партией – и говорит: бросьте детскую игру в свободу, есть только один вопрос, который сегодня надо решить: нация в опасности! И уже маршируют отряды в униформе и выискивают врагов нации.  Или приходит имярек – тоже со своими единомышленниками, со своей партией – и провозглашает: есть только один вопрос, который сегодня надо решить –  экспроприировать средства производства и установить социальное равенство! И уже маршируют отряды матросов по городу, заходят в богатые дома и выселяют на улицу их жильцов. У многих народов для свободной жизни всегда чего-то и не хватает. Они живут под «железной пятой»  правителей и порой не испытывают дискомфорта. Северо-корейцы, например.

Проблема объединение общества под одним понятием, под одной истиной была бы совершенно неразрешима, если бы не существовало небольшого набора постулатов, которые приемлемы для подавляющего большинства людей на земле. Я имею в виду нравственные заповеди, выстраданные человечеством на протяжении тысячелетий. Не убий, не кради, не лги и т.д.  И записанные, как правило, в религиозных книгах. Однако политические фанатики нашли способ, как и сюда внести «разнообразие». Убивать человека нельзя, за исключением еврея, говорят одни. Убивать человека нельзя, но буржуй – не человек, говорят другие. Убивать человека нельзя, но неверного можно, говорят третьи. И для лжи у них есть оговорки. 

В заключение я хочу сказать: видимые цели развития общественного организма лежат на поверхности, они определяют циклы, периоды, этапы, но одна цель, главная, лежит в глубине, она определяет развитие целого до его смерти. Все действительное разумно, но  когда оно теряет свою разумность, то перестает быть.   Четверг, 9 февраля 2012 г.

P.S. Идеалы Канта и Макиавелли, к сожалению, чередуются в истории. И конца этому не видно. Есть отдельные люди, склонные к суициду, есть политики, склонные к суициду, то есть готовые пожертвовать целым народом во имя торжества идеи, якобы абсолютно справедливой. Таковыми были Ленин, Сталин, Гитлер, Мао, Кастро, Полпот, северо-корейские вожди, Саддам Хусейн. Из склонности к самоубийству рождается абсолютная неуступчивость, готовность идти на риск, на окончательное решение вопроса. Германия – превыше всего! Социализм или смерть! Или я, или никто! Эти политики напоминают  террористов-самоубийц, которые обвешивают себя гранатами и идут на верную гибель. Кто не боится смерти, тот ничего не боится. Их мило называют харизматическими лидерами, пассионариями, их называют великими. У меня нет основания предположить, что такие политики когда-нибудь выведутся, когда-нибудь уйдут с мировой политической сцены.   


Рецензии