толкование сказки Царевна-лягушка

Сказка «Царевна-лягушка»  - авторская, опубликована  Алексеем Толстым в 19 веке. В сборнике Афанасьева такой сказки нет. Но каноны волшебной сказки соблюдены, они диктуют поведение героев и развитие сюжета.
Сказка «Аленький цветочек» показывает нам вариант  сказки   о  красавице и чудовище. В сказке же «Царевна-лягушка»  герои меняются местами:  чудовищем здесь будет лягушка, то есть Василиса Премудрая, а  красавцем,  который идет её расколдовать, является  Иван-царевич. 
 Два героя  в линейном  Лабиринте сюжета  идут  навстречу друг другу. Царевна-лягушка уже в Лабиринте Смерти,  даже находясь в доме Ивана-царевича. К ней, то есть  к Лабиринту Смерти, и посылает отец Ивана-царевича
Перекресток, где встречаются два мира и два героя – болото. С точки зрения метафоры, это граница мира водного и земного, бессознательного и реального, царства Смерти и царства Жизни. Второй перекресток  у печки (метафора очищения), в которой сгорела лягушечья кожа, личина царства Смерти. Но если первый перекресток – встреча, то второй – расставание героев.
Иван-царевич и Василиса Премудрая  с честью проходят отцовские испытания: рубаха, ковер, хлеб (кстати, смертная рубаха, покрывало  и поминальный хлеб) – у них самые лучшие. Но следующий этап в процессе индивидуиации – не такой простой. Эпизод пира во дворце заставляет  царевича проявить выдержку и присутствие духа: не все смогут  проглотить  насмешки  за  столом   вместо   вина   да     царских  яств  и  не сбежать. И Либидо царевича просто взорвалось: не помня себя,  бежит  он  в свой дом и чинит расправу над помехой счастья: лягушачьей кожей. Но это он  так  думает, а  личина царства Смерти  приближает его к  себе ещё сильнее.
Иван-царевич  идет   в царство Смерти – это будет второй частью испытаний. Мудрец, который направляет его на его границу миров  к  избушке  среди глухого леса,  и Баба Яга знают историю Василисы Премудрой. Они помогают убить Кощея   Бессмертного, беса  смертного – таково одно из толкований  этого  имени.  В этом толковании  есть логика: нельзя убить Кощея, царя царства Смерти, это уж слишком даже для волшебных помощников, но беса  смертного, тюремщика красавицы, – в их власти.
Оба героя  вступают в бой с бесом (а верность Василисы Премудрой – её бой), побеждают  и выходят в царство Жизни. Так  заканчивается  и  сказка «Аленький цветочек».                У  главных   героев  двух  сказок  много общего: 
В начале сказок  дочь купца и Иван-царевич  подневольны:  она  едет на остров  к чудовищу, подчиняясь своей совести, а Ивану  велит царь-отец  взять в жены чудовище-лягушку.
Оба героя приближают разгадку  тайны: она решила  вернуться к чудищу;  царевич решает  сжечь лягушачью кожу.
Победить  в   царстве Смерти героям  помогают эмпатия и любовь: разбиваются  чары, наложенные на чудище.
Обретает новый статус дочь купца – Невеста.  Царевич преломляет  иглу  (метафора кастрации зла), обретая  новый статус – Герой.
       Таким образом,  сказочные герои проходят определенные этапы в обретении индивидуации, а значит, архетипы  Красавицы  и Чудовища  помогают понять нам, читателям  и слушателям  сказок,  и  развитие своего сценария жизни, или свою судьбу.


Рецензии
Вот как оно всё на самом деле... (очень много точек)
Не зря сказки эти живут столько столетий и люди не в силах их забыть.

Юлия Горская   12.03.2012 14:07     Заявить о нарушении
Я тоже проникся и накропал http://stihi.ru/2012/06/30/2693 некое подобие...

Владимир Мазурин   22.07.2012 05:43   Заявить о нарушении