Чтец. Кино про вину, стыд и любовь

В фильме снимались:
Кейт Уинслет - в роли увядшей девушки с Титаника.
Рейф Файнс - Сам-Знаете-Кто из Сами-Знаете-Чего.
Дэвид Кросс - в роли юного Сами-Знаете-Кого.

Фильм очень глубокий и по-немецки сдержанный. Герои, как и положено истинным арийцам, переживают все так глубоко внутри, что и сами не замечают движений своей души.
История про женщину, которая не умеет читать, стыдится этого и попадает из-за своих комплексов в ад на земле. Добрая простая девушка работает на заводе "сименс" (обратите внимание, скрытая реклама!). Чтобы избежать повышения и сопряженного с этим позора обличения безграмотности уходит в СС и становится надзирательницей в концлагере. Работа так себе, но времена не выбирают, и в 20 лет даже истинные арийки мало думают о политике. Иногда она уводит арестанток к себе, кормит и просит почитать ей вслух. А потом на одном из "перегонов" арестанток в другой лагерь надзирательницы заперли еврейских женщин в церкви. Церковь загорелась, и 300 человек сгорело заживо. Церковь горела, и никто ее не открыл. Потому что было такое время и евреям нигде не открывали. И Ханна не открыла, потому что была винтиком системы СС, потому что никому из надзирателей это даже в голову не пришло. Потому что все немцы, которые жили тогда в Германии знали про лагеря, про евреев, про войну и смерть, но им в голову не приходило что-то менять. Потом надзирательницы написали объяснительную и отправили куда следовало. Что было, то прошло. Мирное время, Ханна работает контролером в берлинском трамвае. Потом ее хотят повысить за хорошую работу, и она сбегает в другой город. А потом ее арестовывают, потому что одна выжившая еврейка написала книгу. Идет суд, другие надзирательницы пытаются обелить себя, у них семьи, дети, новая жизнь без войны. А она говорит, как есть. Не из-за чувства вины - она, как и многие, вычеркнула войну из своей памяти. Времена не выбирают. Простая добрая женщина, одинокая, добросовестная, честная. Пока дело не доходит до сличения почерков, и чтобы скрыть свой стыд, она принимает вину на себя. Пожизненное заключение за безграмотность. Одиночество за безграмотность. За 20 лет тюрьмы мир изменился. Она научилась читать. Больше жить было незачем. Повесилась в последний день тюрьмы. Она любила всего один раз, одно лето, в возрасте 40 лет.
Микаэль родился под огненные речи Гитлера, научился говорить в бомбоубежищах, был воспитан  суровым отцом, относящимся к нему как к офицеру ниже по званию и уверенному, что именно так вырастают настоящие ответственные мужчины. И мать, и отец, вычеркнули из памяти войну. Как все, кому было что вычеркивать. А Микаэлю было 15. Мюллер говорил про его поколение, что они не простят СС голод и ужасы войны. Но кто в 15 лет думает про СС. Он думал о Ней - они были вместе целое лето. Тайная любовь взрослой женщины, у которой не было юности и мальчика, у которого не было детства. Она не открывала ему свой стыд, но просила читать. А потом исчезла, потому что ее хотели повысить из кондукторов в трамвайное управление, а она не умела читать.
Будучи студентом юридического факультета, он видел судебный процесс. Он прочитал тайну в ее глазах, которую она не хотела раскрыть даже ценой своей свободы. Он видел ее, а она его нет.
Через 4 года после свадьбы с сокурсницей он развелся. Сдержанный юрист, настоящий ариец, который любил один раз в жизни, одно лето, в возрасте 15 лет, женщину, похожую на Кейт Уинслет. Он прислал ей в тюрьму магнитофон и аудиокниги - он их сам записывал на современном кассетном магнитофоне. С помощью его записей она научилась читать и даже писала ему письма. Он не отвечал, не приходил к ней, просто складывал ее письма в отдельный ящик. И раз она научилась читать, можно было перестать записывать ей кассеты.
Ей было 63, когда он приехал. Его попросили работники тюрьмы, потому что кроме него у нее никого не было. Им было нечего сказать друг другу, даже не было морального права, чтобы обняться. Потом она умерла. Он рассказал о ней дочери. Все.


Рецензии