Утка по-пекински. Часть 10. Терракотовая Армия

Терракотовая армия

Не каждая страна может похвастаться наличием сокровищницы, которую считают одной из современных чудес света, хотя и принадлежащую далёкой древности. Так вот Китай — одна из таких удачливых стран, имеющих свою вечную непобедимую "армию", которая ни с кем никогда не воевала!

На сцене последних 5000 лет активной китайской истории появлялись различные легендарные личности, но всё же первый Император Чин Шихуан (Цинь Ши-Хуан-ди), по своей знаменитости, остался непревзойдённым. Хотя любимчиком нации его тоже не назовешь. Но всё по порядку.
Родился он в 259 году до Рождества Христова и был сыном Короля провинции Чин, а его мать, будущая Королева, была наложницей богатого торговца. Ему было всего 13 лет, когда его отец скончался, и официально мальчуган стал Королём, однако самостоятельно править он начал только с 22 лет. Для начала он покончил со слугой, любовником матери, но не за то, что тот был любовником, а за то, что тот готовил дворцовый переворот. Затем молодой Король замахнулся на территории шести близлежащих провинций, которые он успешно покорил. Итак, в 39 лет он провозгласил себя Императором страны Чин, хотя, по сути, он создал и возглавил огромное централизованное феодальное государство, поделил страну на 36 префектур и назначил себе в помощь 12 министров для управления страной. Естественно, что он был тираном — и по должности и по характеру, однако на полках Всемирной Истории он значится под одним из первых номеров. После себя он оставил мощное государство с развитым управленческим и военным аппаратами, система измерений была приведена к одному знаменателю. Он также отладил систему денежного обращения, которая прекратила распри и многочисленные споры между провинциями — впервые в оборот были выпущены единые для страны металлические монеты — круглые (символ неба) с квадратной прорезью посередине (символ земли).

Одним из достоинств Первого Императора была, как ни странно, въедливость — он сам читал все документы и донесения, сам несколько раз объезжал свою страну и там, где он появлялся, устанавливались стелы с выгравированными правилами страны Чин. Любимую державу он решил окончательно оградить от соседей, продолжив дело предыдущих правителей префектур, которые возводили части оборонительной стены, но они были разрознены. В результате многолетнего и целенаправленного труда, соединившего части стены в одну и значительно увеличив её протяженность, возникла Великая Китайская Стена, для строительства которой были согнаны миллионы людей со всех концов Китая, обессмертившая имя Чин Шихуана. Но этого ему было недостаточно — Император приказал ещё прорыть огромный канал Лин, который не значится в истории под номером один, но который сыграл огромную роль в жизни древнего Китая.

Себе же, любимому, он воздвигал дворцы различного назначения и размера (например, в одном из них разом могли откушать 10 000 человек — с размахом был Император Чин). Два миллиона народу оторвал от земледелия на постройку дворцов, ну и конечно, задолго до своей кончины он, как и все императоры до и после него, начал строить себе, "на память от благодарных потомков", неимоверных размеров мавзолей, чтобы было, где разгуляться после смерти, которую Император, как говорят историки, панически боялся. Не отходя от государственных дел, он целенаправленно искал эликсир жизни, но успел прожить всего лишь 50 лет, так что боишься её или нет — к каждому она приходит в своё время. Естественно, что гробница Императора строилась по всем законам Фен Шуй, хотя нам неведомо, ощутил ли он после захоронения, что лежит в самой плодородной почве, в полной гармонии с природой, пропорционально балансу сил человека, природы и души.

Поскольку Император скончался рано и вполне внезапно, то его гробницу не успели толком довести до ума. Но к тем драгоценностям, что уже были заложены под землю, для него добавили закопанных живьём бездетных женщин, чтобы ему не было скучно, а также несколько тысяч строителей, дабы последние не разгласили тайну гробницы императора. Нельзя сказать, чтобы его сильно любили жители в родной стране, прямо скажем, даже наоборот — ненавидели со страшной силой, о чём будет сказано дальше.

Так вот, в 1974 году, недалеко от Сианя, местные фермеры решили поискать питьевой водички, то есть начали рыть колодцы, но, вместо вожделенной влаги, им начали попадаться осколки, черепки и бронзовые наконечники для стрел. После пяти лет усердных раскопок, миру явилось почти 8 чудо света — Терракотовая Армия Первого Китайского Императора. Как ему без сильной армии? Да и в загробной жизни — чем чёрт не шутит, пригодиться может всё, поэтому, наравне с челядью, акробатами и разными диковинными птицами и зверями для своей гробницы, Император приказал изваять из местной терракоты армию. Она состоит из пехоты, кавалерии, колесниц, запряжённых четверками лошадей — во всяком случае, это то, что нам известно на сегодняшний день, поскольку раскопки армии, которой сейчас более 2200 лет, продолжаются. Над раскопками возвели громадную крышу, а затем всё поле деятельности превратили в музей, площадью в 20 гектаров. Представить это сложно, но я попытаюсь описать то, что увидела.

Мы приехали в музей рано, до жары и основной массы туристов. Первое, что предлагается увидеть в круглом кинозале при входе в музей, это кинофильм об Императоре, его заслугах перед отечеством и о самом музее. История, которую нам поведали, оказалась драматичной, поскольку, ровно через год после смерти Императора, его гробницу и уникальную армию уничтожили (сожгли) полчища мятежников – так отблагодарили потомки того, кто для истории остался далеко небезызвестной личностью. Парадоксально, но его увлечения гигантизмом и по сей день являются магнитом для туристов — Великая Китайская Стена и Терракотовая Армия приносят немалые деньги в казну страны. Напрашивается вопрос – то ли тираны вообще оставили по себе больше воспоминаний в этой жизни, или это людская память так устроена что мы запоминаем страх и ненависть крепче любви?

После просмотра фильма нас привели к первой яме (провалом или отверстием это не назовешь), самой огромной в раскопках по размерам и численности фигур. Конец ямы уходил куда-то за горизонт, и весь этот огромной театр действий был надёжно огорожен. Мы подошли к перилам и заглянули вниз — в семи линиях, рядами по четыре, затылок к затылку застыли глиняные изваяния, грозные воины, выполненные в натуральную величину. Траншеи с воинами разделяют толстые межи, которые выложены чуть выше фигур, для верхних перекрытий. Дальние воины вели за собой коней — тысячи фигур, ни одно лицо не повторяет другое. Это простые воины, пехотинцы, а по периметру стоят воины, повёрнутые лицом к стене, более высокого ранга. И узор на них вылеплен более сложный, и лица более сосредоточенны — они ждут приказа. Оружия в руках воинов нет, ведь захоронение было разграблено.

Огромное пространство визуально разделено пополам — в первой половине расположены восстановленные после пожара фигуры, а во втором, дальнем отсеке, до сих пор идёт реконструкция. Стоят приборы, столы, лежат макеты и инструменты, кругом чисто - работы продолжаются на терракотовой земле всё время, особенно по вечерам и ночью — восстанавливаются на глазах фигуры всё новых воинов. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Дойдя до конца зала, я залюбовалась одной фигурой, которая выглядела так: две ноги, кусок торса и кусок головы — и к тому же это привидение было всё насквозь продырявлено, то есть реставраторами к нему подбираются куски, ну прямо как в джиксо пазлс. Я, конечно, тут же посоветовала лепить их из той же глины и не мучиться, на что наш гид отреагировал положительно, прокомментировав, что мои мысли идут в полном соответствии с решением китайского правительства по этому вопросу! Одна голова хорошо, а несколько — лучше!

Во втором зале были расположены фигуры армейских чинов высшего ранга с лошадьми, а в третьем – две колесницы, запряженные лошадьми в натуральную величину. Один из возниц держал над головой парасоль, собранную из тысяч глиняных осколков! (см.фото). В боку каждой лошади есть дырочка, заткнутая деревянной пробкой. Это отверстие предохраняло фигуру лошади во время обжига, поскольку внутри все фигуры полые.

Спустя время, может быть недели две, у меня перед глазами всё ещё маячили фигуры грозных воинов, особенно тех, которых до сих пор собирают по кускам и тех, которые ещё вплавлены в камень и не стоят на ногах самостоятельно. За это время моя душа выплеснула накопившееся и то, что мне виделось во сне:

ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР КИТАЯ ЦИНЬ ШИ-ХУАН-ди
      И ЕГО ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ
       1

Из тьмы веков, из тайны подземелья,   
На божий свет явившиеся вспять,
Имперские ожившие творенья      
Восстали волю неба исполнять,

Что в их тела из местной терракоты
Заложена столетьями назад,
О том, что нет важнее их работы –
Честь Символа Китая охранять:

Кто заложил законности основы,
Провинции назвав одной страной,       
И оградил китайские просторы
Могучею Великою Стеной.


             2

Боялся смерти грозный повелитель,
И, чтобы одному не горевать,
Велел в свою посмертную обитель
Поставить Терракотовую рать,

Чтоб вместе с нею, там, в загробной жизни
Опять владеть и властвовать людьми,
И не было той прихоти капризней,
Как не было к властителю любви.

Как избежать святого приказанья,
Когда над головой висит топор?
Так воинов предсмертные ваянья
Нас поражают с тех далёких пор –

Из глины люди вылепленны славно
Похожих лиц не встретить – их тут нет!
И эти пустотелые болваны
Пред императором несут ответ

За то, что нет тропы к его покоям,
За то, что только он вершит их путь –
И прах его никто не беспокоит,
И что они вовеки не уснут.

Плечом к плечу застыли истуканы,
Готовы, если нужно, воевать,
Им не страшны болезненные раны –
Они же Терракотовая рать!
               
             3

Столетья над могильником промчались,
В тиши хранился всемогущий прах,
Лишь птицы беззаботно щебетали...
Но кто боится беззаботных птах?

Так, верные присяге исполины,
Несли свой строгий вечный караул,
Но люди всё ж встревожили руины –
Пронёсся над могилой страшный гул!

И вот тогда предстала перед миром
В осколках растревоженная рать –
Хромая прихоть грозного кумира
Искуссно восстановлена опять.

Известно, что опасный Император
Проклятьем окружил свой смертный трон,
Чтобы застыл железный экскаватор,
И не тревожил лучезарный сон

Того, кто до скончания столетий
Имеет власть над звёздной тишиной,
Не трогайте Имперскую обитель!
Ушедшим предначертан упокой...


сентябрь 2007, Сиань

фото автора

продолжение следует


Рецензии
Интересно написано про императора и его терракотовую рать.Не пропущено ни одной детали всё разложено по своим местам.Экскурс в прошлое впечатляет.Мало,что знаю о Китае,но Ириша прекрасный экскурсовод.Чему очень рада.С теплом и любовью Любаша.

Любовь Ефимова   25.10.2012 20:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Любашенька, эта часть интересная - я много узнала, старалась поделиться.
Обнимаю и благодарю!!! Ириша

Ирина Фетисова-Мюллерсон   18.01.2016 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.