Сказка о славном богатыре Кожемяке

История про славного Кожемяку началась в ту пору, когда деревья, которые сейчас держат небо, были совсем маленькими. Леса и реки, горы и птицы, звери и рыбы могли разговаривать с людьми, и те слушали их внимательно, набираясь мудрости земной. Вот в те  давние времена напал на землю Русскую враг без сердца, сильный и лютый. По полям, да по лесам скачет, криками своими детей пугает, стрелами небо затмевает, рождая горькие слезы матерей и жен сынов русских. Сметал враг ненавистный все на своем пути, оставляя позади лишь пепел. Колокола на звонницах били в набат, призывая воинов на защиту земли своей. Люди вставали плечо к  плечу один за другим, в гари да огне сражаясь с  врагом лютым, но не было у них той силы, которая могла побороть черную мощь воронов, да несметных выстрелов из луков, да топота коней степных, да слов страшных не русских. И победило войско лютое, которым правил Хан,  и стал покоренный народ жить в печали. Переживая свою боль, ждали люди русские богатыря,  который  родится, чтобы встать всем миром под его знамя и победить врага пришедшего. Сила войска Ханова была немереная, а латы железные, сделанные искусными мастерами, защищали его от смерти. Кто ему не повиновался, того заковывали в цепи и оставляли в чистом поле умирать смертью страшной. Кто же справно службу нес - тот был милован куском хлеба да глотком воды. Стонет народ, терпя побои и издевательства, но терпит, верит в судьбу добрую.
 Прознал Хан от вещуньи своей, какого спасения народ так ожидает.
Приказал деток малых у матерей отнять и увести в страну свою далекую,  там
обучить войне, а сердца заполнить злобой. И влился в стон  народный еще и плачь горький  от топота копыт, уносящих их любовь и надежду в царство ханское. Следили люди  хана за детьми зорко. Услышав песню колыбельную, сразу вскакивали на коней и мчались туда, где мать держала на руках маленького сына. Прижимался  он к груди материнской, ждал её улыбки, но не допевала она песни своей. Отобранный младенец исчезал в пыли дороги, унесенный злой силой вражеской.
В то страшное время разлук и горя, в семье кожевника родился мальчик. Красив был и умен не погодам, да вот беда – не слышал он ничего. Стал расти себе на радость родителям в подмогу. Глухота его спасала от плача людского, а немота не давала узнать людям хана, что есть сын русский, который делает сам то, что и пятерым не под силу. Здоровым, сильным он рос, то, что ели трое - один съедал. Не говорил он лишь, слушал других, да не мог услышать. Когда приезжали воины хана за данью - прятался в лесу. Оттуда увидел однажды, как непокорных отца и мать забрали они в черный город. Вот так десяти годков отроду остался он один. Стал стариков и старух, оставшихся рядом в деревне, от волков да от болезней охранять. Зимой, когда охота была в разгаре, песца бил меткими выстрелами да ловушками хитрыми. Весной помогал в поле землю вспахивать, да пшеницу сажать. Летом по грибы да по ягоды  ходил, а осенью урожай собирал. Оставленное тятей мастерство не бросал - шкуры животных растягивал и делал из них шубы теплые и пушистые. Дарил людям просто так, а те ему платили за труды его кто добротой, кто мешок пшеницы принесет, кто щепотку соли, а кто уму научит. Из года в год, изо дня в день, учился Кожемяка
жизненной мудрости, да силы в трудах своих накапливал.
Услышав, что где-то в дремучих лесах сибирских растет богатырь, стали люди русские собираться возле его силы и ума.
- Веди нас против Хана, - говорят ему, мальцу малому, мужики зрелые.
Но был глухим и немым юноша и видел лишь, как рты открывают люди пришедшие. Не мог Кожемяка ни ответить, ни спросить. На счастье Хана ни с чем ушли ходоки от богатыря русского. Узнала вещунья от воронов где народ собирается, чтобы на молодца посмотреть, да сил надежды набраться. Сказала про то место Хану. Вновь колокольный звон  горе вещает. Смерть понес в города русские враг лютый.  Своим войском топча землю, не жалея стариков, казнили всех, кто не повиновался. Кожемяку же молодого спрятал в лесу последний старик из той деревни, где раньше полным полно народу было. Видя оттуда, как горит их дом, врагом подожженный, замычал от злости молодец,
 вырвал дуб столетний, бросил на землю, сел на него и беззвучно заплакал.
- Никого не нашли, - доложили Хану воротившиеся слуги.
Вернувшихся  с пустыми руками, велел плетками засечь за весть плохую.
А старик, вместе с Кожемякой на родное пепелище вернулись. Горит их дом, теплом отдает, да не согреет уже ни тело ни душу. Ветер холодный и  дождь заставляют гаснуть пламя. Замерз старик, упал на землю от холода.
Поднял спасителя старика Кожемяка, стал деревья и ветки ломать, да
искусно их укладывать. Сломал ударом руки одно дерево, другое, третье.
Словно тростинки тонкие легко наломал гору и построил новый дом. Из
веток еловых крышу сделал. Не понравилось это Медведю.
- Не ломай больше лес человек пришедший, иначе поборов тебя, отберу себе навечно силу твою.
- А ты попробуй, отбери, а потом хвастайся Медведь. Деревья я твои не трону, но вот силой померяться хочу.
Стали они друг против друга. В глаза глядят, руки и лапы разведенными держат, смотрят за какие места схватить можно и, бросив противника на землю - победить. Старик  в окно выглядывает, волнуется, да ничем его крик помочь не может. Не слышит Кожемяка слов людских, звериную речь лишь понимает. Схватил Медведя молодец, прижал к земле, а тот сдавил его своими
лапищами, дух стал выжимать так, что аж помутилось в голове. Да сил зверю
не хватило. Проиграл Медведь и сам того не зная прогнал собой  хворь ту, что  уши богатыря глухими делала. Стал слышать Кожемяка. Медведь потопал в лес
обратно, а молодец побежал домой, впервые услышав стоны вперемешку с шумом ветра, да криком старика.
На радостях что слышать стал, решил Кожемяка в лес вернуться, Медведя  поблагодарить. Шел по лесу, искал косолапого, видит – домик стоит, а в нем огонь горит. Постучался. Открыла дверь красна девица. Пригласила в дом. Видит, устал человек, хотела уложить спать, да не смогла. Прознав о борьбе с Медведем, улыбнулась, дала отвару целебного выпить и боль прошла. Заглянул он  девице в глаза, и силы от этого стало у него в два раза больше. Сказав спасибо, пошел молодец дальше Медведя искать, да не нашел и вернулся обратно в дом, где старик его ждал. А плачь и стон все  громче и громче  печалью звучат вокруг. Вошел он в дом построенный, а там дедушка уж печку доделывает, песню стариковскую поет. Слушал её Кожемяка и к великой радости - в ответ запел.
Разнеслась об этом весть мгновенно по всей земле. Опять пошли  люди к богатырю. Поднялся город из руин, наполнился радостью. Кожемяка слушал людей и сам учился говорить. Чует вокруг Хан не плачь, а смех людей, в котором загорелась  надежда на силу Русскую, и приказал войску седлать коней, да мчатся в город этот.
- Не спеши, постой, - сказала ему вещунья, старая как смерть. - Есть у богатыря слабое место, это любовь его – Любава. Живет она в темном лесу, в домике на поляне. Тайком от всех, богатырь наведывается к ней. Ждет, когда им исполнится  восемнадцать годков, жениться хочет. Вот забери её и пропадет вся сила у богатыря, потом ты сможешь без труда тот город новый разорить и мне золота принести.
Согласился Хан с вещуньей. Угнал Любаву в царство свое, да себе на горе сам в красоту влюбился. Осыпал золотом, одел в шелка, но получил ответ, в котором слово нет - звучало для него как приговор.  Разозлился Хан пуще зверя лютого, но велел не убивать Любаву, а бросить в глубокую яму, чтобы только звезды далекие могли красотой любоваться и больше никто. Тяжелая решетка упала над головой девицы красной. Сидит она, смотрит на небо из ямы, звездам говорит:
- Увидите любимого, расскажите, что холодно мне и голодно. Смерти хочет Хан моей  медленной.
Звезды  все слова светом своим впитали, нашли Кожемяку у пустого дома в
глухом лесу. Сидит, смотрит вверх с грустью, ждет помощи от небес. Коснулись звезды серебряным светом молодца,  рассказали, где найти Любаву, сердцу милую. Услышали это и Медведь, и волки, и Сова. Стал Кожемяка в путь собираться, говорит Медведю:
- Пойди и принеси мне, пожалуйста, самую гибкую ветвь, не для забавы, а для лука сильного.
Сову попросил:
- Научи меня Сова мудрости, как Хана победить.
Сова увидела, что Медведь вернулся с палкой, и сказала тихо:
- Сердце у него пустое. Попади в него стрелой - так победишь его.
Сделал Кожемяка лук, взял стрелу. Знал он, как победить Хана, да не знал дороги к нему. Тут волки прибежали из леса дремучего,  сказали:
- Ступай за нами.
И побежала стая между кустов колючих, между домов сгоревших, по
тропам давно не хоженым, песней не облюбованных.  Русским духом забыты дороги,  бегут по ним волки, а сзади человек спешит с ними в одной стае, лук да стрелу держит, не отстает. Так они за одну ночь и прибежали к стенам
высоким царства Ханского.
- Дальше ступай сам, нам туда нельзя, мы звери а не люди, - сказал вожак стаи и увел волков обратно в лес.
А Кожемяка пошел вдоль стены искать лазейку. Обошел все вокруг, вернулся на то место, откуда сделал первый шаг. Так ничего и не нашел. Вокруг столицы врага лишь кости, да вороны. Сел он и только хотел загрустить, как  слышит слова Любавы, просящей лес помочь любимому. Деревья, слушая её голос, стали ветвями тянутся к стенам, начали ломать камни, большие на землю скидывая. От этого шума проснулась вещунья, разбудила Хана, и поднялось все войско. А Любава  дальше  заклинания о помощи ветру шепчет. Тот закружился смерчем, поднял вещунью высоко до небес и бросил об землю так, что дух её
разом вышиб.  Кожемяка ворвался в город, одной рукой десяток солдат укладывает, другой еще десяток. Падают слуги Ханские и больше не подымаются. А Любава все шепчет слова о помощи небесам и начался такой дождь, что ничего не видно стало. В каплях дождя нашел молодец ту яму, почти затопленную до конца.  Вырвал Кожемяка решетку железную, вытащил Любаву милую, прогнал поцелуем печаль с её лица.
Хан видел все, подкрался сзади, толкнул богатыря в яму, бросил решетку над головой, а всем воинам своим сказал улечься на нее и не выпускать молодца. Но сила Кожемяки, услышав плачь Любавы, в сто раз больше стала.  Поднял он ту решетку и разбросал  войско  во все уголки земли. Вылез богатырь, стал напротив Хана, начали они силой мерятся.  Помогла тут молодцу наука медведя в борьбе. Никто из них не может победить. День борются, уж время к закату, только у Кожемяки все силы больше и больше от любви становиться. Видит это Хан и знает, как забрать её у богатыря. Изловчившись, схватил Любаву, хотел размахнуться и бросить о землю девицу красную, жизнь забрать. Но выхватил из колчана стрелу Кожемяка,  натянул лук. Пробила стрела железные доспехи, попала прямо в сердце черное и выпустила из него дух. Упал никому не нужный Хан в яму, где время его и засыпало землей.
Стал Кожемяка людей из темниц выпускать, там среди них нашел отца и матушку любимую. Прознав про победу великую, начали бить колокола на церквях да храмах по всей земле Русской. В том звоне колокольном получив благословение родителей, Кожемяка взял себе в жены Любаву, сердцу милую. Сделав  своими защитниками, народ русский дал им власть, в которой правила любовь. И стали люди жить с тех пор в  мире, а враги, зная силу русскую, бояться их стали. Медведю меда досталась целая бочка, волкам - свободная охота,  а сове - почет и уважение, в те давние времена, когда деревья, которые держат небо - были маленькими и звери умели говорить с людьми  - а те их слушать.


Рецензии