Обыкновенная, судьба нелегкая военная
2 ноября ветеран Вооруженных Сил отметил свое 74-летие. С Владимиром Тихоновичем мы встретились накануне его дня рождения и говорили больше не о работе и службе в погонах, а скорее просто о жизни – с грустью, слезами, ностальгией, юмором и очень оптимистичным настроем...
Детство с запахом пороха
Родился Владимир Шевцов 2 ноября 1937 года в семье рабочего, в городе Новочеркасске Ростовской области. Его детство безоблачным не назовешь. Когда началась война, Володе было всего четыре года. Но детская память зафиксировала многое: и низколетящие самолеты над деревней, и горящие поля, и убегающих от бомбежек детей и женщин. Отец ушел на фронт в 1941-м, шофером прошел всю войну в разведывательном подразделении, сержантом вернулся домой. «Он был мастером на все руки», – вспоминает сын об отце.
Помнит Владимир Тихонович и город Миллерово. Здесь он учился в средней школе, здесь же влюбился в свою одноклассницу Людмилу, которая стала первой и единственной его любовью и спутницей на всю жизнь. В школе он был на хорошем счету: учился на отлично, серьезно увлекался футболом, активно занимался общественной деятельностью, избирался секретарем комсомольской организации. К слову, до сих пор они с супругой встречаются со школьными товарищами, чтобы вспомнить юность. Их не пугает расстояние. Жаль только, что с каждым годом за праздничным столом становится все больше и больше пустых мест.
После школы в 1957 году, получив повестку, Владимир Шевцов направился на ратную службу в далекую, неизвестную тогда ему Белоруссию. Пункт пребывания – станция Заслоново. За воротами КПП – 100-й отдельный учебный танковый батальон 3-й танковой дивизии 7-й танковой армии. Безусых, восторженно-восхищенных новобранцев встретили офицеры, прошедшие Великую Отечественную войну. Командир батальона Бондаренко, заместитель командира батальона Герой Советского Союза Васильев, командир роты Семиренко… Владимир Тихонович, как по написанному, перечисляет людей, которые учили его армейской жизни. Прошло более пятидесяти лет, а он до сих пор помнит каждого. Именно в армии сержант Шевцов понял: свою дальнейшую жизнь он непременно свяжет с военной службой. Только не предполагал тогда двадцатилетний парень, что почти через тридцать лет он вновь вернется в Белорусский военный округ – командующим 7-й танковой армией.
От сержантских лычек до звезд генерала
После увольнения в запас в 1958 году почти весь взвод, в котором служил Шевцов, отправился покорять военные училища. Владимир выбрал гвардейское танковое училище в Харькове. Все шло по твердой колее. Стремление к знаниям, физическая закалка, врожденная привычка к дисциплине помогли курсанту Шевцову добиться поставленной цели. Три года пролетели быстро, и вот на плечах заветные звезды. После окончания училища началась у новоиспеченного офицера жизнь советского военного: скитания из гарнизона в гарнизон по необъятным просторам великой страны.
По распределению молодой лейтенант попал в Северокавказский военный округ. Как и положено начинающему командиру, он получил взвод. Там, в городе Каменске, прошли первые четыре года его становления как профессионала. В 1965 году офицера направляют для прохождения военной службы в город Кяхту Забайкальского военного округа. Естественно, не покидала его и мысль о служебном росте. В тридцать лет с должности командира роты Владимир Тихонович поступает в Академию бронетанковых войск. После успешного окончания военного заведения его распределяют в Группу советских войск в Германии. Там за пять лет он прошел путь от командира танкового батальона до командира танкового полка.
Затем была служба в Уральском военном округе. В 1975 году Владимир Шевцов назначен заместителем командира 44-й учебной танковой дивизии. В городе Свердловске он прослужил пять лет, А потом снова ему предложили... поучиться. На этот раз в Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Именно там в 1982 году Владимир Тихонович получил генеральские звезды и был направлен в Симферополь командиром 32-го армейского корпуса.
География службы офицера становится все шире и шире. И вот почти через тридцать лет судьба возвращает генерал-майора Шевцова в ту точку, с которой начинался его армейский путь. В предписании значилось: «Белорусский военный округ. Город Борисов. Командующий 7-й танковой армией». «Может быть, наконец закончилась наша чемоданная жизнь», – затеплилась надежда у семьи офицера. Но «спокойная» служба длилась недолго. В сентябре 1985 года Шевцова вызвал командующий округом. Особых благ он не обещал, но тон задал нужный: «Гордись, министр обороны назначает тебя командующим 39-й армией Забайкальского военного округа». В то время 39-я армия дислоцировалась в Монгольской Народной Республике. В ее состав входило пять дивизий общей численностью сто двенадцать тысяч человек. Это было очередное серьезное испытание для генерала, которое Владимир Тихонович выдержал с честью и достоинством.
Уже через полтора года он получил повышение по службе, принял должность начальника штаба – первого заместителя командующего войсками Прикарпатского военного округа. А затем была служба помощником представителя ГК ОВС государств – участников Варшавского Договора в Германской Демократической Республике.
Случилось так, что из Потсдама Шевцов возвращается вновь во Львов. Здесь еще служили его прежние товарищи. Но мир уже не был прежним. Вскоре затрещал и развалился тот самый Советский Союз, служить которому офицер присягал много лет назад. Перед военными людьми встал вопрос: «Как быть дальше?» И многие, как и мой собеседник, приняли единственно верное для себя решение. Не приняв присягу на верность украинскому народу, генерал-лейтенант Владимир Тихонович Шевцов уволился в запас.
На его парадном мундире сверкают четыре ордена: «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Красной Звезды, Красного Знамени (Монгольской Народной Республики) и Дружбы народов (Германской Демократической Республики), более двадцати медалей. О них я узнала из личного листка по учету кадров офицера. Во время беседы о своих наградах он скромно умолчал, потому что не наградами и не звездами на погонах определяет он свою еще далекую от завершения жизнь. Остаться собой во времена всеобщей ломки, когда успех-неуспех мерялся деньгами, а представления об офицерской чести порой ставились под сомнения, куда важнее.
Искусство быть офицером
Мы беседуем с Владимиром Тихоновичем о тех годах. Он немногословен. И видно, что нелегко даются ему эти воспоминания. Генерал-лейтенант Шевцов ушел в запас. Но как уйти в запас от прошлого?
Каждый, кто связал свою судьбу с военной службой, знает, что рано или поздно придет день прощания со службой, когда в праздничной обстановке будет зачитан соответствующий приказ министра обороны. Но, к сожалению, в биографии генерал-лейтенанта Шевцова этого торжественного момента не было. В управлении кадров ему просто вручили выписку из приказа и благодарность министра обороны. Нет, он не остался за бортом. Его знания, огромный жизненный опыт, военное искусство оказались востребованными. Но разве такие проводы заслужили люди, которые всю свою жизнь отдали служению Отечеству? И кто бы они ни были – прапорщики или лейтенанты, подполковники или генералы – они достойны того, чтобы в крайний день военной службы на строевом плацу услышать в свой адрес слова признательности и благодарности. Этому сегодня учит профессор кафедры оперативного искусства Военной академии Республики Беларусь генерал-лейтенант запаса Владимир Тихонович Шевцов и своих учеников (позвольте так назвать слушателей командно-штабного факультета Военной академии Республики Беларусь). Учит будущих военачальников видеть перед собой прежде всего человека, а не погоны. И как жаль, что некоторые офицеры, покидая стены академии, забывают уроки мудрого учителя. Овладев оперативным искусством в рамках учебной программы, военные люди должны не упустить важное – всегда и во всем быть Офицером с большой буквы.
Профессия – офицерская жена
Владимир Тихонович и Людмила Даниловна воспитали двоих дочерей и двух внуков. Кстати, один из них – старший лейтенант Денис Кирьянов – пошел по стопам деда и стал военным, а десятиклассник Максим пока только мечтает об офицерских погонах. Отрадно, что на нашей земле утверждается еще одна военная династия.
Особого внимания заслуживает верная спутница генерала Шевцова. Помните известный фильм «Офицеры», где командующий, беседуя с другом, показывает ему свои награды и кивает на жену: «Половина – ее!» Нечто похожее в нашем разговоре высказал о своей супруге Владимир Тихонович: «Да не обо мне надо писать, а о ней, о моей жене, любимой и единственной». Поженившись в далеком 1965 году, они через годы пронесли любовь друг к другу, заботу и нежность. Людмила Даниловна ждала любимого из армии, из военного училища, а затем поменяла вместе с мужем тринадцать мест службы. За сорок восемь лет совместной жизни она освоила самую трудную профессию – быть офицерской женой. Впрочем, это уже другая история, о которой стоит написать отдельно.
Послесловие
У каждого человека судьба индивидуальна. Не будет откровением и то, что время и место действия накладывают свой отпечаток на людей. И в этом смысле генерал Шевцов – не исключение. В чем-то он самобытен и оригинален, в нем чувствуется врожденная интеллигентность и чрезмерная скромность, но в каких-то поворотах жизненного пути он повторяет судьбу своих ровесников и современников. Сказать, что судьба у него нелегкая – этого мало.
«Если нужно было бы начинать в жизни все с нуля, то, не раздумывая, снова выбрал бы военную службу». Эту фразу он произнес не ради красного словца, а вполне искренне. Все испытания, что ему приготовила жизнь, он с честью выдержал.
Свидетельство о публикации №212021000830