Офицер стопроцентной пробы

Полковник запаса Владимеру Авласенко из тех людей, о которых говорят – настоящий боевой офицер. 
Детство Владимера (именно так записано его имя в свидетельстве о рождении) прошло в древнем Полоцке. Родители старались воспитывать сына разносторонне. Будущий офицер в школьные годы и на различных музыкальных инструментах играл (кларнет, саксофон, баян), и боксом занимался, и тяжелой атлетикой «баловался». А после окончания школы решил пойти по стопам верой и правдой служивших Отчизне предков. Причем решение принимал самостоятельно – родители не оказывали никакого давления. Чем же объясняется такой выбор? Может, повлияла судьба отца, Василия Игнатьевича, который во время войны сражался против фашистов в партизанском отряде «Мститель» бригады имени К. Е. Ворошилова. А может быть, то, что люди в форме вызывали особое уважение, гордость и восхищение. В любом случае, он сделал правильный жизненный выбор.
Вот как вспоминает об этом сам Владимер Васильевич:
– Я для себя точно определил: буду офицером. Лишь сомневался, в какое училище поступать. Открыл карту, посмотрел на нее и сам себе сказал: а почему бы не совершить путешествие по Советскому Союзу, когда еще такой шанс выпадет? С этой мыслью и отправился в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. К. К. Рокоссовского. Пока из Белоруссии добирался до Благовещенска (а это около восьми тысяч километров), то опоздал на медкомиссию. Несмотря на это, к экзаменам допустили, которые, кстати, я сдал на хорошо и отлично. Однако в училище приняли условно, предупредив: если будет хоть одна двойка – отправят служить солдатом в войска. Первый семестр я окончил на пятерки. Угроза быть выброшенным за борт училищного корабля миновала.
Надо отметить, курсанту Авласенко учеба давалась легко, он упорно занимался, радуя преподавателей своими знаниями. Особенно его привлекали тактика, военное искусство и военная история. Помимо учебы, Владимер активно занимался тяжелой атлетикой и даже сдал норматив кандидата в мастера спорта. Хотя, как признается сегодня офицер запаса, несколько раз возникало желание все бросить и вернуться домой. Нет, не потому что трудностей испугался.
– Однажды летом, когда стоял в наряде, на меня что-то такое накатило, ранее неведомое, что аж зубы свело! Мне вдруг захотелось все поменять, вернуться домой, окунуться в холодную воду деревенской речушки, прокатиться с друзьями на велосипедах по родным полям... Есть такое чувство – ностальгия. И понять его может только тот, кто это ощутил на себе. Позже эти же чувства тревожили мою душу и там «за речкой», за Амударьей, в горячем Афганистане.
Местом лейтенантского старта офицера Владимера Авласенко стал 384-й мотострелковый учебный полк. Довольно часто молодые офицеры, столкнувшись с реалиями военной службы, разочаровываются в своем выборе. Но Владимер Васильевич как раз из тех, кто не испугался трудностей, а полюбил военную профессию еще крепче. Офицер много работал над собой, вскоре его взвод по всем показателям был признан первым в полку. В дальнейшем продвижение по службе у офицера шло своим чередом: командир разведроты, начальник штаба батальона, комбат… Через некоторое время майор Владимер Авласенко стал подумывать о совершенствовании образовательного уровня. В 1981 году он стал слушателем Военной академии имени М. В. Фрунзе, после окончания которой прибыл в Белорусский военный округ на должность начальника оперативного отдела штаба 5-го отдельного армейского корпуса. Затем его назначили на должность командира 176-й отдельной механизированной бригады этого же корпуса. Именно под командованием подполковника Владимера Авласенко бригада достигла высоких результатов в боевой подготовке и на всех учениях получала лишь хорошие и отличные оценки.
В мае 1987 года офицер получил приказ убыть в Афганистан, где принял командование 66-й отдельной мотострелковой бригадой. За короткое время новый комбриг заработал у подчиненных непререкаемый авторитет. В нем была особенная твердость, с которой он добивался выполнения своих решений, по мнению некоторых сослуживцев, она даже порой граничила с жесткостью… Но ведь без твердой командирской линии поведения невозможно успешно выполнять боевые задачи. И это аксиома.
«За речкой» Владимер Васильевич досрочно получил очередное воинское звание полковник, а также был представлен к ордену Красной Звезды.
После возвращения из Афганистана офицер попал, как говорится, из огня да в полымя. Полковника Владимера Авласенко назначили начальником штаба 164-й мотострелковой дивизии, которая в то время дислоцировалась в Ереване. Военные конфликты, вспыхнувшие в конце восьмидесятых в кавказском регионе, привнесли свои особенности в службу. Комбригу весьма пригодился афганский опыт.
После распада великой державы Владимер Васильевич вернулся на родину, в Беларусь. Был начальником штаба 120-й гвардейской Рогачевской мотострелковой дивизии, затем командиром 30-й гвардейской Иркутско-Пинской бригады. Через два года вновь вернулся в 120-ю мсд, но уже в качестве командира.
Завершил военную службу полковник Владимер Авласенко в должности заместителя начальника штаба – начальника управления подготовки войск Государственного комитета пограничных войск. Сегодня он передает свой боевой опыт слушателям командно-штабного факультета Военной академии Республики Беларусь, ведет активную общественную работу, возглавляет первичную организацию общественного объединения «Белорусский союз офицеров» ветеранов 120-й дивизии.
…Лично мне он чем-то напоминает генерала Алексея Трофимова из фильма «Офицеры». Такая же широта, гордость, достоинство. Военный человек до мозга костей, он и в запасе остается верен тем ценностям, на которых вырос, которым присягал и честно служил!


Рецензии