Рецензия О гибели лайнера Адмирал Нахимов

Рецензия для Каменева о гибели лайнера Адмирал Нахимов
"29 августа пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» вышел
 из Одессы в очередной круиз:
 Одесса – Ялта – Новороссийск – Сочи – Батуми – Сочи – Одесса

На борту вместе с администрацией круиза находилось
 897 туристов (по учету выданных путевок) и 346 человек команды.
 Это был последний рейс парохода «Адмирал Нахимов»."



"Сухогруз «Петр Васев» – За час до крушения"

"К Новороссийской бухте со стороны Босфора
приближается сухогрузное судно теплоход «Пётр Васёв»,
следующий со скоростью 11,5 узлов в порт на выгрузку канадского ячменя.
 Расчетное время прибытия в порт – час ночи 1 сентября."


"В 21 час 30 минут на мостик сухогруза поднимается капитан Виктор Ткаченко
 и принимает управление судном на себя.
На мостике в это время также находился третий помощник капитана П. Зубюк,
который ведет визуальное наблюдение за обстановкой.

 В. Ткаченко по УКВ передает
станции Новороссийск-17 (ПРДС) и Новороссийск-5 (портнадзор) информацию
 о судозаходе и подтверждает,
что уступит дорогу выходящему из бухты пассажирскому «Адмиралу Нахимову».

 Позже Ткаченко подтвердил эту информацию
 вахтенному второму помощнику капитана парохода А. Чудновскому.

Судоводители обоих судов
 вели между собой переговоры на 9 канале УКВ и
договорились разойтись на выходе правыми бортами
(т.е. пароход должен уклониться в сторону берега,
 сухогруз – в противоположную)."

"В 22.20 – во время разворота судна в акватории порта
 борт парохода по УКВ связи принял информацию
 от (берегового поста регулирования движения судов) ПРДС о том,
что на пути судна
 и
 на рейде движение судов в настоящее время отсутствует.

 Единственное судно,
которое подходит к бухте – это сухогруз «Пётр Васёв»,
 следующий в порт на выгрузку канадского ячменя.
 Его прибытие в порт ожидалось к часу ночи 1 сентября.
Эта информация
 была тут же передана капитану пассажирского лайнера В. Маркову
 и
 вахтенному – второму помощнику капитана А.Чудновскому"

"Капитан Ткаченко в 22.47 получает информацию ПРДС

и подтверждает, что его судно пропустит пароход.

Он на мостике.

 Помощник  докладывает ему о просьбе ПРДС
и
Ткаченко лично повторяет в эфир: «Понял, пропустить».

Капитан сухогруза В. Ткаченко
 включает монитор
системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП)
 для ввода информации
 и
анализа обстановки ситуации сближения двух судов.

В то время, когда Ткаченко продолжал работать с САРП,

 третий помощник капитана П. Зубюк,
 наблюдая огни парохода визуально,
 несколько раз обращает внимание  капитана на то,
 что несмотря на перевод машины в манёвренный режим,
 пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется,
 что говорит о возникшей угрозе столкновения. Ткаченко,
 передоверившись показаниям САРП,
монитор которой показывал благополучное расхождение,
на замечания своего помощника не обращает внимания."

 "В любом случае,
капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил своему
коллеге
 с «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его."


"В 22.59 – за пять минут до выхода из акватории
 (и за 13 минут до столкновения с сухогрузом)
 капитан В. Марков задает курс судна 160° (по другим данным – 154,2)
 и 
передает управление вахтенному помощнику Александру Чудновскому.
 Затем покидает капитанский мостик и уходит в каюту.
Кроме А. Чудновского на мостике парохода находились
матросы Е. Смирнов, Ю. Вышаренко и Р. Фахретдинов.
 Пароход продолжает движение со скоростью 9 узлов.

Александр Чудновский ведет визуальное наблюдение за
приближающимся по правому борту сухогрузом.
 Минут через пять, обнаружив опасное сближение судов,
 Чудновский выходит на связь с «Петром Васёвым»
и
 ещё раз уточняет порядок расхождения, на что получает
подтверждение, что
«Пётр Васёв» пропускает пароход «Адмирал Нахимов»."



"«Адмирал Нахимов» – последние минуты
Находясь на мостике «Адмирала Нахимова»
и
 наблюдая за приближением «Петра Васева», А. Чудновский
с запозданием оценил надвигающуюся опасность.

Предпринял не энергичное маневрирование влево:
приказал изменить курс судна сначала на 5° влево,
 потом ещё на 5°, потом ещё на 10° (по-видимому,
 при энергичном маневрировании вправо
 столкновение могло бы быть предотвращено."

***
"«Петр Васев» – последние минуты
Под действием настойчивых просьб с «Адмирала Нахимова»
Ткаченко поднял глаза и неожиданно увидел,
 что
его судно на полном ходу идёт прямо на пассажирский пароход.

Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение
 — сначала «средний вперёд»,
«малый вперёд»,
 «стоп» и сразу «полный назад».

 Несмотря на то,
что гребной винт уже работал на задний ход,
 сухогруз
продолжал движение прямо на пароход «Адмирал Нахимов»."


" Но Чудновский почти до самого последнего момента
 надеялся на соответствующий маневр сухогруза
 и
следовал договоренности о расхождении судов правыми бортами).

Отдав команду «Лево на борт!»,
Чудновский схватил трубку УКВ
 и
прокричал «Петру Васёву»: «Работать немедленно назад!».

Рулевой только успел переложить руль лево на борт,
как в 23:12 произошло столкновение."


"«Пётр Васёв», успев погасить скорость лишь до 5 узлов,
вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода.
 В подводной части сухогруз вошёл своей выступающей частью,
бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров
 в районе переборки между машинным и котельным отделением.

 «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд,
разворачивая сухогруз
и
тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту,
 которая,
по оценке экспертов,
 после расцепления судов составила около 80 м;."


"Услышав три гудка и предположив,
 что подавать их может только «Пётр Васёв»,
капитан Марков, предчувствуя неладное,
 решил подняться на мостик и выяснить обстановку.
Удар сухогруза застал его по пути наверх.
Оказавшись на мостике, капитан Марков отдал команду «Лево на борт!»,
 с целью выбросить судно на мелководье, однако рулевой у штурвала доложил,
что судно руля не слушается.
 В этот момент пароход обесточился.
Капитан В.Марков,
не имея возможности передать общесудовой сигнал тревоги
и
сигнал «SOS» по радио,
приказал голосом объявлять по судну «шлюпочную тревогу»."

***

"31 августа 1986 года в 23.12 на выходе из
акватории Новороссийской бухты в двух милях от мыса Дооб
сухогруз «Петр Васев» протаранил пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов»,
 который через 7 минут после столкновения,
 с креном на правый борт 60° ушёл под воду.

 Около тысячи человек, неожиданно оказавшиеся в воде,
покрытой краской и мазутом, в темноте, среди обломков
 вступили в отчаянную борьбу за жизнь."

"В 24 часа 31 августа капитан Ткаченко доложил капитану порта, что
«Адмирал Нахимов» затонул.

 Всего за эту ночь экипажем сухогруза было поднято 36 человек
 и 1 труп."

***

"Впоследствии установлено: из 1234 человек,
находящихся на борту, 423 признаны погибшими.
Тела многих из них так и не найдены."

"Обвинение капитану Ткаченко было предъявлено 9 сентября,
Маркову -10 сентября. А. Чудновский погиб.

Судебный процесс закончился 30 марта 1987 года."

 "Оба капитана получили по 15 лет,
отбыли по 6 и согласно указам президентов России
и
Украины об амнистии  были освобождены."

"В конце 1992 года
 вернулись из мест лишения свободы оба капитана."



 "Подлинные причины катастрофы остаются неустановленными
 до сих пор."

"И все же, что явилось истинной причиной
 возникновения критической ситуации и катастрофы?
 После гибели «Адмирала Нахимова» возникло несколько версий.
 Среди них имеются довольно экзотичные.
 У автора имеется своя версия.
Впрочем,
информация позволяет читателю сделать вывод самостоятельно.
***

"В момент отшвартовки парохода от причала № 34 Новороссийска
 судно было остановлено на 10 минут для принятия на борт начальника
управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ А. Крикунова,
опоздавшего к отходу.

 Генерал и вся его семья погибли в каюте – люкс № 9,
находившейся на верхней палубе А с правого борта.

 Они не сумели
преодолеть несколько метров от двери каюты до борта судна"

"Судьба капитанов
Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию ...
В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора
 Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда.
 Похоронен В. Ткаченко в Тель-Авиве.

Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе.
 После освобождения работал...
 В.Г. Марков скончался 31 мая 2007 г. в Одессе."
***

"По версии профессора В. Чуева,
капитан т/х «Пётр Васёв» В. И. Ткаченко наблюдал
на экране САРП некое третье судно, на которое делал расчёт расхождения,
а переговоры по радио вёл с «Адмиралом Нахимовым»."



"© Copyright: Валерий Каменев, 2012
Свидетельство о публикации №21202021511"

Рецензия
1.-   Профессор В. Чуев, сделал предположение, о том,
что: "В. И. Ткаченко наблюдал на экране САРП некое третье судно,
на которое делал расчёт расхождения..."
Надо заметить,
 что на экране монитора видно не само судно, а изображение судна.

Причём неизвестная частота смены кадров на экране монитора.
 Которая должна обновляться с какой то частотой кадров в минуту, в час?

А введение исходных данных в САРП (  системы автоматизированной
 радиолокационной прокладки курса ), каким путём осуществляется?

Допустим, радиолокатор даёт место, азимут, дальность?

Для определения дальности
- требуется не просто локатор углового направления по горизонту,
 а, именно, дальномер. 

Для определения скорости сближения с судном,
 требуется ещё одна система,
действующая совершенно по другому принципу,
 наподобие автомобильного радара,
с использованием физического эффекта Допплера.

2.-   На предоставленной диаграмме,
видно изображение скоростей в 23:00:00, для сухогруза
и для пассажирского  парохода, одинаковое и равное V= 12 узлам,
соответствующе,
- 1 узел - 1  стандартная миля в час
(1,852 км/час, 0,514 м/с или 0,167 каб/мин).
    
 Расстояние между судами в 23:00:00 составляло величину, равную
4,2 мили или  1852х4,2= 7778 метров.

      Расстояние между судами в 23:07:30 составило величину, равную
 11 кабельтовых или 185,2х11=2037,2 метров

За четыре с половиной минуты, до столкновения,
сухогруз уменьшил скорость до 9 узлов
или 1852х9=16668 метров в час,

 или до скорости приведённой к секунтам 16668 : 3600=4,63 метра в секунду.
 
    На момент столкновения скорость сухогруза уменьшилась почти в два раза.

В то время, как пассажирский пароход продолжал двигаться с крейсерской
скоростью 12  узлов (экономически выгодная скорость).
 А! Именно,
1852х12=22224 метров в час
 или 22224 : 3600 = 6,173 метров в секунду.

 "... размер пробоины в правом борту, которая, по оценке экспертов,
после расцепления судов составила около 80 м;."

80 метров -
расстояние от начала пробоины до прекращения разрыва борта  парохода,
разделенное на скорость парохода 6,173 м/с, получим
время торможения парохода
за счёт претерпевания механического сцепления с сухогрузом,
которое
составит величину 80 : 6,173=13 секунд (округлённо).

Это,- при длинне пассажирского парохода 174 метра.

По времени не разминулись?
Оказались в точке столкновения, на пересечении курсов!

Рулевой пассажирского парахода, за семьнадцать  минут до столкновения,
успел сообразить,
 что надо повернуть ближе к берегу,
 чтобы оказаться на меньшей глубине, на всякий случай. Мне так кажется.

 То есть, это решение он принимал под страхом смерти.
 В Виду неминуемой опасности столкновения!

 На более  умное решение,
путём манипулирования скоростью у рулевого не хватило ресурсов?
 Он знал, что затормозить или ускорить пассажирский параход,
для надёжного избавления от опасной ситуации, маловероятно!
 

  На предоставленном графике видно,
что
скорость пассажирского парохода смогла увеличиться
за тринадцать минут,
 начиная с 22:47:00  V=10 узлов, а к 23:00:00 скорость V=12 узлов,
  всего на два узла 12-10=2.

Если,
бы, поступила команда в машинное отделение сбросить обороты,
при мощности двигателей пассажирского парохода 12000 лошадиных сил,
ширине пассажирского судна 21,1 метра,
глубине осадки пассажирского судна 9 метров,
лобовое сопротивление пассажирского судна воде,
пропорционально поперечному сечению судна,
а оно было чуть меньше, чем 180 квадратных метров!
То, пассажирский параход,
нокогда бы не смог достичь точки столкновения и все беды,
бы, пронеслись мимо носа.

Кинетическая энергия,
 запасённая в движении пассажирского парохода,
вся израсходовалась, бы на сопротивление воды,
оказывающей противодействие всякому движению.

Благодарю Валерия Каменева за обзор собранного материала
и предоставление возможности для анализа графической и
текстовой публикации.
С уважением, пенсионер Виктор Дмитриевич Перепёлкин из Омска.


Рецензии
Впервые прочитала подробно, как всё произошло. На Адмирале погибла врач, лечившая моего маленького(в то время) сына. Её муж остался в живых, но тронулся умом. А семья была образцовой. Думаю, причина всё же - роковое стечение обстоятельств. Когда всё вроде бы делается так как надо лишь с небольшими нарушениями, обычными и привычными. Но вот эти самые обычные и привычные складываются таким образом, что приводят к кошмару. Спасибо вам за столь детальный рассказ. С уважением

Мэри Стар   30.05.2012 09:07     Заявить о нарушении
Дорогая Мэри Стар! Благодарю за рецензию!
Моя знакомая по службе, врач, была спасена моряком команды,
который заметил её, безучастно и обречённо сидевшей за столиками на верхней палубе, не умеющей плавать.
Подробности? Я не посмел у неё расспрашивать.
С уважением, Виктор из Омска

Виктор Перепёлкин   30.05.2012 23:30   Заявить о нарушении