Висельники

 Действующие лица:

Король в костюме шута

Шут в костюме короля

Узник

Палач

Висельники


Действие 1

Каменная тюрьма, темно, холодно и сыро. Из каждого угла доносятся какие-то шорохи. Постепенно луч  бледного света выхватывает в темноте фигуру человека. Он сидит, облокотившись о стену. Это Король, но он почему-то в костюме шута.

Король. Эй, палач! Палач! Ты слышишь меня, палач? Ты бросил в тюрьму своего короля! Как, ты не узнаёшь лицо своего короля? Оно обезображено смертью и убийствами, я знаю, но как ты не узнаёшь меня? На троне шут, палач! Этой страной правит шут в костюме короля!

Мимо пробегает крыса, король срывается с места и на четвереньках бегает за крысой по камере.

Король. Крыса пробежала. Иди сюда, мой зубастый друг. Я чувствую, как колотится твоё маленькое сердечко, его я съем последним. Оно должно быть очень вкусным.

Вдруг падает на пол и начинает нервно смеяться.

Король. Палач, я хочу есть! Принеси мне еды, я хочу есть, я вижу, за окном виселицу, а на ней болтаются трупы. Вороньё давно уже поклевало им глаза, но мне плевать на глаза. Палач, оторви им руки и принеси мне. Я откормлю ими крыс, а потом сам плотно поужинаю.

Смех смолкает.

Король. Сейчас ночь, самое начало ночи. С утра за мной придут, чтобы познакомить мою шею с их величеством топором. Уже приходил священник, этот проклятый капюшон. (Передразнивает) «Ты смертник, ты должен вернуться к богу». Как можно вернуться туда, куда никогда не приходил? Скоро на троне этой страны окончательно воцарится шут, ничтожество в королевской мантии, и никто никогда не узнает, что настоящий король был убит рано утром в тюремном дворе. А этот кусок потешного мяса будет есть с моих тарелок и целовать мою жену… Ах, я же забыл, что королева умерла, я забыл, что моя маленькая любимая королева умерла.
Узник (при звуке его голоса Король пугается и отскакивает в сторону. Узника сперва не видно) Её повесили в петлю.
Король. Что?
Узник. Твою маленькую любимую королеву повесили. Её шею обвязали верёвкой и потом повесили на виселице. Видишь эти тела? Видишь эти руки, которые ты просил оторвать? Одно из этих тел – её тело, только я не знаю какое.
Король. Молчи, ты лжёшь.
Узник. Её повесили, но перед этим её тело обмотали саваном. На ветру саван растрепался и её полуобнажённое мёртвое тело теперь болтается на ветру и каждый может видеть его.
Король. Но как?..Одно дело издеваться над живыми, и другое дело – не уважать мёртвых. Почему они не похоронили её? Эй, палач!

Начинает колотить в стены.

Король. Почему вы не похоронили её? Почему вы её не похоронили???
Узник. Кто тебе сказал, что можно издеваться над живыми? Кто тебе сказал, что это лучше издевательств над мертвецами? Мертвецам всё равно, тело уже ничего не чувствует, а душа бессмертна. Ты ведь про это слышал, а, король? Вспомни свою королеву, как она гнила в твоём дворце, пока ты пировал и воевал, насиловал наложниц, некоторые из которых были ещё детьми? А она лежала в своей спальне и слушала крики, доносящиеся из твоих подвалов.
Король. Молчи, ты всё лжёшь!
Узник. Конечно же лгу, король. Я сижу тут уже сто сорок лет и жду такого как ты. Ты не смотри, что на моём лице нет морщин, моя душа вся испещрена ранами. Темнота так глубоко проникла в меня, что никакой свет не сможет её рассеять. И как я могу знать о твоём правлении, если ты правишь всего лет десять, а я сижу в неволе полтора века.
Король. Кто ты?
Узник. Я – никто.

Король начинает колотить в двери. Появляется палач.

Палач. Чего тебе нужно?
Король. Переведи меня в камеру, где никого нет. Я не хочу ни с кем разговаривать перед смертью.
Палач. В этой камере никого нет.
Король. Посмотри на него палач. Видишь, он сидит у стенки и ухмыляется! Посмотри, какие красные у него глаза.
Палач. Тут никого нет.
Король. Посмотри, вон он сидит!
Палач. Кто?
Король. Никто! Вот он сидит!

Палач уходит.

Узник. Успокоился?
Король. Оставь меня, призрак, оставь меня! Человек ты или демон, оставь меня, не трогай меня. В воздухе хлопанье чёрных крыльев, боже, в окне чьё-то лицо и оно смотрит на меня, боже, оно пролезает сквозь прутья решётки, и за спиной  у него огромные чёрные крылья! И глаза, у него огромные красные глаза!

Падает без сознания. Речь узника сначала доносится из темноты, а потом он становится более или менее виден, но в камере всё равно очень темно.

Узник. Давным-давно, полтора столетия назад, жил-был молодой король. Он был идеалистом, верил, что можно что-то поменять в этом мире, в умах и сердцах людей. Но как ни пытался он остановить кровопролитие, ему не удалось. И в один момент, когда ему было очень плохо, король спросил совета у своего шута. Спросил он не всерьёз, скорее потому что разговаривать было больше не с кем. Король был один в этом королевстве, хотя придворные всё так же развлекались на роскошных праздниках. Он спросил совета у своего шута – и шут ответил, что знает, как остановить жестокость и несправедливость. Но для этого шут сам должен стать на некоторое время королём. Хитрый шут предложил королю на время поменяться одеждой, и наивный молодой король согласился. Как только шут набросил на себя королевскую мантию, он стал кричать о помощи. Прибежали солдаты и придворные, и шут в костюме короля указал им на короля в костюме шута, и сказал, что тот хотел его убить. Стража, разжиревшая и отупевшая, ничего не заметила. Ничего не заметили и придворные, которые были настолько тупы и пьяны, что не видели вообще ничего. Короля бросили в тюрьму, его хотели казнить, но как-то позабыли об этом. С тех пор прошло полтора века, а наивный молодой король до сих пор сидит в своей каменной тюрьме. И надо же…в эту же самую камеру бросили и того шута, когда-то нацепившего мантию короля. И кто же бросил? Новый шут. Ничего не изменить – время здесь остановилось, а там, за этими каменными стенами один клоун продолжает сменять другого, только и всего.

Король поднимается, становится на колени.

Король. Ваше величество, могу ли я просить вашего прощения…Я не хотел, я хотел только пошутить…
Узник. Опомнись, о чём ты говоришь? С чего ты решил, что я говорю о себе и тебе?
Король. Ваше величество, простите меня…Это была шутка, самая обычная шутка. Как мне искупить свою вину.
Узник. И ты говоришь об искуплении. Нет никакого искупления! Нет рая! Когда тебя вздёрнут на виселице, ты попадёшь прямиком в преисподнюю. И как бы ты не молил о прощении, никто тебя не простит. Потому что нет Того, кто прощает. Есть только наказание. Но кое-что ты можешь сделать для того, чтоб твои муки не были такими сильными.
Король. Что я могу сделать, что мне нужно сделать, ваше величество?
Узник. Взгляни в окно. Ты по-прежнему видишь эти виселицы?
Король. Да.
Узник. Пойди туда, сними оттуда тело твоей маленькой бедной королевы и похорони его. Похорони его. Не позволяй больше ветру, воронью и людской молве трепать её тело. Ты не делал этого при жизни, так хоть после смерти исправь это. Слышишь меня, кусок мяса?
Король. Но как же я пройду туда, ведь мы в тюрьме, отсюда нет выхода!
Узник. Убей палача.
Король. Я не хочу больше убивать. У меня и так в сознании плещется огромный красный океан, а в нём плавают ужасные твари. И мне всё кажется, что я  падаю в этот океан, а они там меня поджидают. Как можно убивать ради того, чтобы спасти свою душу?
Узник. Глупец, твою душу уже никак не спасти. Но я готов тебе помочь.

Начинает стучать по стенам, голосом подражая Королю.

Узник. Палач! Палач! Ты слышишь меня, палач? Ты бросил в тюрьму своего короля! Открой дверь, жалкий раб, или мозги твои настолько изъедены червями, что ты ничего не соображаешь?

Палач заходит, не видит Узника, тот обхватывает его сзади за шею, душит, но не до конца. Тело Палача обмякло, но глаза открыты, Узник держит его за шею и говорит.

Узник. Вспомни, убийца, что было сто сорок лет назад. Помнишь короля, которого ты посадил в эту камеру, а потом казнил на рассвете? Помнишь звук, с которым его голова упала в большую корзину, в которой уже лежали другие отрубленные головы? Ты же любишь этот звук, с которым гильотина перерезает шеи? Ты любишь смерть, любишь кровь, а ещё ты любишь отрубленные головы. Ты любишь жонглировать отрубленными головами. А помнишь королеву, убийца? Шут в королевской мантии отдал её тебе и с нею ты вволю развлёкся. Знаешь, меня даже радует, что нет никакого добра и всепрощения, потому что таких, как ты, прощать не стоит. А сейчас взгляни сюда.

Оттягивает ворот. Глаза Палача расширяются от ужаса.

Узник. Какая ровная линия, правда. Именно здесь нож перерубил шею. Нож, который опустил ты.

Ломает Палачу шею. Тот падает наземь, обычный мешок с костями. Узник подходит к королю.

Узник. Ступай. Путь открыт. Иди, похорони свою королеву. Но к рассвету ты всё равно окажешься здесь. Как бы ты не убегал, куда бы ни прятался, - всё равно к рассвету ты окажешься здесь. Но сейчас ночь и до рассвета ещё далеко. Ступай, но помни, что ночь короче дня.


Действие 2

Король перед виселицей. На ней болтаются висельники, он смотрит на них и беззвучно шлёпает губами. Потом голос у него появляется и он начинает молиться.

Король. Я не знаю слов, и не надо никаких слов. Эй ты, Небесный отец, верни мне мою королеву. Где сейчас её она? Я надеюсь, что с тобой и не видит, что стало с её телом.

Лезет на виселицу, снимает сначала одно тело.

Король. О, да я тебя знаю. Вспомнить бы ещё как тебя зовут. Хотя зачем нам с тобой имена? Хочешь потанцевать? Когда я был моложе, я любил и умел танцевать, а как сейчас – не знаю.

Танцует с трупом танец, останавливается, швыряет его на землю.

Король. Ты просто мешок с костями, больше ничего. Больше нет в тебе любви, радости и веселья. Но в тебе они хоть когда-то были. А во мне их не было и нет. Во мне всегда жила ненависть, я считал всех ублюдками и выродками, я считал, что каждый человек – мерзостная тварь. Поэтому я поднял меч к великим войнам. Поэтому в моих подвалах черепа наполнялись кровью, а потом из этих черепов пили как из кубков. Вино и кровь, кровь и вино…Разве не прелестно это? Да что ты понимаешь в этом, ты просто…висельник.

Лезет на виселицу и снимает тело своей королевы.

Король. Привет, дорогая моя. Боже, какая ты бледная, как холоден твой лоб. Ты замёрзла? Я бы тоже замёрз, если бы висел на таком ветре столько суток. (Снимает с себя какую-то одежду, надевает на труп). Теплее? За что они тебя так мучили? Мне до сих пор слышатся твои крики. Помнишь нашу первую встречу? У Сиреневого ручья…

Откуда-то появился Узник. Выглядит он немного по-другому, но по всему его облику можно понять, что не стены тюрьмы держат его в заточении, а нечто другое.

Узник. Трогательная история.

Король вскрикивает, тело висельника падает.

Король. Ты? Снова ты? Зачем ты преследуешь меня, колдун?
Узник. Не нужно громких слов, ваше величество. Я не колдун, я король…как и вы.
Король. Зачем ты здесь, король-как-и-я? Ты сам отправил меня похоронить королеву, почему ты не даёшь побыть мне с ней наедине, прежде чем земля заполнит её внутренности?
Узник. Ты был с ней наедине очень долго. Помнишь, что я тебе говорил? Ночь короче дня. Светает.

Вместе смотрят на зарево рассвета. Именно в этот момент на некоторое время становятся видны их настоящие лица, а не звериные морды.

Король. Скажи мне, шут ты или король…Есть ли шанс всё исправить? Может ли быть такое, что когда утренняя звезда взойдёт, мы очнёмся в своих постелях, в своих домах, вокруг будет светло и не будет больше крови и смерти?
Узник. Такой шанс был когда-то, но мы с тобой его упустили. Если тебе станет легче, скажу вот что: если с одной стороны планеты темно, с другой её стороны всё равно продолжает светить солнце. Твоя земля, король, впитала слишком много невинной крови. Настало время пролиться крови убийц.
Король. Кто ты?
Узник. Я тот, кто держит равновесие сил. Ты согрешил, король. Слышишь, какой поднимается ветер? Но не слышишь ли ты в этом ветре ещё и стоны твоих жертв? Они зовут тебя.
Король. Милосердия!
Узник. А вот и колокола. (Опускается рядом с Королём на одно колено). Твоя королева любила тебя. Даже в те минуты, когда она умирала, она отказывалась проклянуть твоё имя.
Король. Ты был там!
Узник. Да, был. Как раз когда ты пьяный бегал по своему дворцу и делал вид, что ничего не происходит. Знаешь, что она шептала перед смертью? Слова песни, которую ты пел ей на вашей первой встрече. Той самой, у Сиреневого ручья.

Король трясётся.

Узник. Вы все висельники, король. Вы уже рождаетесь в удавках. И так всю жизнь в них и живёте. Лишь у немногих из вас хватает сил стянуть эту петлю с шеи.
Король (плачет) Помоги мне похоронить её.
Узник. Уже поздно. Здесь нет её тела.
Король. Да вот же она стоит, разве ты не видишь?

Бросается к какому-то силуэту в темноте, сдёргивает с него маску, под ней оказывается мёртвый Палач. Король кричит и падает на колени. Узник гладит его по голове.

Узник. Твоя скорбь мне понятна. (Раздаётся волчий вой) Прислушайся к ним. Прекрасная музыка. Ты знаешь, что собаки видят мёртвых? Видят и слышат. Мертвецы везде, король. Они стоят сейчас вокруг тебя, ты их не видишь, но они тут, рядом, они шепчут проклятия, и в их глазах я вижу языки пламени.

Король подползает к висельнику, лежащему на земле, снимает с него петлю, затягивает у себя на шее. С другого конца берётся Узник и тянет Короля на виселицу.

Король. Ты лжёшь!
Узник. Нет, я не лгу.

Делает петлю на виселице. Короля сейчас почти ничего не держит, кроме небольшого стула под ногами.

Узник. Обернитесь, ваше величество. Ваша королева стоит позади вас. Вместо глаз у неё кровавые раны, их выклевало вороньё. Вместо рук у неё только кости, потому что мясо съели бродячие собаки. А вместо души у неё – адское пламя, потому что душу её уничтожили люди. Она сверлит тебе спину взглядом, ты чувствуешь это?
Король. Чувствую!
Узник. На её губах чудовищные раны, но она что-то тебе говорит. Ты знаешь, что она говорит? Я скажу тебе. Она говорит, что хочет утопить тебя в сиреневой воде, что ж у неё будет такая возможность.

Некоторое время молчит.

Узник. Король! За то, что твоя земля захлебнулась кровью невинных, за то, что ты довёл до смерти женщину, которая любила тебя больше жизни, за то, что позволил призракам завладеть твоей жизнью, ты приговариваешься к смертной казни. Согласен ли ты с приговором?
Король. Да, согласен!
Узник. Если бы Бог существовал, я бы попросил Его принять твою душу.

Выбивает опору из-под ног Короля. Тот летит вниз, петля развязывается… и король падает на землю, живой и невредимый. Узник начинает смеяться.

Король. Нет, нет, ты не можешь со мной так поступить, нет!

Поднимается на виселицу, снова делает петлю, но она развязывается и он снова падает на землю. Затем снова. И снова. И снова. И снова.

А на заднем плане начинает говорить Узник.

Узник. Он думал, что смерть будет для него наказанием. И радовался этому, потому что надеялся обрести в смерти покой. Но не все заслуживают покоя. И едва верёвка коснулась его шеи, как сразу же развязалась. И не был он принят в Царстве Божием, и даже Ворота Ада закрыты для него. Он обречён вечно бродить по Земле, и вечно на шее у него будет висеть петля, но нигде не сможет он повеситься. И Небесам, и Преисподней он чужой. И на закате миров он будет продолжать искать место своего последнего пристанища, но так никогда и не найдёт.
На последних словах Узника почти не видно, слышен только его голос. Потом смолкает и он, видно только Короля, раз за разом забирающегося на виселицу и падающего с неё. И повторять это действие он обречён бесконечно.

ЗАНАВЕС.


Рецензии