Секрет молодости...

********

Как-то под вечер, умаявшись за день с сенокосом, дед Еремей  раскурил свою любимую трубку, которую берёг с дальних морских походов. Да, подозвал к себе внучка-шестилетку, баловавшегося тут же неподалёку. Мальчонка, ловко подскочив к деду, запрыгнул к нему на колени.
– Почём звал, деда? – хитро улыбался парнишка, норовя ухватить старика за окладистую, ухоженную бороду.
– Не егози, Минька, а вот послушай-ка лучше, что я тебе сказывать стану, – промолвил дед Еремей, да как будто и заснул...
– Деда, деда! Совсем ты старый стал прямо «на ходу» в сон клонишься, – жалеючи-жалобно залился Минька.
– Нет, внучек, не старый я, хоть сед да годами богат, но не стар… а унесла меня сейчас Птица-память в то время, когда довелось мне служить боцманом на пассажирском двухмачтовом корабле «Евпатория».
Плыли мы как-то по Чёрному морю, день угощал нас солнышком, а море было спокойным да ласковым. Много разного народу сполошилось тогда на палубе, так что и протиснуться было трудно. Вот я по своей молодой весёлости и обратился, к сидевшему на самом проходе, старичку-осетину с просьбой, пересесть поближе к борту, там мол, и солнце поменьше будет беспокоить, и не ушибёт никто… Хитро взглянул на меня – седовласый джигит – пересесть, пересел, да меня рукой к себе приглашает… Не захотел обижать невниманием старого человека, подошёл, присел рядом.

– Ты, наверное, думаешь: стар дед Джебраил – черна голова солью посыпана; грудь орденами увенчана?
– Ну, а что ж, – отвечаю, – не молод, уж пади, а скорее стар, годами то не обижен.
Засмеялся тогда в усы Джебраил и отвечает, – сказывал мне мой отец, а ему его дед, а деду его прадед, что когда создал Бог человека, позвал Он его к Себе и говорит:
– Всё что ты видишь вокруг, создал Я для рук твоих, доброго сердца и умного взгляда. Сорок лет будешь жить ты на свете! И нужды ни в чём знать не будешь, и не в чём тебе не будет отказа –  жизнь будет улыбаться тебе, солнышко согревать твои всходы, а реки поить твои земли. Доволен ли ты этим?
– Доволен, Отче, но уж больно Земля красива своими садами, горами, да реками… Можно ли жить подольше?
Ничего не ответил Творец, а лишь хлопнул в ладоши свои и появился рядом с Человеком –  Ослик. Обращаясь к нему, Бог сказал:
– Вот стоит Человек –  твой заботливый хозяин и повелитель, будешь ты с раннего утра до вечерней звезды помогать ему во всём – перевозить тяжёлые грузы, а ослушаешься его, так он тебя и накажет. Срок жизни твоей отмерю в 30 лет. Доволен ли ты, Ослик?
– Доволен, но раз уж суждено мне не жалеть себя в работе, а радость видеть только во сне, то и половины от тридцати мне будет достаточно для жизни.
– Будь, по-твоему, Ослик, живи 15 лет, да служи верно.

Молча, слушал их разговор Человек, а тут вмешался:
– Боже, раз уж Ослик всё равно отказывается от половины своих лет, прибавь их к отпущенным мне годам, и дай мне 55 лет жизни!
– Да, будет по слову твоему, сказал Творец. А сам вновь ударил в ладоши, и пред ними появилась Собака. И к ней обратился Бог с теми же словами:
– Вот стоит Человек –  твой заботливый хозяин и повелитель, будешь ты с ночи до утра охранять его дом и скот, днём же будешь ходить с ним на охоту выслеживать и приносить ему добычу, да не ослушайся Человека, иначе он больно тебя накажет. Срок жизни твоей также отмерю в 30 лет. Довольна ли ты, Собака?
– Очень довольна, но не легка моя служба – нет в ней места для личных радостей, а потому и половины того, мне будет достаточно.

Опять подошёл к ним Человек:
– Боже – Творец всего сущего! Ни сочти мою просьбу дерзкой, но и те 15 лет, от которых отказалась Собака, не мог бы Ты вложить в срок жизни моей?
– Пусть будет так, – сказал Господь, – и первый раз нахмурил на Человека брови. Но окрылённый счастьем Человек этого не заметил.
И в третий раз явил Вседержитель свою силу – хлопнул в ладоши, и появилась – Обезьяна.  Обратившись к ней, Бог сказал:
– И тебе подарю я – 30 лет жизни. Будешь ты жить рядом с Человеком – заботливым хозяином Земли, развлекать его в минуты грусти, а в остальном жизнь твоя будет свободна и беззаботна. Но за это, внешность твоя будет смешна и уродлива, ходить ты будешь на четырёх лапах, прыгать по деревьям, да висеть на хвосте. Довольна ли ты, Обезьяна?
– Как же мне быть недовольной? Довольна, но для того, чтобы жить на потеху окружающим, мне будет достаточно и половины срока, – сказала Обезьяна и хотела улыбнуться, – но вместо улыбки вышла у неё лишь гримаса. И все, кроме Бога, стали над ней смеяться. Обезьяна отошла от них в сторонку и подумала, что поступила верно, отказавшись от половины своей «пустой» жизни.

И снова подошёл Человек к Всевышнему, и умолял прибавить к его жизни и эти 15 лет.
– Ну, что ж, – сказал Господь, – в отличии от всего сущего, ты наделён свободой Воли и свободой Выбора, ибо тебе, Человек, придётся заботиться о Земле и обо всём, что на ней проживает или произрастает! Потому то, я сделаю так, как ты просишь… но помни, ты сам выбрал свою Судьбу.

*
Человек был вне себя от радости, он гордился тем, что дни его продлены до 85 лет (!) и не придал значения, последним словам Творца.
Теперь он сможет в полной мере насладиться плодами Земли, изобилием Рек и красотой Гор! Он – Человек – хозяин Земли и всего сущего на ней!

Молодость и сила сделали так, что Человек и не заметил, как прожил 40 лет – свой собственный срок, отпущенный Богом.
Следом за тем прошли 15 лет тяжкого, непосильного труда – это были годы Осла – Человеку удалось скопить немало богатств. Но к тому времени на земле уже появилось много людей. Не все из них хотели добывать своё благополучие честным трудом и следующие 15 лет Человек потратил на то, чтобы приумножить и сохранить накопленное.
Характер его стал сильно меняться: он делался злым и раздражительным – от одной мысли, что его имущество может пропасть от неправильного хранения или воровства – Человек всё чаще стал бросаться на людей с кулаками, кричал и топал ногами; совсем лишился он сна и покоя. Даже жена и собственные дети перестали узнавать его. Однажды, после очередной вспышки гнева, жена сказала ему: «В такие минуты всё человеческое оставляет тебя, и ты становишься похожим на нашего дворового Пса». Поначалу Человеку стало очень обидно и он даже хотел поколотить бедную женщину, осмелившуюся сказать ему правду. Но тут он вспомнил, что эти тяжкие годы, полные тревог, были годами Собаки…

Память оказалась услужливой и он будто впервые увидел грустные глаза Бога, и услышал слова: «я сделаю так, как ты просишь… но помни, ты сам выбрал свою Судьбу».  Человек горько заплакал… С этого дня отдал он всё, что имел во владении - имущество, земли и слуг старшему сыну, и возложил ответственность за продолжение дел своих на его плечи.
Теперь Человек всё чаще стал оставаться один ни столько из-за слабости, сколько из-за колючих насмешек в свой адрес. Он мучился и долго не мог понять причины, такого отношения к себе со стороны окружающих. Но однажды, проходя мимо большого зеркала, он увидел в нём своё отражение – высохшее сморщенное лицо, глубокие морщины, бороздящие лоб, торчащие уши из под редких седых волос. Как же я стал похож на Обезьяну! – ужаснулся Человек, – и понял, почему над ним все смеются… Человек проживал последние свои годы, которые «одолжил» у Обезьяны…

*
Джебраил закончил свой рассказ и замолчал.
– Что же это выходит, первый Человек выбрал Судьбу для нас всех?
– Не совсем так, – сказал мудрый осетин, – мне уже 82 года, но я не чувствую себя стариком! И увидев мой взор, полный удивления и восхищения, продолжал, – я всегда занимался любимым делом (!) возделывал землю – растил виноград и делал вино...
Никогда не имел больше того, что мне нужно,  а если у меня скапливалось лишнее, отдавал тем, кому это было нужнее, чем мне (!)

Так, скажи по совести, если я никогда не был ни Ослом, ни Собакой, почему я должен становиться Обезьяной? – Джебраил улыбнулся и замолчал.
Он стал смотреть на морских чаек, радуясь их свободному полёту…
Я хотел спросить его, как же ему это удалось?.. но не успел. Меня срочно потребовал к себе капитан.

*
– Постой, дедунюшка, значит ты не знаешь, как можно прожить долгую жизнь и оставаться молодым? – забеспокоился Минька, слушавший до той поры, не проронив ни слова.
– Знаю, внучек, знаю… оттого и стал рассказывать тебе эту историю.
– Как же, деда, как же? Я тоже не хочу состариться и стать похожим на Обезьяну… хотя, если честно, Обезьянки такие милые, – улыбнулся мальчуган.

– Чтобы не превратить себя в Обезьяну, не стоит становиться Ослом, теряя радость каждого дня и превращаться в Собаку, охраняя накопленное, будто за деньги можно купить Время…

Одним словом, Минька, надо жить и оставаться Человеком!

***
P.S. Рассказ-притча, написан по мотивам новеллы Ивана Алексеевича Бунина «Молодость и старость».

********

© Dm B. Pure, 2012/02/11


Рецензии
Браво! Полностью с вами согласен. С уважением,

Евгений Солнечный   19.10.2019 23:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, на добром слове!
*
С уважением,

Паршин Дмитрий Борисович   29.10.2019 23:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.