Несколько семейных сцен

Раб. Наз. – Семейный ужин. Сцены.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Илья Викторович ВзяткОв, ректор Никакого Государственного Университета, 62 года. Всегда носит при себе чемодан.
Ольга Николаевна, его жена, домохозяйка, без определённого возраста (56 лет).
Вероника Лаевна  Совечкина, ближайшая её подруга. Скрывает возраст. (58лет). Носит яркую одежду, помаду и голос.
Екатерина Элек – дочь Взятковых, 33 года. Каждую неделю наращивает ногти.
Марья Васильченко – 36 лет, дочь Взятковых, учитель литературы
Игнат Элек – муж Екатерины, крупный бизнесмен с дорогим телефоном.
Александр и Артур, 15 и 9 лет – дети Игната и Екатерины.
Сергей Васильченко – муж Марьи, 40 лет, продавец электроники.
Маргарита – дочь супруг Васильченко, 18 лет, студентка.
Прохор Благонравов – друг семьи Васильченко, студент,  18 лет.
Действие происходит в большом загородном доме Взятковых, за один вечер. Ранняя осень.

Сцена 1.
Крики за сценой:
 (Ольга Николаевна): Рит, картошку поставила?
(Маргарита): (обречённо) Да. Дед просил чаю!
(Ольга Николаевна): Ему бы только пить…
(Маргарита): (укоряющее) Ба!
Звонок в дверь. Маргарита открывает. Забегают ДЕТИ, кричат друг на друга, возня. Проходят, не разувшись. Заходят Элеки.
Екатерина: Рита, привет! Как рада тебя видеть! Нет, не целуемся, у меня губы. Ну да, куда тебе знать.. Повесь пальто. Где дети? Накорми. Я буду наверху. (уходит, возвращается, как бы что-то вспомнив) Ну, тебе же не сложно…милая? (уходит)
Элек: Кхм, привет... Поздравляю.
Маргарита: Не у  меня день рождения, а у  деда.
Элек :А. ну да, ну да. Я ему позвоню. (уходит)
Маргарита: (вслед) Так он же…здесь, наверху… (собирается уходить, но снова звонок  в дверь). Входит Прохор.
Прохор: Маргарита! (в волнении смотрит на неё, порывисто обнимает)
Маргарита: Здравствуй, здравствуй!
Прохор: Я так скучал..когда, когда уже мы станем неразлучны?
Маргарита: Сегодня же, сегодня! Мы всем объявим о нашей помолвке и завтра же уедем в нашу милую квартирку.
Прохор: Завтра же!
Маргарита: Завтра же! (Уходят)

Сцена 2. Кухня. Вероника Лаевна и Ольга Николаевна.
Вероника Лаевна: Нет-нет, я говорю тебе, сначала майонез… Оля, Олечка, Олька! Да что ж ты творишь! (выхватывает салат) Дай, сама делать буду. Слушай… я на днях была у Ваньки на работе. Так кого я там видела! Ну-ка угадай…Светку. Она такая вся…с ногтями больше пальцев, с бриллиянтом больше пальца, со всем больше пальца! А сама как сельдь, вот какую чистишь сейчас, ну точно говорю. И сельдь вместо волос! Не жена главы юр.отдела, а мерзость какая-то, ну точно говорю. Или вот ещё… Да что ты смотришь, возьми, салат делай, чего я одна тут верчусь? У кого, в конце концов, муж именинник? У моего, может, и именины, только какая ему разница на том свете, помню ли я, когда ему свечки задувать. Не задует-то уже, ха! Так, что там я?.. Болтунья какая ты, всё забыла из-за тебя…Ах, вот. Приводит Ванька друзей. Один – ну смех вапще. Очки, рот разинул, как давай на меня галдеть, что я, мол, должно быть, смущаю своего сына своим поведением. Нет, ты слышала? Но я потом поняла, в чём тут, как говорится, собака зарыта.
Ольга Николаевна: Где.
Вероника Лаевна: что?
Ольга Николаевна: Собака. Собака зарыта. Говорят «где собака зарыта», а не « в чём».
Вероника Лаевна:(срывается на противный крик) ой, да что ты за…? Я тебя умоляю! Я знаю, что говорю. Твоё дело – слушать.
(Голос Маргариты за сценой): Ба, дед просит чай!
Ольга Николаевна: Ой-ой-ой (суетится, делает вид, что это очень важно) Конечно! Быстрей, муженьку нужно работать, быстрее чай! Бегу!..
Вероника Лаевна: Да ты слушай. Этот мальчуган оказался сыном того чудика, помнишь? Мне нужно было загран.паспорт по-быстрому сделать, я его стала..ну…склонять, а он говорит: « у меня жена, дети, а вы ведёте себя неприлично»… Помню, ему тогда сынок помогал, в соседней комнате. Видел меня, должно быть, запомнил. Мерзость этакая, как таких бог носит?
Ольга Николаевна: Земля. Земля носит.
Вероника Лаевна.: А будто и бог поносить не может, ну ты, в самом деле, этакая!..
Прохор: (входит) Я за чаем(берёт и уходит, странно покосившись на Веронику Лаевну)
Вероника  Лаевна: Ба! Да вот же он! Точно говорю, тот мальчишка, что про меня глупости какие-то говорит. Мерзость-то, позор-то какой…

Сцена 3. Зал. Все действующие лица, кроме детей. Все за столом, Взятков – во главе с пустой тарелкой. Все пьют и веселятся, слышно отдельные фразы.
Ольга Николаевна: Рита, картошку поставь.
Маргарита: Деду чай налили?
Вероника Лаевна: Мерзость-то какая! Нет, ну точно говорю, это позор!
Прохор: Сергей Владимирович, поймите меня правильно… Я уважаю его творчество, но..
Сергей: Я понимаю, он не для вашего поколения, ну конечно же, это очевидно…
Марья: Серёжка, милый, отстань от молодого человека! Отпусти его с Риткой поболтать.
Сергей: (улыбаясь) Ну конечно же!
Вероника Лаевна: Стыд, точно говорю, позор!
Маргарита: Прохор, ты их всех не слушай.
Прохор: (тихо) я только своё сердце слушать буду
Маргарита: Ты говоришь, как книжка! (пьёт)
Екатерина: Хочу коньяк!
(Гул. Поднимается Взятков).
Взятков:  (резко)Не смогу терпеть!...
(Небывалое молчание. Все застыли, шокированы, смотрят прямо перед собой).
Ольга Николаевна: (очень слащаво, потом резко и сквозь зубы) Илюша-а-а…Сядь. (взятков садится, смущённый. Гул продолжается).

Сцена 4. там же, час спустя. Те же, кроме Взяткова, студентов. Игнат в стороне разговаривает по телефону.
Сергей: Знаешь, Катя, я помню тебя ещё студенткой…
Екатерина: Дурой, то есть? (Марья и Сергей смеются)
Марья: Мы с тобой тогда так похожи были… Вечно одинаковые платья покупали, не сговариваясь, помнишь?
Екатерина: (спешно) Да-да, конечно.. Знаешь, я сейчас…мне нужно своей знакомой написать, чтобы она мне присмотрела что-нибудь в своей новой коллекции… Да, хочешь, я  тебе присмотрю что-нибудь? Я только..созвонюсь – и всё, нет проблем, правда..
Марья: (смущённо) да что ты, мы не можем.. Нет-нет, спасибо, не беспокойся. (Екатерина уходит).
Сергей: Знаешь, Маша, смотрю я на них всех и думаю – как хорошо, что я тебя забрал.
Марья: Конечно, Серёженька…(утомлённо)
Сергей: (подвыпивши) Не хочу жить богато. Ты скажешь, что я не смогу – да, я не смогу! Я не люблю свою работу, я готов это признать! (резким взмахом руки опрокидывает рюмку).
Марья: Водку жалко…
Сергей: Я не люблю работу, не люблю работать вообще! Я 20 лет работаю на одной и той же должности в одном и том же магазине, продавая одни и те же стиральные машины! И знаешь, Маша, я..не силён в этом. Я не могу быть «силён» в чём-либо. Вон, Катькин, Игнатка – говорит, что сильный. Вон какие ногти ей нарастил, ну конечно же! А я – не могу. Но я и не хочу, понимаешь меня, Маш?
Марья: Понимаю, Серёженька..
Сергей: Милая моя, ты так вздыхаешь..Я чувствую, что и тебе всё это не нужно! Я счастлив, что у меня такая жена, которая не хочет ни к чему стремиться!
(Входят Маргарита и Прохор, взволнованные. Слышат последние слова и пренебрежительно морщатся)
Прохор: Сергей Викторович, Марья Ильинична, разрешите вас прервать. Я..всем сердцем и душой люблю вашу дочь, я готов разделить с ней и горе и радость, я буду с ней всегда, всю жизнь! Я пришёл возвестить о том, что завтра же мы с Маргаритой начинаем вести тихую семейную жизнь обособленно от вас, (всё более воодушевляясь) и поверьте, мы станем самыми счастливыми людьми на всей планете!
Марья плачет, Сергей пьяно улыбается.
Сергей: Дочурочка моя, ненаглядненькая….
Маргарита: Папа! (укоряющее)
Сергей: Я так счастлив, что моя дочь тоже не хочет ни к чему стремиться… Кто ещё возьмёт дочь бедного продавца бытовой техники, пусть даже с 20-летним стажем?
(Марья плачет ещё громче)
Прохор: Что? Да это возмутительно! Мы создадим с Маргаритой отличную семью, вы ещё увидите, как наши дети будут беззаботно распевать гимны на улицах Никакого города! (уходит, Маргарита за ним)
Вероника Лаевна: (о своём, Ольге Николаевне) Мерзость-то какая! Позор, точно говорю!

Сцена 5, какая-то комната. Артур играет в приставку, Александр возится с планшетом, Прохор просто сидит.
Прохор: Ну а…книжки вы читаете?
Александр: (не отрываясь от монитора) Не-а. У меня электронная книга сломалась.
Прохор: Ну а…раньше что читали?
Александр: А ты мне долго «выкать» будешь?
Прохор: Эм…что ты любишь читать?
Александр: Ну…Сталкера, например…
Прохор: (снисходительно) Да нет…Все путают. То фильм «Сталкер», а книга «Пикник на…»
Александр: Да нет. Серия книг. Много книг по «Сталкеру».
Прохор: а….ясно. А фильмы ты какие любишь?
Артур: Я люблю ужастики!
Александр: Да, я тоже. Хотя вот ходили с дружбанами на «Холмса». Классный фильм.
Прохор: Да.. Знаете, он не первый. Книгу много рас интерпретировали.
Александр: А зачем? (удивлён) В смысле…ножом? Специальные врачи, что ли, есть?
Прохор: Врачи? Нет…какие врачи? Режиссёры.
Александр: А кто им нож дал?
Артур: Нож – круто! (продолжая играть)
Прохор: Ох…Оставим это. В школе как дела?
Александр: У меня плохо. У школы хорошо. Из последнего вытекает первое.
Прохор: Чего так?
Александр: Деньги отца и деда перестали втыкать директора и его шайку. Как попёр на меня…
Прохор: И тут деньги! И тут ножи и деньги! Что такое… (уходит)

Сцена 6. Какая-то другая комната. Маргарита ввинчивает лампочку, стоя на табурете. Прохор заходит.
Маргарита: Ты..
Прохор: Я, Маргарита. Ты не рада?
Маргарита: Рада, конечно… Но… (старается не смотреть на него, а он ловит взгляд) Мама так  плакала, так плакала… Я ведь и правда…Если с тобой буду – ничего не получу, ничего им не дам… Мама так хочет жить, как все..
Прохор: Маргарита! Я тебя не узнаю!
Маргарита: Ты совсем не знаешь жизни, пойми. Ты знаешь только книги… Ничего  в тебе кроме них нет! С тобой и я запылюсь! (уходит)
Прохор (один): Не успел… Спасти Маргариту не успел… Растравили, растлили и её! Ох, скряги, ох, негодяи! Чехова на вас нет! Булгакова нет! (уходит)

Сцена 7. Зал. Ольга Николаевна, Вероника Лаевна. Постепенно приходят остальные, все.
Ольга Николаевна: Вероничка, смотри, что это тут под Илюшиной тарелкой… (достаёт бумажку, разворачивает) о! Завещание. Божечки, божечки, помирать собрался! Ужас-то!...(закатывает глаза, раскачивается)
Вероника Лаевна: (выхватывает бумажку) Посмотрим, чего там накалякал старый.. «Я…Находясь в уме…угу-угу… в связи с диагнозом…угу-угу… (появляются остальные гости, прислушиваются) пост завещать коллеге…угу-угу…Кстати, я так и думала, точно говорю!.. Дом хотя бы оставить жене…Передать ей и всем, что кроме чая я ничего не пью… А весь свой капитал…» (недоговаривает, опускает лист, крайне удивлена. Заходит Взятков)
Взятков: Я завещаю Прохору Благонравову! (громко) Никто не достоин, он только всего достоин! Терпеть – не могу! Всех – не могу! Он же пусть не постыдится! (подходит порывисто к столу, долго что-то ищет, берёт тарелку, ставит, берёт рюмку – и о пол! Ставит свой чемодан на стол, открывает – там деньги. Уходит)
Все в замешательстве. Игнат говорит по телефону.
Екатерина: Прохорушка… Не угостишь даму чашечкой кофе?
Ольга Николаевна: (ошарашено) в 8 часов вечера?
Екатерина: Не имеет значения. (выразительно смотрит на Прохора, забирает чемодан)
Прохор гневно смотрит на Маргариту, берёт Екатерину под руку и уходят.
Маргарита в оцепенении стоит.
Маргарита: (мрачно) Детей забыли.
Екатерина: (вернувшись) ах да. Буду ждать в машине.  Собери, накорми…Тебе же..не сложно?
Маргарита: (мрачно и вяло) а муж?
Екатерина: (беззаботно) А мы с ним на разных машинах приехали. (Уходит).
Вероника Лаевна: Чёрт вас разбери, что происходит. Какому-то мальчишке отдать столько… Да ещё с таким непрактичным папашей! Позор, точно говорю! Не день рождения, а похороны какие-то! Похороны больших денег, между прочим! (уходит)
Сергей: Дочь… Ты не волнуйся.. Он придёт. С ней..никто не сможет…Она же такая…она же стремится, понимаешь… (берёт рюмку и уходит).
Марья (плачет): Дочь….(всхлипывает, плачет, не разобрать, что говорит. Уходит)
Тишина. Пробегают дети, сильно шумят, уходят.
Ольга Николаевна: (тихо) Рит, картошка, наверное, готова.
Маргарита: Недавно проверяла. Сгорела.
Конец.


Рецензии