Жизнь ради людей

Один из старейших ветеранов войны и труда нашей столицы, ветеран 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады, подполковник в отставке медицинской службы Михаил Иосифович Ковзусь относится к той категории людей, которые, несмотря на свой солидный возраст – 95 лет, ни дня не могут сидеть без дела. Он справедливо считает, что только в труде, движении тела и мысли можно сохранить здоровье, трудоспособность и радостное восприятие жизни. И с ним трудно не согласиться, потому что вся его жизнь яркое тому подтверждение.
Родился Михаил Иосифович на Полесье, в многодетной семье – был десятым ребенком. Предвоенная жизнь его была такой же, как у многих людей из его поколения, живших, в период, когда война сменялась революцией, а революция новой войной, когда люди стремились получить образование, а страна испытывала нехватку в кадрах. Поэтому после школы Михаил, не задумываясь, отправился в Минское военно-пехотное училище. Однако стать курсантом ему не довелось –3 сантиметра роста не хватило. Дело в том, что в училище принимали юношей с ростом не менее метр семьдесят. Домой возвращаться, денег не было, да и желания тоже. Недолго думая, вместе с другом по несчастью он отправился пешком в Борисов, где в то время располагался медицинский рабфак.
 – Шли двое суток. Когда силы покидали нас, мы часок – другой поспим в лесу, и дальше в путь. К месту назначения добрались уставшие, голодные. Но это не помешало поступить на рабфак. Учиться мне всегда нравилось, я и в школе отличником был. Поэтому с первого дня окунулся с головой в науку. Но мечту стать военным не оставлял никогда. После окончания медицинского рабфака старший брат Иван предложил мне приехать к нему в Ленинград. Там с первого раза я поступил в военно-медицинское училище, закончил его с отличием. Семь выпускников, в числе которых оказался и я, отобрали в особое распоряжение народного комиссара обороны, – делится воспоминаниями ветеран.
Так в 1939 году Михаил Ковзусь оказался в Монголии – инструктором-фельдшером отдельного артдивизиона 1-ой кавалерийской дивизии.
– Когда мы приехали в жаркие монгольские степи, там начались события на Халхин-Голе, которые оставили в моей памяти глубокий след. Мы, медики, напряженно трудились дни и ночи, спасая жизнь советских и монгольских воинов. Там, на Халхин-Голе я получил свой первый орден – Красной Звезды. Будучи инструктором – фельдшером я постоянно ощущал братскую солидарность, признательность и уважение со стороны цириков. Мы находили общий язык, понимали друг друга и в большинстве случаев обходились без переводчика. Правда сейчас я уже многое не помню, но в те времена я свободно разговаривал на монгольском языке.
К слову, второй орден Михаил Иосифович получил за участие в боях с самураями в 1945 году – он в то время служил начальником санитарной службы отдельного истребительного противотанкового дивизиона 39-й отдельной стрелковой дивизии. Государство высоко оценило заслуги военного медика в Великой Отечественной войне. На его груди сегодня сверкают орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и много других.
В 1949 году капитан медицинской службы Михаил Ковзусь прибыл для дальнейшего прохождения военной службы в Белорусский военный округ на должность старшего фельдшера батальона 336-го гвардейского стрелкового полка 120-й гвардейской стрелковой Рогачевской дивизии.
– Располагался в то время полк на 8-ом километр Московского шоссе,  в районе Уручье, в сосновом бору, в хорошо оборудованном жилом городке. Надо сказать, что по обустройству и уровню подготовки он считался одним из лучших в Белорусском военном округе. Первое время меня, как и многих вновь прибывших офицеров, посели в бараке. А через некоторое время вместе с семьей мы въехали в квартиру, которая находилась в одном из четырех домов по улице Школьной (улица Пономарева). Когда сейчас я бываю в военном городке, с грустью и ностальгией вспоминаю то время, ведь это было время моей юности.
Впрочем, о тех годах у Михаила Иосифовича сохранились не только приятные воспоминания. Вспомнил ветеран один случай из своей службы.
 – Однажды наш батальон возвращался с очередных учений. Все прошло на достаточно высоком уровне, все задачи личный состав выполнил, никаких внештатных ситуаций не возникало. Мне, как фельдшеру, не пришлось даже бинт с йодом из санитарной сумки доставать. Надо сказать, что и в те времена соблюдению требований безопасности уделялось большое внимание. Когда мы прибыли в пункт постоянной дислокации, личный состав стал выгружаться из машин и строиться. И в этот самый момент один из военнослужащих выбрасывает вперед свое оружие, а затем прыгает на него. Раздался выстрел. Я бегом помчался к солдату, моля бога только о том, чтобы выстрел пришелся хотя бы в плечо. Однако все оказалось гораздо серьезнее  – бойцу разнесло грудь. Конечно, за время войны я видел и не таких раненых, но война – это одно дело, а мирная жизнь совсем другое. Оказав пострадавшему первую медицинскую помощь, отправил его в госпиталь. Сейчас я уже не помню, выжил он или нет, но случай этот остался в памяти и по сей день.
Всего в 120-й гвардейской стрелковой дивизии  капитан Михаил Ковзусь прослужил девять лет. Был он и начальником обозно-вещевой службы 869-го артиллерийского полка, и начальником вещевого снабжения 310-го гвардейского артиллерийского полка. Закончил военную службу подполковник в отставке медицинской службы Михаил Ковзусь заместителем командира по снабжению 724-го военно-строительного отряда, но медицинские навыки за эти годы  не растерял. Постоянно занимался самообразованием, много читал. После выхода на пенсию почти двадцать лет Михаил Иосифович работал в санэпидстанции города Минска. Бывший на военной службе добросовестным и грамотным офицером , он и в гражданской жизни стал хорошим работником и специалистом высокого класса. А главное, всегда оставался человеком высокой души. 
На мой вопрос, в чем секрет долголетия Михаила Иосифовича ответил так:
– Секретов у меня никаких нет, но есть правила. Как медик, я всегда старался вести здоровый образ жизни, правильно питаться. И сегодня в свои 95 лет я просыпаюсь в шесть утра, час занимаюсь гимнастикой. К тому же ежедневно совершаю две прогулки, причем в любую погоду. Я всю жизнь жил не для себя, а для людей, старался каждому помочь. У меня нет врагов и завистников. Я всегда отношусь к людям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне. Поэтому господь милостив и дает здоровье и силы. 


Рецензии