Профессор

Профессор
В фойе общежития к вечеру началось оживление. Студенты-старшекурсники сдвигали стулья перед небольшой авансценой. Иностранные аспиранты принесли стулья с собой и сели впереди, сложив ручки и замерев.
- Что за мероприятие предвидится? - спросил я у суетящегося студента.
- Профессор Б… будет выступать со своими философскими лекциями. Обычно он выступает раз в год, и слушать его очень интересно и поучительно.
На подиум поднялся пожилой худощавый прихрамывающий мужчина с пристальным, охватывающим аудиторию взглядом и сарказмом в резких морщинах лица. Профессор, известный в стране ученый термодинамик, генерал-лейтенант запаса начал свое выступление. На меня, 23-хлетнего юношу, студента первого курса его постулаты произвели сильное впечатление. Он прошелся по философским началам основных религий (христианства, буддизма, магометанства, иудаизма), что в начале 60-х годов было, как бы, не дозволено  для обсуждения в больших аудиториях, и затем начал высказывать свои взгляды на некоторые аспекты жизни своих молодых лет. Ниже я привожу по памяти своими словами, некоторые его рассуждения.
- Человек в совершенстве знающий математику – независим. Он независим от партии, от должности, от денег. Ему не надо лебезить, преклоняться, надевать на себя маски.
Сам профессор, бывший выпускник дореволюционного университета, красноармеец, раненый в гражданскую войну в ногу был направлен в систему  ВИКЖЕЛДОР, где в то время заправляли старые спецы, корифеи науки, которые встретили молодого человека обструкцией, всячески подчеркивая его малограмотность в математических расчетах. И тогда он поставил себе задачу овладеть математикой так, чтобы они с ним советовались. Овладев математикой, он почувствовал внутреннюю свободу, он понял, что победил в себе раба от политики, власти, денег. 
Между прочим, я это понял спустя 50 лет, когда все мы столкнулись с феноменом математика Перельмана, отказавшегося от миллиона долларов. Многие люди в стране в шоке. Огромные деньги – вот они. За них убивают, насилуют, клевещут, предают, надевают на себя различные маски, а он, Перельман, деньги не взял даже для подтирки. Слава математику и математике, раскрепощающей людей!!!
Другим постулатом профессора было то, что каждый индивидум должен знать свой уровень, свой репер, линию, выше которой он если и пролезет, то станет смешон, и ниже которой он будет несчастен, не удовлетворен жизнью. Так надо поставить себе задачу определить свой репер, и стремиться к его достижению. И тогда ты будешь достойным человеком в той или иной области.
Далее – не сори словами, помни, что одним неосторожным словом ты можешь ранить, убить человека. Здесь он привел пример, и мы поняли, что это о Сталине, о котором в то время опасно было что-либо положительно высказывать.
- Вот, например, был руководитель, и вы его все знаете, который мог собрать совещание, молча прогуливаться между рядами стульев, набивая трубку, и затем объявить, что все свободны. То есть, он не нашел нужных слов для реализации той или иной задачи. Но если он заговорил, то каждое его слово было продумано, направлено на цель, ничего лишнего, пустого.
Лектор привел пример из своего прошлого, когда одна неосторожная фраза могла стоить ему жизни. Был у него начальник, академик, облаченный большой властью. Академик покровительствовал перспективному молодому ученому, доверялся ему, даже в гости приглашал. Страстной мечтой академика было избрание его в английскую академию наук, где одновременно присваивают звание лорда (вот пример, когда человек не знает своего уровня, в Англии не думали и не гадали). Однажды профессор принес на подпись важную бумагу, академик черкнул подпись, на что помощник заметил, дескать, почему вы не поставили сои титулы? Академик поднял умильные глаза и молвил:
- Лорд Тейлор никогда не ставит свои титулы.
И вот тут Б… нанес удар ниже пояса. Он мило улыбнулся и сказал:
- Так это же лорд Тейлор!
Все! Профессор заглянул в безумные глаза – в них было удивление, обида, боль, возмущение. И, наконец, сверкнули молнии:
- Вон!!!
Академик стал заклятым врагом Б… Он поставил цель его уничтожить. Шла война. От теоретических разработок в области термодинамики, теплотехники зависела разработка нового оружия. И разработанная Б… математическая формула должна была быть направлена на эти разработки. Но академик заявил, что формула ошибочна, а это грозило арестом, как вредителя. Профессор собрал лучших математиков страны, и они, изучив суть, заявили, что формула доказуема.
Другой раз академик заявил о пропаже важной для правительства справки, но профессор, пользуясь своим авторитетом и погонами генерал-лейтенанта, попросил перетряхнуть соответствующие архивы в кремле, и нашел справку, чем спас свою и других ответственных товарищей жизни.
Далее ректор коснулся космоса. Был 1962 год. В стране – эйфория от небывалых достижений в космосе. Но Б... как-то так пренебрежительно отнесся к космическим полетам, а именно: ракеты на существующем топливе слишком тихоходны, на них не достигнешь других планет, разве что на безжизненный Марс. В перспективе нет разработок топлива, кардинально изменяющие космические полеты. Вот разве что, если использовать энергию мысли. А что, дорогие мои, мысль имеет массу. Для меня это было совершенно непонятно, какая-то абракадабра.
В следующий раз встретился я с профессором только на экзамене по термодинамике  (на лекции я не ходил, подрабатывал грузчиком в аэропортах Москвы). На экзамене, взяв билет, я спокойно достал учебники и начал переписывать. Профессор и еще двое преподавателей занимались приемом экзаменов. Вот к профессору подошел пухленький краснощекий мужичок, лет за сорок, похожий на руководителя небольшого предприятия. Б… торжественно вручил ему объемистую папку.
- Вот, батенька, я сделал здесь ряд замечаний  по диссертации. Прочитайте и заходите ко мне на кафедру.
- А когда мне зайти, профессор? Можно через неделю?
- Что вы, батенька! Через годик, а может, через два.
Мужичок, повесив голову, вышел. Далее, профессору понадобилась какая-то ведомость. Он обращается к экзаменующему пожилому преподавателю:
- Поднимитесь, пожалуйста, на кафедру и принесите ведомость.
- Я не могу, вы видите, я занят. Я принимаю экзамен.
Ба! Я узнаю его – это известный доктор наук, принимавший участие в разработке международной системе единиц СИ.
- А я вам говорю, поднимитесь и принесите!
- А я вам отвечаю, что я занят!
Профессор обращается к другому преподавателю, еще не снявшему форму, видимо полковника:
- Скажите, батенька, что в армии делают с тем, кто не выполняет приказ?
Преподаватель поднялся и молвил:
- Трибунал!
Б… от неожиданности даже поперхнулся:
- Это ж надо: трибунал!
Затем зло посмотрел на меня, ухмыляющегося, и погнал к столу. Я разложил все записи, приготовился к защите, но он устало махнул мне:
- Идите, готовьтесь, придете вечером.
Нас набралось человек тридцать из потока. До вечера мы усиленно штудировали материалы. Но когда мы пришли на кафедру, он равнодушно раздал нам зачетки с «удом», оделся и, прихрамывая, вышел в метельный вечер Москвы.


Рецензии