На пониженной...

Кто разбирается, это, когда, ниже низшего, когда потихоньку, еле еле, на самых малых оборотах.
 Ну, а если для всех, то это когда тебя все бросили, когда от тебя отвернулась, казалось бы самая обычная штучка, когда вы видите,что вы ее не устраиваете, надо не кидаться во все тяжкие, и не стараться ее одолеть и завоевать, а надо повернуть совсем в другую сторону. Надо посмотреть вокруг и приглядеться к людям, которым вы можете быть полезны. Ну и не торопясь на самых малых оборотах, как-то жить...
   
  И тут все обретет иной смысл и ваша проблема отойдет на десятый план. Вы будете поглощены новой идеей, вы захотите помочь другой женщине, которой тоже не очень легко живется. А та, которая запросила с вас неподъемную цену, пускай поищет...
 
  Но сейчас я хочу поведать маленькую историю именно про пониженную скорость.

  Поехал я несколько лет назад осенью в сентябре в деревню к себе в отпуск. День на третий, наработались с братом до обеда, перекусили, отошел ко сну.
Лежу себе отдыхаю, вдруг стук в окошко. А это моя старшая невестка, и говорит: Вова, там за нашим домом Леха Кирилов опрокинулся с трактором. Я весь взвелся так, думаю: "Что за трагедия, ведь у него трое ребят и жена молодая Жанка". Вскакиваю, вылетаю, а Вера,вроде спокойная, продолжает:
  -"Да не волнуйся ты, сам то он цел, но ему, думаю, не выбраться, трактор совершенно не возможно спасти. Там же, сам знаешь, накопали ям, и он угодил, так, что хоть назад, хоть вперед, он перевернется, ну да сам увидишь, пошли, посмотришь"..
   
 Прибегаю, а там, трактор МТЗ, действительно повис над пропастью. Ну, велика ли пропасть? Да так себе, маленькая ямка, но... Все зависит от центра тяжести... А тут тракторишка лехин повис так, что если его стронуть, то он непременно должен повалиться набок. А если он повалится, то там, чуть дальше есть еще углубление, в которое, непремено должна уместиться его кабина. И следовательно, может произойти полный переворот. А при этом, вероятна гибель этого бесшабашного тракториста. А он мой двоюродный племяш. И у него дети еще не выучились в школе. На это я и сделал упор, мысленно уговаривая пьяного своего родственничка. Говорю: "Леша, не спеши, тебе еще ребят подымать, давай, я подкопаю, а ты потихоньку, сначала назад, а потов, вперед и резко вправо".
Как бы не так... Все было по другому. Леха лежал на сухом бугре, на низкой, побеклой траве лицом вниз и спокойно спал. Я скомандовал брату, чтобы тот нес лопаты, и тут же начал выкапывать грунт из под заднего левого колеса. Дело подавалось споро и я заметил, да и брат на радостях признал, что трактор слегка сел своим левым боком. Но, видимо, наше беспокойство пробудило забулдыгу, Леха зашевелился и начал что-то бормотать. Как мы ни таились, он все-таки, очнулся и осознал, что вокруг него что-то происходит.
-"Леша, все хорошо, лежи пока, сейчас я подрою и мы тебя спасем,"- говорю я.
Тот, как будто меня не слышит, глядит на моего седого братца, и говорит, широко и ласково улыбаясь:"Дядька Саша, дед, что ты тут делаешь?"
Лешенька, так как же, вот видишь, трактор-то сейчас завалится".
И этот образина белобрысая, лыбится и говорит: "Ха-ха, ты чего, дед, первый раз видишь, что трактор засел?
  Тут мое столичное самолюбие вскипело как вода в чайнике. Думаю: "ну, ты, крестьянин, нас совсем за дураков держишь. Мы в школе учили физику и знаем,что такое центр тяжести. Если ты повесил свою развалину над обрывом, то он обязательно завалится и помнет кабину и тебя вместе с нею. И придется твоей Жанке в одиночку ребятишек поднимать. А тебя отвезут на кладбище". Но, конечно, речь я с ним повел иную, говорю:

"Леша, все нормально, сейчас я подкопаю немножко, а потом, ты, потихоньку выедешь"... Но, надо признать, что и он ко мне с большим уважением отнесся, чем к моему престарелому брату, говорит: "Фигня, Володь, Счас я на пониженной...  А у меня тогда еще своей-то машины не было, и я не особенно въехал, что значит "на пониженной". 
Вот сейчас, попрошестивии нескольких лет, я  уже знаю, что одно дело, если ты трогаешься на третьей, или четвертой, то конечно мотор заглохнет.  А если на первой, то поедешь, лишь бы не скользило.  А у тракторов есть еще пониженная передача, когда совсем медленно, но верно...

Копаю себе и уговариваю его. "... У тебя же ребятишки еще все в школе учатся, ты уж побереги себя. Если опрокинется, то обезательно перевернется, не торопись, время есть, мы его сейчас выровняем..." А и в самом деле, был еще не вечер, солнце светило, тепло, грунт мягкий...
Как бы не так, надо знать Сметанкиту породу... Сметанкой звали Лехиного отца. Васька был моим двоюродным братом. Улыбчивый, такой добрый был на людях, просто котенок ласковый. Но, характером, по рассказам, был очень крут. Уж никогда он никого не слушался, жену, родителей гонял...
  Ну и Леха такою же сволочью оказался. Правда, мать бережет, и жена сама его поколачивает.
Но подождал бы хоть пять минут, я же быстро копал, и мог бы выравнять его пыркалку, но нет он встал и начал заводить. Я весь трясся от страха, а что было можно сделать? Я же рос в деревне и видел, как эти МТЗ слетали с дороги под откос. И как на Лысцеве летел Егор Горюнов с двадцатиметрового обрыва прямо в реку. И Как у Желтой горы угодил Миха Волнухин на десять метров под воду. Они же не устойчивы эти колесники. Но как докажешь человеку, который "под парами"?

Леха полез в кабину достал какую-то веревку и начал наматывать на пусковой диск. Я, надеясь хотя бы сарказмом отвлечь его, говорю: "неужели у тебя нет сыромятного ремешка?"
 Тот улыбается так виновато, но продолжает наматывать нейлоновую веревочку на шкив и дергает. Тут же ревет пускач, потом мотор, и Леха спокойно так, заговорщически, говорит: "не писай, счас мы, на пониженной...

Ну а что мне делать? Кидаться на него и употреблять силу? Ну, допустим, я бы его повалил на землю, а что дальше? Вязать его, или бить в висок?
Я захожу с задней стороны трактора и уговариваю: " Леша, тихонько, дай немножко вперед,а потом назад.
Надо признать, что все-таки, Леха, хоть и пьяный, но не дурак. Бывают же люди, которые управляют транспортными средствами, которые соображают. Скажешь ему: ставь колеса прямо, и они так и делают. И тут, он немножко газанул, и слегка подвинулся вперед. Верхнее колесо заднее, что слева,  слегка пробуксовало и подрыло. Машина тем самым еще ровнее стала. Но, конечно же не было и речи, что она пойдет вперед. Надо было как-то еще маневрировать.
 Леха выполз из кабины, глядит на меня, как на парня малого, и говорит: "Ну, чего, я ж тебе говорил, что на пониженной..." Я отвечаю: "Оболтус, какая пониженная, ты же сейчас завалишься. Вот сдашь назад, колесо это левое встанет выше и пожал-те, полетишь...   

Придется могилу копать!..."
Вовка, что ты такой беспокойный? У вас в Москве что ли все такие? Счас я маленько сдам назад, а передние выверну вправо."
- "Ну, давай, перевернешься, так я на твоей Жанке женюсь...!- говорю я, понимая, что все-таки, можно выкарабкаться.
 Надо признать, что последние модели МТЗ делаются довольно устойчивыми к опрокидыванию.
Что значит, когда человек съел собаку. Леха, сколько живет, столько и возится с тракторами. Он подал машину сантиметров на сорок назад, закопавшись левым колесом еще поглубже. Правое, которое находилось внизу не проворачивалось при этом. А передние колеса он вывернул в право и перед трактора опустился в яму на значительную глубину.
Из трубы пыхнул клуб дыма и трактор легко пошел впред, скатываясь передом в кювет, и выравниваясь а потом, задрав перед вышел на противоположную сторону рытвины.
Велика была радость моя и моей родни, а Леха даже не вышел из кабину, кивнув приветливо и ласково улыбаясь.
Вот я и говорю: "При великой опытности, при холодной голове, можно большие овраги преодолеть, а уж в отношениях-то... Не хотят, так и не надо, пускай поищут...  А мы снизим цену...Свою, конечно...


Рецензии