Анна Самохина в воспоминаниях дочери

Королева Анна

В ее облике, взгляде, голосе всегда чувствовалось благородство особого свойства. Она была женщиной «голубых кровей», ей к лицу были не современницы, а героини литературной классики века XIX. Казалось, будто в век XX  она попала по ошибке, - лебединый стан, изящество в каждом жесте, сдержанность чувств и мыслей.  Ее место  -  на великосветском балу или в пушкинских санях, летящих «вдоль Невы широкой…». Ее силуэт напоминал миражи юных дев, теряющиеся в анфиладе комнат старинных особняков. В феврале 2012 года исполняется два года, как она ушла от нас. В тот мир, в который по-настоящему верила…
Сегодня об Анне Самохиной вспоминает ее дочь Александра…   


Саша, журналисты до сих пор не понимают, почему вы не назвали дочь в честь матери?
Когда я только родила, и встал вопрос о том, как назвать малышку, сначала хотели назвать в честь мамы – Аней. Но что-то мне мешало сделать это. Кто-то сказал, что называть ребенка в честь недавно умершего родственника нельзя. Да и я смотрела на дочь и думала: «Нет, ты не Аня». Было еще как вариант имя София,  но его забраковал дедушка, мой папа. Он очень хотел дать ей имя Аня. Но позже мы уговорили его на имя Ева. И вскоре я узнала удивительную вещь, когда вопрос встал о крестинах, – у этого имени два дня ангела в году – в августе и 8 февраля, а 8 февраля – это день смерти моей мамы. И само имя «Ева» в переводе – «дающая жизнь». Вы представляете? Я нигде ничего не смотрела, не подгадывала, значит, имя пришло само, именно то, какое нужно было дать

Саша, вам снится мама?

Очень редко, и мне очень жаль. Первое время чаще снилась, а с того момента, как я забеременела, стала сниться реже. Но вообще меня это очень удивляет, потому что мы с мамой такие люди, мы, когда она была жива, часто говорили о жизни после жизни, мы верующие люди, и мы были абсолютно уверены, я не знаю, откуда эта вера,  что после этой жизни, ТАМ, естественно, есть другая жизнь. Мы так много на эту тему говорили, ее эта тема очень интересовала, мне хотелось, чтобы она ко мне пришла во сне и рассказала, как ТАМ. Тем более, что ее мама часто к ней приходила. Когда моей маме было тогда 23, мне 3 года, ушла из жизни ее мама, тоже рано умерла, ей было что-то около 50 лет. Так вот, она к ней приходила, они даже где-то летали, и это были удивительные сны, когда мама описывала эти миры, то сказала, что они были похожи на картины Сальватора Дали. Уже сейчас мы понимаем, что рисовал он эти миры неспроста, Гала умела его погружать в иную реальность. Мама говорила: «Вот над такими в точности мирами мы пролетали с мамой». Но однажды моя бабушка приснилась маме и говорит: «Я ухожу далеко, и уже не смогу приходить к тебе». И все, она действительно на много лет перестала сниться маме. Я всегда знала, что у моей мамы был этот дар, она умела предвидеть, у нее были вещие сны, предчувствия, у меня, может, это есть, но, к сожалению, не проявляется в той мере, в какой хотелось бы. Говорят, в 28 лет открываются какие-то порталы. Мне безумно хочется встретиться с мамой во сне, я бы спросила ее: «Мама, ну как там, что?».

В первое время после ее ухода мне снились какие-то эпизоды нашей совместной жизни, при этом, в этих снах мне казалось, что мама жива, но потом я понимала, что это не так. С другой стороны, считается, если человек не выходит на связь, значит, у нее ТАМ все хорошо…
Саша, вы ведь скорпион по гороскопу, и именно им свойственная одна особенность, когда  умирает близкий человек, через некоторое время, примерно год, рождается новый член семьи.
Даже меньше, в моем случае полгода прошло, как я забеременела, и это для меня было совершенно неожиданно, незапланированно, я была поражена, когда до меня долетели мнения некоторых людей: «Как она могла, года со смерти матери не прошло, а она уже беременеет и выходит замуж. Это бред, конечно, порадоваться надо за человека. Это означает, что судьба, взяв у тебя близкого человека, тут же что-то дала, а именно – новую жизнь. И надо понимать, что все это неспроста. И обратный вариант также работает, когда все очень хорошо, когда к дому, что называется «прирастает», судьба видимо для равновесия, у тебя вычитает что-то. Кстати, говоря, мама заболела именно в тот момент, когда у нее начался карьерный взлет…

Говорили, что заболела она именно потому, что у нее были проблемы с бизнесом, депрессия, угас интерес к жизни…

Нет, ну что вы, какой спад? Наоборот, она очень много снималась, у нее было много предложений, она как раз вошла в тот возраст, - у любой актрисы есть сложный возраст, когда ты уже не девочка, но еще не мама, - когда стал у нее определяться типаж, и ведь такой актрисы, как она, сейчас нет, она ушла, а заменить ее некому. Хотя, знаете, в последние годы в ней появилась какая-то отстраненность.
Вообще, когда я сейчас с позиции времени вспоминаю ее, с расстояния, что ли, я понимаю, каким удивительным человеком она была, - тонкая женщина, глубокая, светлая. Особенно после 40 в ней появилась естественная мудрость, легкость, выражавшаяся в ее отношении к прошлому и настоящему, она не зацикливалась на потерях, в том числе и материальных, ну ушли рестораны и все, она отпустила эту ситуацию, водитель машину разбил, «Мерседес» ее любимый, она не подала на него в суд, не стала требовать возмещения ущерба, потому что от машины вообще ничего не осталось. Как на отпевании сказал батюшка: «Есть яблочки, которые очень рано созревают, и вот это яблочко созрело для Господа Бога и упало, оно уже не для этой жизни….». Что я скажу, это сугубо мое мнение, мне кажется, что в последнее время маме здесь было скучновато, и это несмотря на то, что у нее была работа, она искала себя в чем-то новом.   У нее было несколько идей: первая, создать для стариков место, где им будет хорошо, вторая,  открыть школу актерского мастерства для взрослых в Финляндии и эмигрантам преподавать.

Почему именно в Финляндии?

Она хотела уехать отсюда, она устала от такой жизни, у нее была работа, съемки, контракты, но сказать, что она мечтала получить какую-то самую заветную роль, нет, этого не было. Постоянная фраза, которую я от нее слышала: «Боже мой, какая халтура наше нынешнее кино и если бы ты знала, каким оно было раньше…», она успела почувствовать вкус настоящего, подлинного кино, которое было тогда, давно, поэтому нынешнее состояние киноиндустрии ее очень угнетало. Кстати говоря, недавно она приснилась моей тете, ее сестре Маргарите и  сказала: «Я тут играю в театре, тут так здорово, все по-настоящему, все замечательно». Поэтому мне казалось, что она уже была готова совершить этот переход, и на все, что вокруг нее происходило, она смотрела немного «над», со стороны. Видимо, так и должно было случиться, к сожалению, для ее родных. Для меня особенно, потому что мне ее безумно не хватает. Не хватает не только как мамы, но и как подруги, близкого человека, мы жили в унисон, понимали друг друга с полуслова. Мы были как будто одной группы крови. У нас были одни и те же идеалы, представления о жизни. Так что я потеряла не только мать, но и самого близкого друга. Скажу честно, как с матерью, у нас поначалу непросто складывались отношения...

Почему?

Я росла в, как мне казалось, чуть ли не сиротских условиях, в том смысле, что мне всегда не хватало родителей, а мамы в особенности. Так часто бывает в актерских семьях, но из-за сумасшедшей занятости мамы, родители были вынуждены отдать меня на воспитание бабушке. И с 2 до 8 лет я практически не видела папу с мамой, естественно я скучала, а когда приехала сюда, в Петербург, тоже маму я видела очень редко – у нее был шквал работы, она снималась не переставая.

Сложился ли у вас образ мамы в то время?

Да, она казалась мне волшебной феей, ароматной, воздушной, такой, что ее хочется обнять, вот она впорхнула, и сразу вокруг все менялось, но тут же исчезала, а мне так хотелось продлить эти короткие мгновения счастья.

Вы говорите, что в 2 года родители отдали вас на воспитание бабушке, потому что мама все время занята, а папа где был?

Папа тоже работал, он был актером, но кроме этого подрабатывал как художник и, хотя специального образования у него не было, он расписывал гипсовые маски, я помню, как у нас ведь дом, весь пол был устлан этими гипсовыми масками,  - мы жили уже в Питере, на Петроградке, так вот целая комната метров 30 была, и весь пол был завален этими масками, мы с мамой через них осторожно перешагивали. Потом папа продавал их иностранцам, а попутно работал в «Балтийском Доме» там же, где и мама. Актерская карьера у него сложилась не так успешно, как у мамы, хотя и у него были главные роли, но возможно это случилось еще и потому, что папа все время сидел со мной. Я помню мне 5 лет, мы все на пляже, у него на коленях книга – названия не помню, что-то про ауру,  энергетический вампиризм, мы с ним сидим и обсуждаем все это, в 8 лет я уже читала «Розу мира» Данила Андреева. Конечно, а далеко не все тогда понимала, но в книге были главы, которые мне особенно нравились -  о мирах, которые Андреев описывал так красочно, что это уже становилось художественным произведением. Я  с абсолютным упоением это читала, потом обсуждала с папой.

Но были ведь моменты, когда мама возвращалась к дочери и мужу, какие происходили перемены?

Когда мама возвращалась со съемок, это был праздник, потому что в это время я ела что-то кроме яиц, когда мамы не было, я ела исключительно жареные яйца – яичницу, проще говоря, это все, что умел готовить папа. К слову говоря, в то время в стране с продуктами было не очень богато, деньги были, но на них ничего нельзя было купить.  Поэтому разносолов особенных не было, поэтому помню, когда кто-то из гостей принес бананы, это была такая экзотика, такое счастье. Сметану с творогом я ела как чуть ли не деликатес. Поэтому папа не особо фантазировал на тему моего питания…

Ребенка кашкой надо кормить…

Не до этого ему было. Приключилась у нас однажды история: мама на гастролях, я дома с папой ем яйца с утра до вечера, и вот наступает канун приезда мамы. В таких ситуациях я обычно загодя убираюсь в квартире, потому что все завалено папиным творчеством, гипсом, красками и так далее. И вот в процессе уборки мне стало плохо, я не поняла, почему, но прилегла. Приезжает мама, в квартире – творческий беспорядок, ребенок, отравившийся яйцами, лежит в бледном виде на кровати, и приезжает мама. Представляете, какой подарок?

Да…

То есть мы без нее с папой, что называется, зажигали. Но когда мама приезжала, все менялось как по волшебству, первое, что она делала, это вставала к плите. Готовила она потрясающе. Это у нее было в крови. Ее научили этому в Ростове-на-Дону, в общежитии, тамошние женщины вообще хорошо готовят. А когда мама готовила, само собой, появлялись гости.

Было ли у нее любимое блюдо или блюдо фирменное, которое у нее особенно хорошо получалось?

Не скажу, что это было какое-то особенное блюдо, гурманское, трюфеля или что-то в этом духе, нет, но у нее всегда бесподобно получались пасты. Как только мама приезжала, у нас начинались творческие посиделки, дня не проходило, чтобы к нам не заглядывали на огонек музыканты, актеры, и не только. Много народу приходило. И я всегда сидела за столом со взрослыми, меня не выгоняли. Иногда, когда у кого-то возникало желание сказать нецензурное слово, мне закрывали уши, но практически все вечера я сидела, развесив уши, слушала актерские байки, анекдоты, смешные истории. 

В квартире, где мы разговариваем с Вами, ваша мама жила?

Да, мама жила здесь где-то года три, и за полгода до своего ухода, она уехала жить в другое место. Причем эти три года были особенными, потому, что мы прожили их  с мамой вместе. В первую очередь, это было нужно мне, у меня был тяжелый период в жизни, и мама это поняла.

У Анны не было своего жилья?

К сожалению, нет, она все время снимала квартиры в разных районах города.
Я как раз хотела спросить вас об этом, она ведь долгое время маялась без жилья?
Она не маялась совсем по этому поводу, она вообще ко многим вещам в жизни относилась легко, просто много переезжала, начинала с  коммуналок и комнат в общежитии. Здесь в Питере тоже сперва все вместе жили в коммуналке на Петроградской,  потом выкупили эту квартиру, спустя время, мама ушла ко второму мужу. Эта квартира как бы наша – это папиной мамы.

Анне нравилось здесь жить?

Нет, абсолютно нет, эта квартира слишком темная. И сам Ленинград ей не нравился, климат ее напрягал, здесь невозможно жить, здесь нет солнца света, воздуха, открытых пространств мало. Я тоже хочу в ближайшие год-полтора отсюда съехать. Присматриваю квартиру в новом доме, на верхнем этаже, с парком, зеленью, чтобы с ребенком было, где гулять. А мамина история с квартирой так и не сложилась, за время ее второго брака они тоже снимали жилье, потом они разошлись, потом был третий муж, у него она жила, и только расставшись с ним, она переехала ко мне, сюда, потому что у меня был тяжелый период, кризисный, и она понимала, что нужна мне даже, несмотря на то, что квартира ей очень не нравилась. 
Вы прожили в этих стенах вместе три года…. Да, и это годы для наших взаимоотношений были самыми важными.

Почему?

Потому что, во-первых, мы много ездили на гастроли. Это воспоминания на всю жизнь, как мы ездили во Владивосток, например, или я помню историю, как она потерялась в тайге, когда мы ездили со спектаклями по Сибири. Там, в Сибири, я организовала экскурсию по Столбам – это заповедник такой, совершенно чудесный. Так вот, отправились мы с утра на экскурсию, я, мама, Татьяна Дмитриевна Ткач, замечательная актриса довольно преклонного возраста, и вторая актриса, тоже уже немолодая. Нас подвезли на автобусе к заповеднику и сказали: «А теперь два часа пешком вверх и столько же вниз». Мама на эту прогулку одела шлепки, идем, жара страшная, июль, комарье летает, через некоторое время мама понимает, что шлепки ей натирают, вокруг ни души, стоит какой-то заколоченный ларек и около него брусчатая скамья. Мама на нее села и говорит: «Ребята, дальше идите без меня, я вас здесь подожду».  Мы пошли вверх, экскурсовод шутила: «За ваши деньги, девочки,  любые извращения». Это была адская прогулка, потому что когда мы поднимались вверх, пошел ливень. Мы стали скользить, я поддерживаю своих спутниц под руки. Надо сказать, что когда мы все-таки дошли до Столбов, зрелище это было потрясающее. Насмотревшись, проникнувшись этой красотой, мы пошли вниз. Выглянуло солнышко, мы шли в хорошем настроении, и проходя мимо ларька, мы маму там не обнаружили. Я зная маму, подумала: «Будет она нас тут два часа ждать, у нее есть деньги, она дошла до трассы, поймала такси и поехала отдыхать в гостиницу». Мы возвращаемся в город, до спектакля остается полтора часа, я моюсь в душе, и тут в дверь моего номера стучит наш администратор Леша Головин: «Где мама, Саша?». Я говорю: «Как где, у себя в номере отдыхает». «Ее там нет», отвечает он. Мы просим, чтобы нам открыли ее номер, потому что нам никто не отвечает. Следов ее присутствия в нем нет. И тут мое богатое воображение начинает рисовать картины одна страшнее другой: я оставила маму одну в тайге, где ходят лоси, медведи, может она отошла в кустики, а ее там какой-нибудь медведь задрал. Я забила тревогу, вызвали МЧС. В результате что оказалось: мама, когда ей наскучило сидеть на этой скамье, пошла в лес и наткнулась на сторожку лесника, устроилась там, оттуда было хорошо видно дорогу, по которой мы должны были возвращаться. Но именно в тот момент, когда мы проходили мимо, она решила отлучиться в кустики. Она потом рассказывает: «Я сижу-сижу, час до спектакля, вас нет, где вы?».

Вы ее нашли?

Она сама вернулась. Мы вечером хохотали над этой историей. Но смех-смехом, скажу вам честно, тогда, в тайге я испытала панический страх, что я ее потеряла. Я даже представить не могла, что совсем скоро, через два года я ее действительно потеряю. И это произошло, я даже описать не могу, насколько тяжелые моменты мы пережили. Но это жизнь, и знаете, в итоге после таких ситуаций ты сразу взрослеешь. И, во-вторых, ты понимаешь, что если ты такое можешь пережить, ты очень сильный человек. Вообще человек - это сильная сволочь (смеется).

 В последние месяцы жизни вашей мамы пресса писала, что она потеряла интерес к жизни, обособилась…

Я пытаюсь донести правильную информацию журналистам, но они меня не слышат. Мама не обособилась, у нее не было депрессии, она не чувствовала себя несчастной, совсем нет. Она словно была над этой жизнью. Она много работала, много общалась, но, кстати говоря, сказать, что она любила шумные компании, не могу. Она больше любила полежать, почитать то, что ей интересно, общалась в основном уже только с теми, кого любила или кто был ей близок. Она не была душой компании, заводилой.

А были у нее лучшие друзья, может, коллеги, с которыми она переживал какие-то интересные приключения?

Все ее лучшие друзья не были актерами. И я могу понять, почему – актеры очень специфические люди, это если мягко сказать. Иногда уши вянут, и сворачиваются десять раз в трубочку, когда слышишь их высказывания друг о друге, как любят перемыть друг другу косточки, не передать. И моя мама на этом фоне просто что-то удивительное, никогда, ничего ни про кого. Актеры, как правило, очень завистливые люди, амбиции большие, счастливых возможностей и таланта на всех не хватает, реализуются единицы. И те, кто не реализуются, ищут виноватых, а кто у нас виноват в таких случаях, тот, кто успешнее, поэтому таких людей надо облить грязью с ног до головы. У мамы был нетипичный актерский характер. Поэтому друзья у нее – из других областей, например, самая близкая подруга - Элла, директор у Кончаловского-младшего, и Ирина Газманова, первая жена Газманова.

Может, вспомните, истории какие-нибудь любопытные?

Ой, была одна,  когда однажды вечером девочки хорошо погуляли, а наутро у мамы были съемки, они решили помочь ей освежить лицо, и кто-то из  них предложил народное средство, которое они вычитали в женском журнале – нанести на лицо зубную пасту.  Так и сделали. Но вместо того, чтобы эту пасту смыть через несколько минут, они благополучно заснули. К утру лицо у мамы покрылось волдырями, было жуткое раздражение, в общем, кошмар, как они там вывернулись, не знаю…

Я читала, что Анна очень любила Египет, много раз туда ездила…

Я не знаю, чем именно он ей так полюбился, но иногда она рассказывала о том, что они с ее мамой, то есть, моей бабушкой, во сне летали над мирами, где желтый песок и синее небо, может Египет напоминал ей эти миры…Она чувствовала с Египтом связь, может, что-то было в прошлых жизнях, и она жила там. Мы ездили с ней дважды туда, посещали Луксор, Каир, когда мы с ней ездили туда, мы были на пирамидах, и наш проводник вдруг показывает на маму и говорит что-то по-английски, оказалось, он сказал «египетские глаза».

Может она жила там когда-то…

Вполне возможно, точно также меня безумно тянет в Испанию. Я никогда там не была, но хочу туда безумно. Почему? Не знаю. И это уже, наверное, мистика.
 
А ваша мама боялась 2012 года?

Она верила в это, часто думала, но это не было на уровне какой-то безумной фобии. Однажды приходит она ко мне и говорит: «Саша, нам надо перебираться в Сибирь», я спрашиваю: «Зачем». Дело в том, что она где-то вычитала, что Сибирская возвышенность уцелеет в результате всей этой катастрофы под названием «конец света». Опять же не скажу, что эта мысль была у нее навязчивой, нет, но может она что-то чувствовала, вибрации какие-то, как тонко чувствующий человек.

Было ли что-то, о чем ваша мама жалела?

Знаете, за некоторое время до ухода мама сказала мне: «Как жаль, что мое время закончилось, если бы я знала раньше, что скоро уйду, я бы делала добра гораздо больше…». Может со стороны эта фраза выглядит высокопарной, но она действительно так думала. На самом деле, она очень многим людям помогала. Когда она ушла, я узнала о некоторых знакомых о ситуациях, в которых мама их поддержала, и оказала реальную помощь, финансовую и не только. А я жила рядом с ней и не знала об этом…

Вспомните конкретные случаи?

Даже не знаю….Когда была годовщина ее смерти, к нам пришли друзья, и сидя за столом каждый вспоминал, чем мама ему или ей помогла. Например, одну ее знакомую положили в больницу и она говорит: «Я не ожидала, что Анечка  приедет ко мне, в очках, без косметики, чтобы никто не узнал и привезет всякие необходимые в таких ситуациях вещи и лекарства». Не говоря уже о том, скольким людям она помогала деньгами на операции, на жизненные сложные ситуации, причем бывало это неоднократно. Да много всего было, мама не любила об этом распространяться.

Может за это бог пожалел ее и дал легкую смерть при таком страшном диагнозе …

Да, это правда, даже врач сказал, что подобное редкость…Когда я ее увидела, я была удивлена, у нее лицо было светлое-светлое, и улыбка на губах, будто в самый последний миг она увидела что-то очень красивое, умиротворяющее и перед ней действительно божьи врата распахнулись… Может ее мама там встречала, мы этого никогда не узнаем, но то, какой я ее увидела, я не забуду до конца своих дней.

О чем вы разговаривали с ней в последние дни?

Она говорила мне, что жизнь продолжается, но однажды вспомнила необычный сон, который ей приснился много лет тому назад, и она назвала его «Космический спектакль», тогда он ей очень понравился, потому что он был какой-то сказочный, неземной, там взрослые были детьми и играли с такой легкостью, упоением. Она записала этот сон в свою записную книжку. И вот тут-то она мне говорит: «Саша, а может мне пора сыграть космический спектакль?». Но сказала это так спокойно, без истерики, страха. Мы посмотрели друг другу в глаза и многое поняли. Поэтому, когда она ушла, я не спрашивала себя: «За что, почему именно она?». Мама меня успокаивала своей мудростью, и эта мудрость передалась мне, я поняла: просто пришло ее время, видимо ТАМ она нужнее…

Обычно родители, понимая, что уходят, беспокоятся за детей…

Тут была такая ситуация, в тот период, когда мама узнала о своем диагнозе, она уже за меня не волновалась. Даже, когда я ей однажды сказала: «Мама, ты меня бросаешь», она посмотрела на меня и говорил: «Я знаю, у тебя все будет хорошо….». И она действительно это знала, и вполне возможно именно эта вера облегчила ее уход. Как раз до этого у меня было три тяжелых года, когда я металась в сомнениях, не знала, чему себя посвятить, не понимала, в чем мое призвание, потому что уже поняла, что актерство – это не мое. Отсюда ощущение никчемности, как истинный Скорпион я с утра до вечера занималась самоедством, и мама все это видела…

Мама была для вас хорошим примером и как женщина, и как актриса…

В том-то и дело, я видела маму и понимала: какая она великолепная, можно сказать, совершенная женщина, а я рядом с ней кто?

Я сразу вспомнила про Изабеллу Росселлини, которая всю жизнь мучилась от того, что пыталась дотянуться до «мисс Совершенство» - Ингрид Бергман, своей матери.
 
Да, это безумно тяжело. В этом смысле я восхищаюсь Кристиной Орбакайте, потому что понимаю, хотя не в полной мере, что ей пришлось пройти, чтобы вынырнуть из тени своей матери и стать самостоятельной личностью. Но я справилась, в тот момент, когда я поняла, что у меня есть достоинства, что у меня есть свой путь, началось мое, скажем так, возрождение и, кстати, мама сыграла в моем возрождении не последнюю роль.

В такие моменты жизни нам так нужна любовь близких,  а кто поддерживал вашу маму, это я про мужчин…

Ой, знаете, мужчинам рядом с мамой было тяжело, она ведь была такая сильная, такая умница, и конечно почти все до нее не дотягивали. В последнее время рядом с ней был человек, который ее любил. Она вообще обладала удивительным даром – притягивать к себе любовь. Все отношения у нее начинались хорошо, мужчины понимали – рядом с какой женщиной находятся, но в определенный момент начинались разногласия, в каждом союзе – свои. Некоторые мужчины начинали задумываться о том, что она зарабатывает больше, что она умнее, успешнее. И пошло-поехало, комплексы, жалобы, истерики, все, что в наших мужчинах присутствует со знаком «минус», начинает выплывать наружу. Вы же понимаете - «это Анна Самохина, а это муж Анны Самохиной»,  приложение к….

И все-таки Анна Самохина, как мы знаем,  со своим первым супругом прожила 15 лет, как начиналась их любовь?

Да, у них действительно с самого начала была большая любовь. Они познакомились в театральном институте. Маме он сразу понравился, он был ее на восемь лет старше, невероятный красавец, статный, высокий брюнет. Он и сейчас красивый. Я однажды разбирала коробки писем, любовных естественно, от его поклонниц – это что-то, какие он чувства у женщин  вызывал. Так вот, он был видный мужчина, всегда модно одет, ему в то время удавалось доставать фирменные вещи, а мама – в скромном перешитом школьном платьице, худенькая с огромными, как у косули глазами. И поначалу папа не обратил на нее внимания, но потом его друг Павел Лактионов ему однажды говорит: «Смотри-ка Аня Самохина-то ничего девчонка…».

Подгорная…

Да-да, Подгорная, а отец отвечает: «Ты чего, это же подсудное дело, она же несовершеннолетняя, ей 15 лет…». Но спустя время они поехали на картошку, стали там общаться. И первое, что его зацепило в ней – ее мудрость. В 15 лет насколько она была умная, тонкая в душевном плане. Это потом ей пришлось надеть маску холодной леди, чтобы защититься от лицемерия той среды, в которой ей доводилось вращаться.

Скажите, Саша, мама когда-нибудь делалась с вами мыслями относительно своих первых ролей, какие чувства они в ней вызывали…

Мама году в 85-86 написала письмо своей маме, - я бережно его храню до сих пор, - в нем она говорит: «Мама, меня утвердили на роль в фильме Юнгвальда-Хилькевича «Узник замка Иф», возможно именно эта роль станет для меня актерским трамплином…». То есть, уже в это время она предчувствовала тот успех, который действительно сбылся. И  тут же, в этом же письме есть такая фраза: «Мне так тяжело, потому что я очень близко принимаю проблемы не только свои, но и чужие…». И это было так на нее похоже, потому что всю жизнь, сколько я ее знала, она никогда никому не могла отказать. Как только выяснялось, что кто-то нуждается в ее помощи, мама все бросала и оказывала эту помощь. Однокурсники позже вспоминали, что для них она была лучиком солнца, безотказна, когда надо кого-то поддержать или спасти.

Вы сказали, что позже она надела маску холодной леди…

Да, совсем недавно я узнала, что у нее были очень непростые съемки в «Царской охоте», что коллектив московских актеров не принимал ее и Колю Еременко. И когда ассистент по актерам Наташа Лукницкая спрашивала столичных актеров:  «Почему вы их не зовете с собой – имелись в виду актерские посиделки между съемками», ей отвечали: «Это провинциалы». И мама это прекрасно видела и понимала, как тонко чувствующий человек, поэтому она выбрала именно такую тактику поведения – несколько  отстраненную.
 
Правда, что ваши родители поженились, когда Анне было 16?

Да…

Так ведь она была несовершеннолетняя, жениться-то можно было только с 18?
 
Тогда вроде бы можно было и в 16. А может они поженились в 18, но жили вместе с 16. Скрывали этот факт от ее мамы…

Почему, она была против?

Ну, конечно, что вы, такое сказать матери, у них отношения были не как у нас, если мы с мамой подружки, то у нее с мамой были четко родственные отношения «Мать – дочь», поэтому были вещи, которые она просто не могла ей сказать, хотя очень любила ее.

Вашей бабушке было трудно, ведь она воспитывала Анну и ее сестру одна?
 
Да, отец моей мамы рано умер от цирроза печени, в 33 года, он работал сталеваром на заводе, человек был интересный, писал стихи, играл на нескольких инструментах,  и видимо нереализованные творческие амбиции и стали причиной его пристрастия к алкоголю. Когда он умер, мама, в смысле моя бабушка, много работала и мама с сестрой часто оставались дома одни.

Анна вспоминала однажды, что ей пришлось даже взять в руки топор…

Да, ей было тогда лет 8-9, когда пьяный сосед по коммуналке в очередной раз напившись, стал ломиться к ним в комнату, их мамы дома  не было, они жутко перепугались, и маленькая Аня схватила топор, они спрятались за стол, так и просидели до тех пор, пока не пришла мама. Страшное было детство, нищее к тому же, абсолютно нищее… У нее сохранилось одно фото, где она в каком-то скромненьком сарафанчике стоит под дождем раскинув руки, и подпись: «Хороша я, хороша, только бедно одета». Их мать перебивалась как могла, и все-таки выросли девочки какие, выбились в люди. Сестра Маргарита – известный художник, она станцию ВДНХ под гжель расписала.
 
Правда, что Анна всю жизнь боялась нищеты?

Конечно, такое пережить в детстве! Кто ж хочет повторения подобного? Да, она боялась остаться без денег,  всю жизнь ее преследовал этот страх. У меня его нет: я выросла в обеспеченной семье, бабушка, у которой я жила в детстве, тоже хорошо зарабатывала, как старший научный сотрудник, позже мама всегда на съемках хорошо зарабатывала, деньги в семье были. Поэтому мама, у которой было такое нищее детство, безумно боялась остаться без работы, без средств к существованию.

Существовало ли в вашей семье понятие праздника, семейного торжества, дни рожденья, например, справлялись?

Нет, в нашей семье это было не принято. Я наверное буду вводить эти традиции – праздновать хотя бы дни рождения вместе, но у нас все было разрозненно, мама в одном месте, папа в другом, я в третьем…

А как же Рождество, Новый Год, это же семейные праздники, сам Бог велел собраться вместе…?

У нас бывали часто праздники без праздников, то есть, как только приезжала мама, она начинала готовить, собирались гости на посиделки и чуть ли не до утра…Это действительно запоминалось надолго, а дни рождения? Могли просто подарок преподнести с утра и все…
 
Я часто слышу от актеров, начинающих карьеру в Петербурге, что настоящих успехов можно достичь только в Москве, вашу маму ведь приглашали в Москву?

Да, приглашали, был это 2002 год, кажется, я училась на втором курсе театрального института, но мама была в очень тяжелом психологическом состоянии, она только что трудно развелась со вторым мужем Дмитрием. Хотя у них в начале все было хорошо, но расставались они непросто. Тут же нарисовался третий муж, тогда еще просто почитатель, приехал из Всеволожска и забрал ее к себе.

Таможенник?

Да, (смеется) под кодовым названием «таможня». Боже мой, когда я вспоминаю этот период ее жизни, я думаю: «Ну почему именно он тогда возник на ее пути?».

Что он ей дал в плане жизненного урока, что ей вообще давали ее мужчины?
 
Она никогда о своих мужчинах старалась плохо не говорить, как о людях вообще. Ей одно время один модный журнал предлагал рассказать историю ее «любовей», за огромные  деньги, -можно было машину неплохую купить - она отказалась, это было ее решение, и это тоже говорит о ней, как о человеке. Что они ей давали? Это вопрос, наверное, все-таки она им больше давала, я не знаю, почему в результате она выбирала именно этих мужчин, может, у меня есть такая догадка, что, невзирая на свою красоту, она в глубине души была неуверенным в себе человеком…

Как большинство красивых женщин…

Да, а от этого возникают проблемы в личной жизни, проблемы с самооценкой, и это влечет за собой выбор определенного мужского типажа. Я не могу утверждать, что именно так и было, потому что мы с мамой никогда это не обсуждали. И в этой связи я вновь и вновь спрашиваю себя: «Почему именно эти мужчины оказывались рядом с ней».

Не почему они оказывались рядом, а почему она выбирала именно их? 
 
Да, ведь когда женщина выбирает мужчину, она ждет от него чего-то конкретного, и получает это. Значит, мама получала от своих мужчин то, чего ждала от них.  Почему у меня возникли такие догадки? Потому что мама искренне считала себя некрасивой, пока она не накрашенная. Когда ее спрашивали: «Ваш рецепт красоты», она отвечала: «Я накрашусь, оденусь и тогда я красивая». Первое время я думала, она рисуется, потому что дома в быту я видела, какой она была без косметики – у  нее прямые черты лица, живые глаза, поверьте, она была красивая без косметики.
 
Что стало причиной разрыва ваших родителей?

Папа в какой-то момент решил для себя, что он не готов менять кардинально жизнь, свою жизнь, а мама хотела идти вперед, у нее резко прекратились съемки, а до этого именно она зарабатывала больше, как актриса. Даже произошла одна неприятная для нее история, когда она пришла на съемки в обуви со стоптанными набойками, и кто-то за ее спиной не преминул высказать: «Ой, звезда, а ходит в стоптанных туфлях». Вот мне такая история – по барабану, а ее это обидело, - ранимая она была, - потому что это опять отсылка на ее бедное детство.

И тогда….

Тогда она предложила папе: «Давай вместе начнем свое дело», но папа безумно боялся, на дворе начало 90-х  - безумные бандитские годы. Она никогда не была только актрисой, в ней была тяга к разносторонности, ей все время хотелось попробовать себя в чем-то новом. И в тот момент она четко решила для себя, что займется бизнесом, но для отца это было чем-то абсолютно нереальным, потому что он не хотел связываться с теми людьми, которые в то время называли себя бизнесменами.

В это же время появилась студия «Диапазон», руководителем которой стала ваша мама?

Да, но я эту тему не очень хорошо знаю, мне было тогда лет 10-11 и все прошло как в тумане. Знаю про рестораны, что это было маленькое кафе с пластиковыми столами у Дмитрия, тогда же, когда началась эта история с ресторанами, по «Ленфильму» ходили слухи, что за Самохиной ухаживают олигархи, что у нее есть яхты, меха, что она купается в бриллиантах. Это смешно, ничего подобного не было, вы даже не представляете, каких трудом и нервов маме стоило поднять эти два ресторана «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский». Она влезала в долги, - брала взаймы у своих друзей, у той же Иры Газмановой, - постоянно находилась в моральном напряжении, думаю, что это существенно укоротило ее жизнь. Как только появились рестораны, вместе с ними в ее жизнь вошли плохой сон и снотворное, как она решилась на все это, я не знаю.

Может, если бы она знала…

Вполне возможно, что она не стала бы во все это погружаться. Но это был период ее жизни, когда рядом с ней был ее второй муж – Дмитрий. Он ее покорил именно этим – желанием делать вместе с ней одно дело. На этой почве они сблизились. Пускай у него что-то не получалось, были ошибки, но ей нравилась его активная жизненная позиция.

То есть, они сошлись на бизнес-волне…

Да, ей было приятно, что есть мужчина, который помогает ей, поддерживает ее, и готов вместе с ней менять жизненную реальность. И какое-то время они очень неплохо жили вместе. Она радовалась, что ее рестораны пользуются популярностью – к ней приходились отобедать и Пьер Ришар и Лив Тайлер, и еще кто-то из знаменитостей зарубежных был, я уже не помню кто.

Как получилось, что она потеряла рестораны?

Просто они расстались с Дмитрием, и она ушла из дела, а так как она была брэндом, лицом этих двух ресторанов, то постепенно все сошло на «нет».  Причем за 7-8 лет, которые она посвятила этому, ее дело раскрутилось по-настоящему, а как только она ушла, тут же все стало загибаться.

И все-таки, если так было хорошо, почему она бросила ресторанный бизнес?
 
Ей стало скучно, надоело. Она перестала заниматься пиаром этих заведений, потом выяснилось, что нужны дополнительные вливания, так все и затихло. Она нисколько не жалела, потому что к тому моменту рестораны приносили ей гораздо меньше денег, чем она зарабатывала на съемках и в антрепризах, да и занятие это все-таки нервное, так что, нет, отпустила спокойно.
 
Пресса писала, что последние годы она очень переживала потерю ресторанов, может поэтому и заболела…

Ничего подобного, она жила хорошо, ни в чем себе не отказывала, хорошо одевалась, путешествовала, у нее был «Мерседес», тот самый, который потом ее водитель разбил. Он поругался с женой, напился и сел за руль, в результате сбил двух женщин, по-моему, не насмерть, получил год условно. Машину разбил вдребезги. И что моя мама? Ничего с него не потребовала, ничегошеньки, сказала: «Ну чего я с него требовать буду?». Дело в том, что он очень долго с мамой работал и в ресторанный период в том числе, он был практически, как член семьи. Так что простила она его.
 
Почему именно «Мерседес» был ее любимой машиной?

Я ее не спрашивала, но, наверное, ей нравился стиль, и цвет у нее был любимый – черный. Это же стильно – черный «мерседес». Но покупать новую машину она не стала, хотела одно время, но потом раздумала. Ездила на такси. А в Москве так вообще в метро, утром выходила в очках, ненакрашенная и ехала. Ей это очень нравилось. Она вообще была очень простой человек в таких вещах.

Эта простота согласуется с тем, что ей было не все равно, что о ней подумают и как она выглядит?

Вы знаете, в ее жизни был период, когда она стремилась к роскоши, и это было следствием ее бедного детства и юности. Она стремилась к красоте, покупала дорогую одежду, косметику, украшения, много путешествовала, но потом, получив все это, она успокоилась. Она поняла, что без работы не останется и всегда сможет прокормить себя и свою семью. И страхи ушли.

Мы начинали интервью с разговора об эзотерике, ином мире, мне хочется закончить его литературной мистикой, а именно вашим с мамой участием в спектакле «Мастер и Маргарита». Этот роман считается несчастливым для тех, кто берется его трактовать на сцене или в кино, ваша мама не боялась играть Маргариту?

Нет, а чего бояться-то, Вера Сотникова, Ольга Кабо играли Маргариту, все живы, дай Бог им здоровья. Хотя сам ввод мамы в эту роль был довольно интересным. Все началось с того, что я только что выпустилась из института и меня взяли в театр к Левшину. Проработала я у него полгода, и вдруг однажды раздается звонок, звонит какой-то украинский продюсер Рачковский и предлагает сначала роль Маргариты маме, она отказывается, тогда он решил подъехать со стороны дочери. Говорит: «У меня есть спектакль «Дракула» и там есть роль Мины, как раз для Сашеньки…». Он меня только что увидел в каком-то глянцевом журнале. Мне высылают текст, я еду в Украину, объяснили, куда, как проехать, приезжаю, выхожу на станции Горловка, а у меня еще кончились деньги на телефоне, стою на перроне, тьма тьмущая.

Представляю ваше чувство….

Да, не из приятных, минут через десять ко мне подходит такой типичный «браток» с «цепярой» золотой на шее, смотрит на меня и говорит: «Я думал, вы выше ростом». Я внутри себя возмутилась: «Господи, за мной прислали какого-то водителя, и он еще будет мне тут говорить, какого я должна быть роста…». Мы садимся в машину, начинаем разговаривать, и я понимаю, что это и есть продюсер Рачковский. Он привозит меня в театр и говорит: «Через два дня мы играем спектакль «Мастер и Маргарита», знакомит с актером, который должен играть роль Мастера. Я ничего не понимаю, я учила роль Мины.  Меня начинает трясти, я звоню маме: «Мама, меня заставляют играть Маргариту, мне 21 год, какая Маргарита?». И мама мне говорит: «Отступать  поздно, давай». Так я ввелась в этот спектакль. Я потеряла за два дня 5 килограмм, не могла заснуть, а когда под утро засыпала, мне снился кот Бегемот. Я уже не помню, как я вышла на сцену, как отыграла первый спектакль, помню только, что меня все хвалили, и вскоре начались гастроли по Сибири.
    
А как мама-то появилась в роли Маргариты?

Через меня, вся эта история со мной была хитрой стратегией продюсера Рачковского. Он запустил меня в спектакль, я посмотрела, что он приличный, актеры хорошие, не стыдно в этом проекте засветиться, я говорю об этом маме. И она ввелась на роль Маргариты в первом акте, во втором, где ее героиня молодела, вступала я. Иногда мы менялись или мама играла роль полностью, иногда я играла Геллу…

Долго вы играли этот спектакль?

Да, мы объездили с ним всю Россию, дважды Дальний Восток, были заграницей, в частности в Америке. Это были очень счастливые годы в моей жизни. Мы с мамой были вместе. 

Маргарита – это ее типаж?

Да, безусловно, она ведь сама в жизни была королевой, во мне такого нет, может она вырастила в себе этот образ в течение жизни. У нее всегда была великолепная осанка, королевская стать, мне это казалось все напускным и деланным, с другой стороны, меня это восхищало. Может действительно, это было искренно. Она культивировала образ холодной женщины, но это, скорее всего, была защитная реакция, потому что с близкими она была совсем другой.

Сейчас, когда боль от потери немного утихла, скажите, какой эпизод жизни относительно мамы вы вспоминаете чаще всего?

У нас было столько в жизни с ней, что я даже теряюсь, но, к сожалению, чаще всего я вспоминаю ее последние дни. Постоянно в голове эти картины, до сих пор тяжело все это…

А может что-то из детства или юности? 

Моя мама терпеть не могла вранья. На эту тему со мной произошла поучительная история: мне было лет 13-14, да, а мама еще не любила, когда берут ее вещи, правда последнее время она мне все разрешала, но раньше, нет. Так вот, у нее был красивый бордовый халат. Только мама ушла, я пригласила девочек на чай, надела этот царский халат с маминого плеча и выплыла к гостям. Мы пили чай, болтали, а потом я потеряла бдительность и намочила обшлага халата, не помню, из-за чего. Я тут же быстро его скинула и повесила «как было». Вечером приходит мама и спрашивает у меня: «Саша, а ты мой халат одевала?». Я отвечаю: «Ну что ты, мама, конечно, нет». Она переспрашивает: «Ты мне правду говоришь?». «Конечно, правду» - продолжаю я в своем духе.  Она несколько раз мне задала этот вопрос, я отпиралась, и тогда она показывает мне этот халат с абсолютно мокрыми рукавами. Я до сих пор помню этот разговор, очень жестко она со мной тогда говорила, дошло даже до наказания, но важно не это, важно то, что ее слова я запомнила на всю жизнь, она тогда сказала: «Саша, я прощу тебе что угодно, только говори мне правду…».

Ой, я уже читала где-то эту историю?

Да?

Может, что-то из последних лет вспомните, когда, как вы сказали, мама вам все позволяла?

Сейчас, подождите (отсчитывает пять мерных ложечек для детской смеси), у нас тут дела земные, да много всего было. Историй особых не было, но я помню один наш разговор. Как-то раз мы с ней вдвоем лежали на кровати, что-то обсуждали, и она мне вдруг говорит: «Я даже не представляла, что буду тебя так сильно любить». Я всегда мечтала, чтобы меня мама именно так любила, и я получила это. К сожалению, не все матери умеют сказать эти важные слова. Не все успевают их сказать, а мы успели, и я сказала ей об этом, и слава Богу. Иначе, я не знаю, что со мной сейчас было, если бы я не призналась ей в этом.

Это дорогого стоит…

Я помню, был ее День Рождения, один из последних, она играла спектакль «Влюбленный Мопассан». Я решила сделать ей сюрприз, купила торт, поставила одну свечку, сами понимаете, чтобы никто не знал, сколько ей лет исполняется, и пришла в театр. Пришла, крадусь по коридору, мимо гримерных, она не знала, что я приду, скрываюсь в кулисах от нее, а она ходит туда сюда. В общем, я долго шифровалась, чтобы в конце спектакля выйти вместе со всеми на сцену и поздравить ее, что я и сделала. Это была моя идея.  Последние годы мне особенно хотелось радовать ее, но, к сожалению, мало я успела. Когда-то давно я завела книгу мечты, куда записывала и записываю сейчас все свои желания. И там, в числе прочих, было написано: «Купить маме дом у моря».  Увы, это, пожалуй, единственная моя мечта, которая уже никогда не сбудется…   

    

 


   



 


 
      


Рецензии