Загадочное фото

                Памяти завода, которого больше нет.

    Иногда с возрастом у человека появляется потребность побывать в местах, где прошла его молодость, где происходили события, так или иначе повлиявшие на дальнейшую жизнь. Разумеется, если это не за тридевять земель от нынешнего местожительства, но и не в зоне ежедневной доступности, с другой стороны. Пройтись по некогда знакомым улицам, посмотреть, что теперь там сталось, вспомнить события, порой давно забытые. Чаще всего многое неузнаваемо изменилось, но не может быть, чтобы не осталось ни одного знакомого объекта.

     Так вот однажды захотелось мне побывать в бывшем городе Перово, где прошла моя индустриальная молодость начала шестидесятых. Завод, на который меня направили после окончания химико-технологического института, находился в городе Перово Московской области. В конце лета 1960 года этот город вошел в черту Москвы, соответственно завод стал столичным предприятием. Я еще видел последний номер городской газеты с картой Москвы в новых границах.

     Психология людей меняется значительно медленнее, чем административные или даже порой государственные границы. Так и жители Перова далеко не сразу стали ощущать себя москвичами. Та же электричка от станции Кусково до Курского вокзала, тот же автобус, кружным путем добиравшийся до метро Семеновская, те же телефоны с выходом на Москву через семерку.

     Завод, на котором я работал, был основан как нефтеперегонный, в 1879 году. Это было известное в стране предприятие, с ним была связана деятельность многих известных ученых, таких, как Д.И. Менделеев, Н.Д. Зелинский и ряд других. Многие производства впервые в СССР были организованы именно на Кусковском химическом заводе, и в начале шестидесятых существовали или в единственном экземпляре, или их было всего несколько на всю страну. Большая Химия, о которой тогда так много говорили, фактически находилась в процессе становления.

     Работал я непосредственно в цехе в должности старшего мастера, потом заместителя начальника цеха. Цех был не из легких, работы было много, заниматься приходилось самыми различными вопросами. Должность старшего мастера цеха не имела четко обозначенного круга обязанностей, и ему могли  вменить что угодно. Случалось иногда подменять отсутствующих начальников смен, включаться в круглосуточный график на несколько дней, а порой и недель. При этом порой мне оставляли на вечер или на ночь какие-то дневные дела.

     А поскольку, по понятиям работников цеха, я жил в центре столицы (да так оно и было, ведь сейчас это Центральный административный округ), то довольно быстро мне были переданы все внешние дела цеха – мол, тебе сподручнее. Благодаря этому обстоятельству, я  подробно ознакомился с делами потребителей нашей продукции, с работой управленцев и многими другими обстоятельствами. А потребителями были деревообработчики и литейное производство. Одно время даже регулярно читал журнал «Деревообрабатывающая промышленность», чтобы быть в курсе их проблем. Это в дополнение к обычному производственному опыту.
     В целом я до конца своей трудовой деятельности вспоминал работу на заводе как эталон и казалось мне, что лучшее было именно там, в Перове. А может, просто время было такое, и мы по молодости лет, многого не знали и не учитывали?

     Многое изменилось в стране за прошедшие полвека, в том числе и в бывшем городе Перово. Станция метро встала на углу Зеленого проспекта и 2-й Владимирской. Улицы переименовали. А главное – завод оказался в центре жилой застройки; и ясно, как день, что нельзя иметь такие производства рядом с жилым массивом.

     Последнее обстоятельство, конечно, не было ни для кого неожиданностью. Об этом знали и меры принимались. Некоторые производства передавались другим заводам, взамен их организовывались новые, более подходящие по соображениям экологии. В соответствии с этим менялась номенклатура продукции, менялся профиль завода. Уже существует и новая площадка, почти на самом краю Москвы. Но юридический адрес, стало быть, и расположение заводоуправления, остались там же – на Перовской улице.
Да и номенклатура – на сайте завода в списке предлагаемых материалов нашел немало знакомых позиций, или очень похожих на те давние.

     И вот направился я в поездку по местам своей индустриальной молодости. Около дух часов ушло на дорогу от дома до места назначения. Пригородный автобус до метро; на метро от Речного вокзала до Перово через центр; далее – пешком по некогда знакомым улицам к заводу.

     Множество новых домов, но сохранились и старые. Троллейбус ходит по бывшей улице Кирова, ныне  Перовской. Какие-то склады около пруда, что перед заводом. Индивидуальные гаражи везде, где только можно приткнуть. Нет и следа деревянных частных домов по улице, что идет вдоль железной дороги. Переходной мост на станцию – сохранился, куда он денется. Станция Кусково – производит впечатление какой-то заброшенности, неухоженности; а ведь когда-то была довольно бойким местом. Оно и понятно – если раньше это был основной путь в Москву на Курский вокзал, почти в центр, то теперь есть метро – оно и быстрее, и удобнее. А грузовая работа никуда не делась – к тому же здесь соединительный путь с Казанским направлением. А вот автобус до метро Семеновская, кажется, и номер маршрута тот же – жив, курилка! Да и сам завод – заводоуправление, в отличие от старых времен закрытое, да и кого там искать, даже если бы  был свободный вход?

     Сделал несколько фотоснимков, в том числе, снимок коробки моего цеха. Сразу видно, что здание заброшено – на дворе зима, должен бы откуда-то идти пар, а тут ни малейшего намека. И вездесущие частные металлические гаражи, прилепившиеся вплотную к заводскому забору.

     Когда-то за фотографирование завода или иного объекта можно было схлопотать неприятности, а теперь … Какой смысл запрещать, когда есть спутники-шпионы? Да и какую информацию можно поиметь с любительского снимка? Впрочем, тогдашние неприятности обычно заканчивались засветкой пленки, особых последствий не происходило.

     Ладно, погуляли, повспоминали, посмотрели – пора и восвояси. Чего не хватает – поглядим во всезнающем Интернете – может, чего найдется. Стоп! Вот оно…

     Среди коммерческих и иных ссылок – множество картинок. И среди них – фотография той самой коробки моего бывшего цеха! Тоже зима, тот же ракурс, те же гаражи вдоль забора. Только у меня более крупно – фотоаппарат имеет переменное фокусное расстояние, я постарался взять покрупнее. Откуда это таинственное фото? Может быть, еще кого-то из бывших работников цеха одолевают ностальгические чувства – вряд ли, я же был едва ли не самым молодым, и если мне сейчас …  Впрочем, могли быть и работники, пришедшие в цех после меня.

     Ссылка на фото – livejournal arhtania. Кто ты? Архитектор Таня? Открыл ссылку – действительно, архитектор по специальности, молодая симпатичная дама, так что ностальгия отпадает. Кто ты, и почему тебя заинтересовала коробка заброшенного цеха?

     Может быть, эта публикация попадется на глаза тебе, таинственная незнакомка. Буду рад любому отклику.

Январь 2012.


Рецензии
В истории архитектуры имеется раздел - "Индустриальная (промышленная) архитектура конца 19-го, начало 29-го века. Приведенный Вами снимок мне напоминает здание электроподстанции в Ленинграде времен сооружения Волховской ГЭС. В комплекс работ по строительству этой известной электростанции входили линии передач от Волхова до Ленинграда, приемные и распределительные подстанции в самом городе Ленинграде.Эти здания находятся под охраной, ка памятники определенной архитектуры. Думаю, эта съемка проводилась с той же целью. Артем.

Артем Кресин   08.11.2013 14:00     Заявить о нарушении
Понятно. Вот уж не думал, не гадал в свое время, что работаю в памятнике архитектуры. И ведь теперь снесли его вместе с остатками завода, там ныне жилая застройка.
В.Л.

Виктор Ламм   08.11.2013 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.